Тематика курсовых проектов.

ЧАСТЬ I.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

В соответствии с действующим учебным планом по специальности 060500"Бухгалтерский учёт, анализ и аудит" предусмотрено выполнение студентами курсового проекта по бухгалтерскому финансовому учёту.

Курсовой проект выполняется на базе знаний, полученных студентами не только по бухгалтерскому учету, но и по всем учетно-экономическим дисциплинам.

При написании курсового проекта студент должен показать способность будущего специалиста излагать свои мысли четко, грамотно и в строгой логической последовательности; правильно применять теоретические положения при решении конкретных практических задач. К написанию курсового проекта надо отнестись творчески.

Курсовое проектирование имеет своей целью:

• систематизацию, закрепление и расширение теоретических знаний по бухгалтерскому учету;

• приобретение навыков работы с законодательными нормативными
актами, методическими указаниями и дополнительной литературой;

• развитие практических навыков самостоятельной работы и
овладение методикой исследования.

Студентам предлагается несколько вариантов выполнения проекта:

• на примере данных конкретного предприятия;

• на примере условного предприятия и условных показателей;

• на основе исходных данных, предложенных кафедрой. Это могут

быть первичные и сводные учетные документы, выписки из регистров учета, формы бухгалтерской отчетности, размер отдельных показателей и т.д.

Первый вариант предпочтительнее для студентов заочного отделения, работающих по специальности.

Тематика курсовых проектов определяется кафедрой на каждый учебный год и сообщается студентам. Проекты, выполненные на темы, не согласованные с кафедрой, на проверку не принимаются.

В работе над проектами можно выделить следующие этапы:

1. Выбор темы и ее редактирование с учетом отдельных факторов.

2. Выбор варианта выполнения проекта.

3. Подбор и составление списка нормативных актов и
дополнительной литературы по исследуемой теме.

4. Обзор нормативных актов и статей различных авторов,
составление краткого конспекта.

5. Составление рабочего плана (содержания) курсового проекта.

6. Составление журнала(ов) хозяйственных операций.

7. Подбор приложений: первичных и сводных учетных документов,
бланков регистров учета, форм бухгалтерской отчетности и других
документов.

8. Заполнение приложений на основании журнала(ов) учета
хозяйственных операций.

9. Написание теоретической части проекта со ссылками на
нормативные документы, литературные источники и приложения.

10. Написание выводов и предложений (заключения) по проекту.

Курсовой проект должен состоять из двух взаимосвязанных частей -теоретической и практической. В теоретической части делается обзор нормативных документов по исследуемой теме, рассматривается

организация учета, а в практической части (в приложении) показывается организация учета и порядок составления отчетности на конкретных примерах.

Основное внимание при написании теоретической части проекта нужно обратить на обзор нормативных актов по исследуемой теме.

Главная цель курсового проекта- сделать собственный обзор нормативных документов и статей разных авторов, и, таким образом, проследить развитие изучаемой темы за последние 3-5 лет и в приложении наглядно отразить организацию учета в первичных документах, в регистрах и в бухгалтерской отчетности.

Рекомендуется использовать материалы из журналов «Тюменский бухгалтер», «Бухгалтерский учет", "Главбух", "Нормативные акты для бухгалтера", "Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий", из газет "Финансовая газета", "Экономика и жизнь", "Финансовая Россия".

Не нужно стремиться, как можно шире раскрыть тему из разных учебников и тому подобной литературы.

Объем теоретической части проекта должен быть не более 20-25 страниц. Приложений много также не нужно делать ; при этом не должно быть в приложении пустых бланков документов.

Следует внимательно пользоваться учебниками, учебными пособиями и другой литературой по бухгалтерскому учету, так как материал в них быстро устаревает, кроме того , в них встречаются ошибки и неправильная трактовка ряда вопросов.

Настоящее методическое пособие состоит из двух частей. В первой части даны общие рекомендации по выполнению курсовых проектов. Во второй части даются рекомендации по конкретным темам проектов.

После проверки проекта преподавателем состоится его защита, в

ходе которой студент должен подтвердить свои знания по исследуемой теме. Если проект возвращается на доработку, студент должен устранить все недостатки, ответить на поставленные вопросы(обычно это делается на оборотной стороне листов) и в течение 5 дней сдать работу вновь на проверку.

Тематика курсовых проектов.

Курсовые работы (проекты) разрабатываются каждым студентом самостоятельно по одной из тем:

1. Учётная политика, её формирование и раскрытие.

2. Учёт основных средств.

3. Учёт лизинговых операций.

4. Учёт нематериальных активов.

5. Учёт затрат по строительству объектов.

6. Учёт материальных ценностей.

7. Учёт животных на выращивании и откорме.

8. Учёт готовой продукции и товаров.

9. Учёт готовой сельскохозяйственной продукции, кормов, семян и
посадочного материала.

10. Учёт кассовых операций и денежных документов.

11. Учёт денежных средств на расчётных и специальных счетах в банках.

12. Учёт денежных средств на валютных счетах.

13. Учёт экспортных и импортных операций.

14. Учёт финансовых вложений.

15. У чёт расчётов с поставщиками и подрядчиками.

16. Учёт расчётов с покупателями и заказчиками.

17. Учёт расчётов по кредитам и займам.

18. Учёт расчётов по налогам и сборам.

19. Учёт расчётов по социальному страхованию и обеспечению.

20. Учёт расчётов с персоналом по оплате труда.

21.Учёт расчётов с подотчётными лицами и с персоналом по прочим операциям.

22. Учёт расчётов с учредителями.

23. Учёт расчётов с разными дебиторами и кредиторами.

24. Учёт собственного капитала.

25. Учёт целевого финансирования.

26. Учёт продажи готовой продукции.

27. Учет прочих доходов и расходов.

28. Учёт финансовых результатов и использования прибыли (покрытия убытка).

29. Реформирование бухгалтерского учёта в России: состояние и

перспективы.

30. Особенности бухгалтерского учёта на малых предприятиях.

Примечание: студенты могут предложить свою формулировку темы проекта.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВОГО ПРОЕКТА.

Содержание (в рабочем варианте - план) проекта зависит от избранной темы. Однако в общем виде содержание может выглядеть следующим образом:

Введение

1.

1.1................................................ 3

1.2................................................. 5

и т.д.

2.

2.1.................................................. 10

2.2.................................................. 15

и т.д.

3.

3.1.................................................. 20

3.2................................................. 25

Выводы и предложения. Cписок литературы. Приложения.

Может быть и самая простая структура:

Введение

1.

2.

3.

Заключение.

Список литературы.

Приложения

Студент самостоятельно определяет структуру своего курсового проекта в зависимости от избранной темы, учитывая, что для содержания отводится 1 страница.

___________________Разрыв раздела ( со следующей страницы)_______________________

4. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПРОЕКТА.

ВО ВВЕДЕНИИ обосновывается значимость и актуальность избранной темы, задачи учета данного объекта, указывается цель и задачи данного курсового проекта. Затем раскрывается методика выполнения проекта: по материалам конкретного хозяйства выполнена работа или условного (указать его вымышленное название), основные этапы работы над проектом, краткое содержание глав, какие материалы использованы при написании проекта. Если работа • выполнена по материалам конкретного хозяйства, нужно дать краткую его характеристику - специализация, показатели размеров предприятия, величина уставного капитала, рентабельность. Объем ведения 2-3 страницы.

В ПЕРВОЙ ГЛАВЕ, а иногда и в последующих нужно раскрыть экономическую сущность изучаемого вопроса, обязательно проработать при этом нормативные документы, регулирующие организацию учета на конкретном его участке. Эта теоретическая часть работы составляет основу проекта. Она должна быть изучена глубоко. При подборе литературы следует обращаться к изданиям последних лет.

Работая над литературными источниками, следует предварительно делать выписки на отдельные листы или специальные карточки с указанием фамилии и инициалов автора, название статьи, журнала, книги, год выпуска, номер журнала, страницы.

После этого студент последовательно излагает материал, причем не должно быть сплошного текста, а необходимо постоянно делать ссылки на нормативные документы и разные литературные источники, указанные в списке литературы. Ссылки делаются в квадратных скобках, в скобках указывается порядковый номер источника их списка литературы.

Изложение теоретического материала должно сопровождаться

конкретными примерами, расчетами, динамикой каких либо норм бухгалтерского учета за ряд лет и т.п.

Студент должен показать, что он изучил нормативную базу, познакомился с точкой зрения разных авторов и может самостоятельно проанализировать постановку учета в каком - либо хозяйстве или предложить свой вариант организации учета по одной или нескольким формам счетоводства.

В ОДНОЙ ИЗ ГЛАВ (подглав) по большинству тем курсовых проектов излагается организация первичного учета в соответствии с графиком документооборота. При этом не нужно подробно останавливаться на характеристике реквизитов документов, а основное внимание уделить на особенности первичного учета в условиях автоматизации учета, порядок переноса информации с первичных документов в компьютер и формирование первичных документов на компьютере.

В одной или нескольких главах излагается организация синтетического и аналитического учета, т.е. дается подробная характеристика счетов, применяемых для учета объекта, приводится возможная корреспонденция счетов, дается характеристика регистров учета, причем при разных формах бухгалтерского учета (формах счетоводства).

Студент должен составить журнал хозяйственных операций, в котором привести примеры типичных операций с указанием сумм и корреспонденции счетов (в отдельных случаях указать количество, цены и другие показатели). Затем эти проводки должны быть разнесены в регистры учета. Можно составить несколько журналов хозяйственных операций, по каждому синтетическому счету.

________________________Разрыв раздела (со следующей страницы).__________________________

В ПОСЛЕДНЕЙ ГЛАВЕ (подглаве) необходимо изложить порядок отражения выбранного объекта учета в бухгалтерской отчетности, т.е. по какой статье баланса или другой формы отчетности отражается объект, в какой оценке, в расчете каких других показателей или налогов используется. Необходимо также остановиться на порядке проведения инвентаризации объекта.

Заключительную часть проекта можно назвать ЗАКЛЮЧЕНИЕ или ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ. Если работа выполняется по какому-либо конкретному предприятию, то лучше сделать выводы о состоянии учета в хозяйстве и разобрать предложения по его улучшению. Кроме того в заключительной части студент должен написать с какими трудностями он столкнулся при написании работы, сделать выводы о степени освещенности исследуемой темы в нормативных документах и другой литературе. Предложить свои пути улучшения учета, а также предложения кафедре по улучшению организации процесса курсового проектирования.

В конце этого раздела курсового проекта ставиться подпись студента и дата сдачи на кафедру или в заочное отделение.

О ПРИЛОЖЕНИИ.

Приложение является не менее важной частью курсового проекта. Именно приложение определяет суть проекта. При выполнении приложений студент наглядно подтверждает теоретические положения, изложенные в первой части проекта. В приложении могут быть оформленные первичные и сводные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, инвентаризационные описи, формы бухгалтерской отчетности, налоговые декларации и другие бухгалтерские документы. Набор приложений зависит от темы проекта.

Основанием для составления приложений являются данные журналов хозяйственных операций, которые студент составляет сам. Журналы помещаются или в теоретической части, или в начале приложений (Приложение 1).

Если курсовой проект выполняется по материалам конкретного хозяйства, прикладываются копии подлинных документов, но с обязательным комментарием их содержания. Если документы в хозяйстве заполняются с большими отклонениями от рекомендаций, не на типовых бланках, студент переносит данные этих документов в проектируемые, составленные "по правилам" документы.

Не нужно забывать, что все приложения должны быть пронумерованы, на каждое приложение должна быть ссылка в теоретической части с небольшим пояснением его содержания, показатели приложений должны быть взаимоувязаны.

В приложении могут быть переложены данные одной формы бухгалтерского учета на другую, например с мемориально-ордерной на журнально-ордерную, на упрощенную, на простую. Самым лучшим будет вариант переноса данных в компьютер.

ПРИМЕЧАНИЕ: Кафедра по возможности (за определенную плату) будет обеспечивать студентов чистыми бланками бухгалтерских документов. Для получения нужных документов Студент должен подать заявку, подписанную преподавателем- руководителем проекта, лаборанту кафедры. При отсутствии на кафедре бланков студент находит их самостоятельно или чертит от руки.

____________________________Разрыв раздела (со следующей страницы)_________________________

Наши рекомендации