Исследование и анализ рынка
Практическая работа 3.
Разработка бизнес-плана СТО
Цель: получить первоначальные умения по разработке бизнес-плана СТО.
Задание
1. Познакомьтесь с одним из вариантов бизнес-плана, представленного ниже.
2. Выберите для разработки своего бизнес плана исходные данные:
- название СТО;
- марки обслуживаемых автомобилей (не более 3);
- место расположения СТО;
- виды выполняемых услуг и др.
3. По примеру приведенного ниже бизнес-плана и доп. материалов разработать свой бизнес- план.
4. Сделать презентацию и защитить свой вариант бизнес- плана.
(Необходимую информацию для составления своего бизнес-плана СТО, в том числе статистические данные можно брать в документах Интернет) или принимать реальные условные значения.
5. Финансовую часть (п.9) бизнес- плана выполнить самостоятельно за премиальные баллы
Бизнес план
предприятия «Das Auto»
(автор-?)
Предприятие «Das Auto» станет крупным автосервисом по обслуживанию автомобилей марки«Volkswagen»,«Skoda»и «Audi».Цель данного бизнес-плана показать экономическую эффективность данного проекта.
По расчетам, на начальный период становления автосервиса за счет преимуществ над конкурентами удастся обслужить около 30% рынка данных марок в г. Перми, что составляет 1000 автомобилей в возрасте от 1 до 5 лет.
Организационно правовая форма предприятия – общество с ограниченной ответственностью. Учредителями станут несколько людей, которые внесут равные доли в создание первоначального капитала, необходимого для внесения авансового платежа лизинговой фирме.
Свой выход на рынок, прежде всего, акцентируем более низкой ценой обслуживания, т.е. 650 р. за 1 нормо-час. Это, на мой взгляд, наиболее перспективный метод внедрения нашего предприятия на гигантский рынок автосервисных услуг. Данный автосервис будет выполнять все виды работ по техническому ремонту и обслуживанию автомобилей. Реклама по привлечению клиентов будет размещена на щитах города, а также в печатных СМИ.
Также следует отметить и небольшой штат работников предприятия, что, несомненно, способствует укреплению дружеских связей в коллективе и как следствие высокий уровень обслуживания.
В нашем сервисе будет создана база данных о парке автомобилей, которые побывали у нас, с разбивкой по моделям, модификациям, годам изготовления, которая будет служить для контроля срока проведения технического обслуживания, анализа поступления автомобилей, прогноза реализации сервиса и запасных частей.
Для реализации данного проекта на первоначальном этапе (первый год) необходимо 5 268 242 р., во 2-й год 3 646 071 р. В дальнейшем за счет погашения всех долгов, предприятие будет работать на собственную прибыль, что значительно увеличит денежный поток. Срок окупаемости данного предприятия около 2-х лет, что несомненной быстро для автосервиса, с учетом того, что предприятие на начальном этапе будет приносить доход равный 4150116 р. В дальнейшем эта сумма увеличится за счет планового повышения стоимости 1нормо-часа, а также в планируемом увеличении обслуживаемых автомобилей.
Общая характеристика АТП
Предприятие «Das Auto»будет располагаться по улице шоссе Космонавтов 373 (трасса в сторону Аэропорта Б.Савино). Данное место находится не в центре города, что дает преимущественно удобный подъезд и легкую парковку для наших клиентов. Рядом находятся ряд других крупных автотехцентров – это«Volvo», «Honda»,«Ford».Но они занимаются обслуживанием автомобилей других производителей, поэтому здесь не идет никакой речи о прямых конкурентах.
Данный автосервис будет являться частной собственностью - все основные средства принадлежат владельцу предприятия. Работающие являются штатными рабочими в соответствии с трудовым договором.
Предприятие «Das Auto» станет для города новым местом обслуживания автомобилей марок «Volkswagen»,«Skoda»и «Audi»,а также будет регулярно перечислять налоги в городской бюджет. Также мы имеем возможность предложить рабочие места, что для нашего региона крайне актуально, так как имеет место большая безработица.
АТП и его услуги
Данное предприятие будет заниматься техническим обслуживанием и всеми видами ремонта автомобилей марок «Volkswagen»,«Skoda»и «Audi». Мы планируем обслуживать автомобили в возрасте от 1 до 5 лет. Список работ, выполняемых нашим автосервисом сведем в таблицу 1.
Таблица 1.
Перечень выполняемых автосервисом работ.
№ п/п | Наименование услуги |
Техническое обслуживание автомобилей | |
Регламентные работы (по видам ТО) | |
Уборочно-моечные работы | |
Контрольно-диагностические работы | |
Смазочно-заправочные работы | |
Регулировка фар | |
Регулировка углов установки управляемых колес | |
Регулировка топливной аппаратуры | |
Регулировка сцепления | |
Регулировка тормозной системы | |
Регулировка рулевого управления | |
Регулировка системы зажигания | |
Ремонт автомобилей | |
Замена агрегатов, узлов и деталей | |
Ремонт двигателей | |
Ремонт передней подвески и рулевого управления | |
Ремонт тормозной системы | |
Подготовка к окраске и окраска | |
Шиномонтажные работы, балансировка колес | |
Ремонт сцепления | |
Ремонт топливной аппаратуры | |
Продажа запасных частей к автомобилям | |
Продажа зап. частей к легковым автомобилям | |
Дополнительные услуги | |
Установка охранной сигнализации | |
Установка автомобильной звуковой аппаратуры | |
Продажа расходных материалов и тех. жидкостей | |
Тонирование стекол автомобиля |
На период своего развития мы, проанализировав рынок автомобилей данных марок в г. Перми (см. пункт 4), имеем возможность обслужить 30% рынка, т.е. 1000 автомобилей в год. В дальнейшем мы планируем увеличить данное количество автомобилей за счет конкурентных преимуществ, которые будут описаны далее. В том числе мы не исключаем возможности обслуживать марки других автомобилей, и планируем открыть салон по продаже подержанных автомобилей, что будет, несомненно, интересно для жителей нашего города. Сегодня все больше людей предпочитают подержанные иномарки, поэтому можно спрогнозировать дальнейшее увеличение спроса на наши услуги. Рынок сервисных услуг еще много лет не будет ощущать недостаток предложения, поэтому ожидается необходимый объем заказов, даже при небольшой затрате на рекламу.
Исследование и анализ рынка
Сегодня трудно представить нашу жизнь без автомобиля. В разных мегаполисах можно наглядно рассмотреть все многообразие современного рынка автомобилей. Стремясь удовлетворить спрос автовладельцев, мировые производители улучшают скоростные качества автомобиля, повышают топливо – экономические свойства, делают автомобили более экологически чистыми. Внедряя новые технологии, оснащают автомобиль бортовым компьютером с высокочувствительными датчиками: парковки, дождя, круиз –контроля. Пытаясь подчеркнуть индивидуальность каждого автомобиля, автопроизводители увеличили гамму цветов автомобилей до 70 тысяч, перешли на новые легкие металлы, пластмассы и комбинированные материалы.
В результате бурного развития автомобилестроения и повышения спроса на автомобили, авторемонтный бизнес переходит от обычного обслуживания к послеаварийному ремонту автомобилей,тем самым становится более рентабельным. На данном этапе можно выделить основные требования к современным автомастерским:
- высокий уровень обслуживания
- повышение квалификации специалистов
- увеличение инвестиций на оснащение и приборы
- применение новых технологий
- увеличение выполняемых услуг
Все это приводит к снижению пребывания автомобиля в ремонтной зоне, сокращение потребности в материалах и запасных частях, увеличение стоимости труда и заработной платы.
Город Пермь является одним из крупных городов России. В последние годы наблюдается высокая интенсивность развития промышленной жилой и, что очень важно, транспортной инфраструктуры. Уровень автомобилизации в стране находится в стадии бурного всплеска, о чем свидетельствует статистика. Количественной оценкой уровня автомобилизации принято считать отношение кол-ва автомобилей на тысячу жителей. Автомобильная плотность в расчете на 1000 жителей в регионах исследования на 1 января 2009 года представлена в табл. 2
Таблица 2.
Количественная оценка уровня автомобилизации отдельных регионов.
№ п/п | Регион РФ | Количество автомобилей в расчете на 1000 жителей |
г. Москва и Московская область | ||
г. Санкт-Петербург и Ленинградская область | ||
г. Ростов-на-Дону и Ростовская область | ||
г. Самара и Самарская область | ||
г. Екатеринбург и Свердловская область | ||
Республика Татарстан | ||
г. Нижний Новгород и Нижегородская область | ||
г. Пермь и Пермская область |
Как видно из таблицы г. Пермь по уровню в конце списка, соответственно можно прогнозировать самый высокий потенциал в развитии автомобилизации (предел насыщения плотности в Европе 400, в США—600 ед. транспорта на тыс. жителей. Логично предположить что для РФ ближе американская модель развития автомобилизации — территориальный фактор).
В табл. 3 представлена ожидаемая динамика изменения парка а/м в РФ, согласно статистическим данным по результатам исследований сделанным Министерством транспорта РФ для Правительства России.
Таблица 3.
Прогнозируемое изменение количества парка автомобилей в России в период до 2010 года.
Год | Парк автомобилей, ед. | Будет продано автомобилей, ед. | ||
Отечественные | Иномарки | Отечественные | Иномарки | |
Динамику изменения структуры автомобильного парка в РФ отобразим на рисунке 1.
Рис.1. Динамика изменения структуры автомобильного парка в РФ
Проанализировав количество в городе Перми данных марок и с данным «Возрастным ограничением», мы получили число 3080 автомобилей (Таблица 4). Исходя из того, что часть автомобилей ремонтируется у официальных дилеров, а часть – в других автосервисах, можно утверждать, что мы сможем обслужить примерно 1000 автомобилей, что составляет 30% от общего числа.
Таблица 4.
Количество автомобилей «Skoda»,«Volkswagen»,«Audi»,зарегистрированных в городе Перми за2009-2010 год
Марка Автомобиля | Количество в г. Перми |
«Volkswagen» | |
«Skoda» | |
«Audi» | |
Всего |
Анализ конкурентов
Сделав анализ рынка автомобилей, далее необходимо упомянуть и об их владельцах. Потребители – разные люди, но все имеют общую черту – чувствительность к тому, как к ним относятся. Наши клиенты – это владельцы автомобилей марок «Volkswagen»,«Skoda»и «Audi». Итак, учитывая, что конкуренты предоставляют свои услуги от 700 до 1500 рублей за 1нормо-час, мы предлагаем своим клиентам стоимость услуг – 650 рублей за нормо-час. Также одним из наших преимуществ станет бесплатная буксировка или эвакуация автомобиля до нашего сервиса.
Нашими непосредственными конкурентами являются официальные дилеры этих марок автоцентр «Премьер»,«Экскурс» и «Skoda» в Камской долине, но я предполагаю, что исходя из наших конкурентных преимуществ мы сможем привлечь к себе клиентов. Также, одним из факторов привлечения клиентов, будет и то, что мы строим абсолютно новый и современный автосервис по обслуживанию автомобилей, что должно заинтересовать многих владельцев автомобилей. Ведь многие захотят, чтобы их «любимцы» обслуживались и ремонтировались на самом современном оборудовании руками высококвалифированных специалистов. Сравнительную характеристику факторов конкурентоспособности дадим в таблице 5.
Таблица 5.
Факторы конкурентоспособности предлагаемых услуг по ремонту автомобилей
Факторы конкурентоспособности | Das Auto | Главные конкуренты | ||
Экскурс | Премьер | Skoda | ||
1. Услуга 1. Качество 2. Престиж организации 3. Уникальность | Высокое Средний Бесплатная буксировка или эвакуация автомобиля сервиса | Выше среднего Высокий - | Высокое Высокий - | Высокое Средний Бесплатная мойка |
2. Цены 1. Продажная 2. Скидки 3. Сроки платежа | 650 р за 1 н/ч До 10 % или полная мойка Предоплата 50%, остальное при выдаче авто | 1300 р за 1 н/ч До 5 % Предоплата 50%, остальное при выдаче авто | 1400 р за 1 н/ч До 6 % Предоплата 50%, остальное при выдаче авто | 1000 р за 1 н/ч До 7 % Предоплата 50%, остальное при выдаче авто |
3. Продвижение услуги на рынке 1. Реклама для потребителей 2. Телевизионный маркетинг 3. Продажа услуги через Интернет | СМИ, плакаты по городу Есть Есть | СМИ, плакаты по городу Есть Нет | СМИ, плакаты по городу Есть Нет | СМИ, плакаты по городу Есть Нет |
План маркетинга
Как уже было замечено, владельцы машин отдают свои автомобили в ремонт после гарантийного периода не только дилерским центрам, но и независимым от изготовителя ремонтным предприятиям,если они расположены ближе или дешевле ремонтируют.
В своей стратегии развития предприятия на начальном этапе мы планируем получать доход, прежде всего с кузовных работ, работ по окраске и проведение технического обслуживания автомобилей. Из этих средств будет складываться наш денежный фонд, за счет которого мы сможем бесплатно менять сломанные детали и узлы, которые указаны в договоре с клиентом, т.е. наши гарантийные обязательства.
Как показывает статистика, на рынке автосервисных услуг наблюдается сезонность обслуживания, так большой спрос на работу сервиса наблюдается с апреля по октябрь, и снижается,соответственно, с ноября по март. То есть можно отметить, что большую часть года спрос на выполняемые услуги будет достаточно высоким.
Свой выход на рынок мы прежде всего акцентируем более низкой ценой обслуживания, т.е. 650 р за 1 нормо-час. Это, на мой взгляд, наиболее перспективный метод внедрения нашего предприятия на гигантский рынок автосервисных услуг.На период становления мы планируем оставить цену постоянной, но в дальнейшем с учетом инфляции и, как следствие, роста цен на запасные части, наша цена может вырасти. Но иногда с целью привлечения клиента, конечно, с учетом стабильного дохода, мы будем проводить акции,например, 1 нормо-час 600 р, либо бесплатная полная мойка вашего автомобиля и т.п.
В нашем сервисе будет создана база данных о парке автомобилей, которые побывали у нас, с разбивкой по моделям,модификациям, годам изготовления,которая будет служить для контроля срока проведения технического обслуживания, анализа поступления автомобилей, прогноза реализации сервиса и запасных частей.
Также мы считаем необходимым создать базу данных о покупателях и заказчиках, которая будет служить для анализа и прогноза потребностей, рассылки приглашений на сервис и на рекламные мероприятия, поздравления и т. п.
Сегодня, открывая какое-либо новое предприятие, невозможно обойтись без рекламы. Ведь, как известно, реклама– двигатель торговли. Изучив все возможные виды рекламы, мы решили, что сегодня наиболее эффективна реклама в печатных СМИ (средства массовой информации), а также реклама на щитах по всему городу.
Оценку эффективности медийной рекламы при выводе на рынок новой марки автомобильных товаров и услуг отобразим на графике 1.
График 1. Эффективность рекламы в различных СМИ, где по оси ординат – процент эффективности.
Также я считаю необходимым привести таблицу степени доверия своей аудитории к различным СМИ. Ведь мнение людей, а в нашем случае будущих клиентов,крайне важно в стратегии развития нашего предприятия и правильного направления в рекламной деятельности. Занесем результаты полученных исследований в таблицу 6.
Таблица 6.
Показатели степени доверия аудитории к СМИ.
Тип СМИ | Свойства медиа | Степень доверия |
Газеты | Информационный ресурс | Высокая степень доверия |
Журналы | Развлекательный ресурс | Средняя степень |
Телевидение, радио и Интернет | Массовый развлекательно-информационный канал | Низкая степень доверия |
Эти виды рекламы могут охватить большую часть населения нашего города, тем самым, увеличив процент потенциальных клиентов. Следуя негласному правилу о том, что на рекламу необходимо выделять 1-2 % от общей прибыли предприятия,мы решили взять «золотую середину» и планируем выделять 1,5 % от дохода.
План производства и операций
Необходимо определится с площадью данного предприятия. Определим ее из расчетов, что 1 стандартный пост занимает 40 .Сделаем необходимые расчеты:
- 4 общих поста – 160
- пост подготовки к окраске– 40
- пост правки кузовов –40
- пост окраски – 40
- пост мойки – 40
- склад – 10
- туалет – 8
- раздевалка и душевая –20
- место администратора и зал ожидания – 16
Итого получаем производственное помещение общей площадью 358 .В дальнейшем мы планируем увеличить как штат, так и количество выполняемых услуг, поэтому целесообразно округлить цифру до 400 .
Также необходимо учесть и стоянку для автомобилей перед помещением: 1 автомобиле-место занимает 25 м2,возьмем оптимальное число мест для нашего сервиса 5 и получим 125м2 -это место, отводимое для машин клиентов,либо автомобилей ожидающих заезда в ремонтную зону.
Итак, в общей сложности мы получаем площадь размером 525 (400+125). Но так как необходимо иметь определенное место под расширение автосервиса, то необходимо задаться площадью в 550 ,что вполне приемлемо для данного предприятия.
Сегодня под строительство автосервиса стало общепринятым использовать модульные конструкции,стоимость которых, вместе с установкой,составляет 10 000 р за 1 .
Так как мое производственное помещение составляет 400 то затраты на его строительство составят 4 000 000 р. Земля под строительство автосервиса в городе Перми стоит около 1 500 000 р. Итого суммарная стоимость данного объекта составит 5 500 000. Стоимость и наименование необходимого для работ оборудования и инструмента поместим в таблицу 7.
Таблица 7.
Стоимость и наименование необходимого для работ оборудования и инструмента.
Потребность в инструментах и оборудовании | ||||
Количество | ||||
1. пост зоны ТОиР | ||||
оснащение поста | кол-во | стоимость | модель(наименование) | |
подъемник 2х стоечный | 183 000 | П- 97МК "Лидер" | ||
набор инструмента слесарного | 13 500 | Арсенал НУ | ||
Пневмоинтрумент | 18 000 | FIAC -1058 | ||
2. Пост диагностики | ||||
оснащение поста | ||||
сканер диагностический | 20 000 | Scan I | ||
осцилограф | 10 590 | KRP | ||
стробоскоп | 1 200 | TL-2200 | ||
компрессометр дизель | KA-6720К | |||
компрессометр бензин | G-324 | |||
манометр + переходники | ИД-У | |||
3. Пост шиномонтажа | ||||
стенд шиномонтажный | 30 500 | LC-810 | ||
стенд балансировочный | 103 250 | HOFFMAN | ||
4. Кузовной участок | ||||
стапель | КС-105/П-10С | |||
камера окрасочная | ТермоМакс "TM 1/6-В" Классика | |||
пистолет окрасочный | TIG 25 | |||
пистолет грунтовочный | ANDO\1 | |||
оборудование сварочное | 96 600 | TIG.SOUND AC-DC 2030/M | ||
оборудование полировочное | 5 000 | |||
4. доп. Оборудование | ||||
Установка обсл.Кондиционеров | 105 000 | Breeze Evolution 134 | ||
Стенд промывки форсунок | 62 000 | КИ-1001(ДД-2200) | ||
Вытяжки | 24 650 | Dropper | ||
Стенд развал-схождение | КДС- 5К | |||
Подъемник (для сход-развала) | 141 450 | ОМА | ||
Прибор регулировки фар | 12 000 | 2066/TUV | ||
Стойка трансмиссионная | 6 000 | ОМА 606 | ||
Маслосборники | 5 500 | OMA 610 | ||
Кран (малый) | 13 000 | ОМА 589 | ||
пресс гидравлический наполный | 14 000 | ОМА 651 | ||
Ключи динамометрические | Арсенал | |||
Съмники универсальные | 5 000 | Flanch | ||
мойка | Karher | |||
5. Оборудование обеспечения рабочего процесса | ||||
Компрессор с ресивером | 15 130 | AB-100/335 | ||
Всего | 1 707 034 |
Следующим шагом станет выбор оборудования для административного помещения. Учитывая размеры организации примем следующие цифры (см.таблицу 8).
Таблица 8.
Наименование и стоимость необходимого оборудования для административного помещения.
№ | Наименование | Количество, шт. | Цена, руб. | Общая стоимость, руб. |
Офисная мебель | ||||
Персональный компьютер | ||||
Оргтехника | ||||
Диван | ||||
Телефон | ||||
Шкафы в раздевалку | 7 000 | |||
Прочее | ||||
ИТОГО, руб. |
В настоящее время перед многими российскими предприятиями стоит серьезная проблема поиска и привлечения долгосрочных инвестиций для расширения производства, приобретения современного оборудования и внедрения новых технологий. В ситуации, когда возможности получения инвестиционных кредитов ограничены, лизинг является одним из наиболее доступных и эффективных способов финансирования развития производства. Сегодня лизинг в России является самым востребованным инструментом долгосрочного финансирования при приобретении абсолютно любой техники или оборудования.
Мы также решили взять все производственное оборудование и инструмент, а также производственное помещение в лизинг.
Основными преимуществами лизинга являются: