Инвестиции — удел ясно мыслящих

«Мы должны отдавать отчет в том, что на тракторном рынке не обеспечим себе тех объемов, которые необходимы для безубыточной работы. Нам надо загружать производственные мощности другим способом», — заявил Миронов, когда пришел на завод. Так началась для «Промтрактора» венчурная деятельность. Ее цель — запускать произ­водство новой продукции, наиболее приближенной к конечному по­требителю, к живым деньгам. Развивается она в двух направлениях. Первое — на базе уже существующих подразделений и оборудования создается новый продукт. Второе — под новый продукт ищутся день­ги, создаются дочерние предприятия, закупается оборудование.

На начальном этапе реструктуризации преобладал первый подход. Об этом рассказывает г-н Ярмолович: «Так была создана фирма "Стройдеталь". Нашли много неиспользованного оборудования по производ­ству метизов, соединили, поставили людей, начали раскручивать. Другие примеры — "Станкосервис" (ремонтное предприятие), "Ли­тий" (собирает металлолом по заводу и продает его), литейное произ­водство расширило ассортимент для выхода на экспорт». Но посте­пенно акцент в инновационной деятельности перешел на второе на­правление. Например, проект «Heroe» по производству и продаже стеклопакетов чисто венчурный, он прошел все стадии: идея, бизнес-план, поиск инвестора (им стал ульяновский филиал Инкомбанка), закупка оборудования.

В головной компании и дочерних предприятиях созданы службы развития. Они анализируют произ­водственные и сбытовые возможности, управляют разработкой инно­вационных проектов, заказывают научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Финансирование идет из общего фонда развития (в 1997 г., например, он составлял 22 млрд. руб.). В итоге освоен выпуск более 250 новых видов продукции (здесь и комплектующие к рукавам высокого давления, и композиционные материалы, и кормоизмельчители, и трубосварный стан, и запчасти для импортной техники, и изделия из промышленного трикотажа, а также одежда и обувь). Кроме того, оказывается более 20 видов услуг. Это сыграло не последнюю роль в росте объема реализации (рис. 13).

Главенствующие НИОКР

Машиностроительный гигант, делающий деньги на одежде и обуви, — это, как говорится, было бы очень смешно... Действительно, по количеству проданных тракторов в 1997 г. удалось лишь приблизиться кпланке предбанкротного 1995 г. (рис. 14). Но и это достигнуто благодаря непрерывным попыткам найти новые, ниши или расширить существующие.

 
 
Общий объем реализации

Инвестиции — удел ясно мыслящих - student2.ru Инвестиции — удел ясно мыслящих - student2.ru

Объем реализации тракторов
Инвестиции — удел ясно мыслящих - student2.ru

Рис. 13.Динамика реализации продукции

холдинга «Промтрактор»

Инвестиции — удел ясно мыслящих - student2.ru

Рис. 14.Динамика продаж тракторов

Служба маркетинга предложила изменить стратегию серийного производства в пользу промышленных трак­торов нового класса, которые до этого были в опытных образцах и мелкой серии. В 1997 г. новые модели состави­ли 65% выпуска, на 1998 г. планиру­ется 75%. Оценив растущую потребность «Газпрома» в ремонте изношенных трасс, резко увеличили производство по заявкам трубоукладчиков. Испытывают и готовят к серийному производству еще более легкий трактор в различных модификациях (КБ-8), выходящий на нетрадиционные для завода рынки дорожного и коммунального строительства, лесотехнической промышленности, сельского хозяйства.

В 1996 г. попробовали самостоятельно выйти на внешний рынок (США, Гондурас и Китай): всего 3% продаж, зато в живых деньгах. Кроме того, это стимулировало развитие рекламной и маркетинговой служб, и теперь «Промтрактор» «мониторит» все программы, где пре­дусмотрены тендеры на поставку тракторной техники, участвует в меж­дународных выставках. Наконец, внешний рынок потребовал повы­шения качества. На заводе осуществляется масштабная программа сер­тификации по системе ISO 9000. Техника, поставляемая на экспорт, комплектуется двигателями известной американской марки «Comings»: стоят они столько же, сколько двигатели традиционного поставщи­ка, Ярославского завода, но по качеству — гораздо выше (правда, за них надо платить сразу и в твердой валюте). А это сильно влияет на продвижение торговой марки на новых рынках.

Однако судьба завода, по мнению управляющего, решается даже не маркетингом, а научно-техническим центром. Он был сохранен, хотя именно расходы на НИОКР мешали внешнему управляющему в конце арбитражного срока показать баланс с прибылью. НТЦ вклю­чает научно-исследовательский отдел, генеральное конструкторское бюро, лаборатории, вспомогательные технические службы — всего 650 человек. «Наверное, в тракторной отрасли мы сегодня единствен­ное предприятие, которое сохранило какой-то костяк квалифициро­ванных конструкторов. Так что если мы выживем и отрасль не будет целиком замещена импортом, то наше конструкторское бюро будет неким центром кристаллизации для восстановления тракторострое­ния в России», — говорит Игорь Миронов.

Хотелось бы верить, что усилия Миронова и его команды не пропадут даром. Однако когда речь заходит об инвесторах, руководство завода начинает махать руками, дескать, переговоры ведем, но назы­вать всуе конкретные имена не будем, боимся сглазить. Похоже, ввязы­ваться в такой тяжелый бизнес мало желающих, хотя, по мнению Ми­ронова, пора: естественный рыночный отбор сделал свое дело, силь­нейшие видны невооруженным глазом. Впрочем, у инвесторов еще есть время на раздумья, ведь благодаря усилиям менеджеров «Промтрак­тор» по крайней мере до 2000 г. точно продержится на плаву.

Вопросы и задания

1. Перечислите факторы, свидетельствующие о кризисном состоянии корпорации. Выделите факторы долговременного и кратковременного действия.

2. Охарактеризуйте сложившуюся после реорганизации структуру. Какие сильные и слабые стороны корпорации можно выделить на этом эта­пе реструктуризации?

3. Какие факторы можно (гипотетически) выделить как определяю­щие для успеха или неудачи бизнес-единиц, возникших в результате реструктуризации. Как Вы оцениваете эффективность принятых мер по контролю за деятельностью бизнес-единиц?

4. Каковы преимущества и трудности выхода на международный рынок?

АНГЛИЙСКИЙ ПАЦИЕНТ

Наши рекомендации