Стратегия инвестиционной деятельности

  1. Система управления инвестициями: объекты, субъекты, функции
  2. Сущность инвестиционной стратегии организации (предприятия) и принципы ее разработки
  3. Характеристика основных схем финансирования инвестиционных проектов
  4. Инвестиционный портфель: сущность и методы управления портфелем
  5. Классификация инвестиционных стратегий. Направления инвестирования, финансовые инструменты и сроки инвестирования
  6. Методы оценки инвестиционных проектов

Финансовое планирование и прогнозирование

  1. Прогнозирование объема продаж
  2. Характеристика финансового прогнозирования
  3. Метод расчета процентов от продаж
  4. Аналитический метод финансового прогнозирования
  5. Метод расчета финансовых коэффициентов в финансовом прогнозировании
  6. Имитационное финансовое моделирование и прогнозирование

Предпринимательские риски

  1. Теоретические аспекты риска как экономической категории: понятие, его основные элементы и свойства, причины возникновения
  2. Сущностные характеристики финансового риска организации (предприятия) как объекта управления и его классификация по основным признакам
  3. Общие основы риск-менеджмента в организации (на предприятии)
  4. Методы снижения риска в предпринимательской деятельности

Экономическая теория

  1. Собственность как экономическая категория. Виды и формы собственности
  2. Товар. Потребительная стоимость и полезность
  3. Несовершенная конкуренция (формы и их особенности)
  4. Понятие рынка. Виды рынков
  5. Спрос и предложение. Закон спроса и закон предложения
  6. Эластичность спроса (виды, формы, практическое применение)
  7. Полезность и предельная полезность. Бюджетная линия и кривые безразличия
  8. Экономический рост: понятие, факторы, типы, показатели
  9. Государственное регулирование экономики (необходимость и методы регулирования)
  10. Валовой национальный продукт и валовой внутренний продукт: понятие, методы расчета, значение для экономики

Зав. кафедрой экономической

теории и финансов В.С. Жаров

Лекции по Ивановой.

25.10

Тема Управление запасами.

Управление запасами - это сложный комплекс мероприятий в котором задачей финансового менеджмента тесно переплетаются с задачами производственного менеджмента. Эти задачи направлены на достижение единой цели: обеспечение бесперебойного процесса производства и реализация продукции при минимизации текущих затрат по обслуживанию запасов. В процессе определения потребности, запасы предварительно группируются следующим образом:

  1. Это производственные запасы – запасы сырья и материалы необходимые для производства продукции
  2. Незавершенное производство
  3. Запасы готовой продукции

Потребность к запасам каждого вида определятеся раздельно по следующим группам:

1) Запасы текущего хранения. Это постоянная обновляемая часть запасов которая формируется на регулярной основе

2) Запасы сезонного хранения связаны с сезонным потреблением запасов

3) Запасы целевого назначения.

1 Метод управления запасами. Нормирование.

К нормируемым средствам относятся все оборотные производственные фонды и часть фонда обращения в виде запасов в виде готовой продукции на складе предприятия. К ненормируемым относятся все остальные. Точный расчет потребностей предприятия в оборотных средствах необходимо вести из расчета времени пребывания оборотных средств в сфере производства и в сфере обращения. Время пребывания оборотных средств в производстве включает в себя:

А) время в течение которого оборотные средства находятся в процессе обработке.

Б) Время перерывов производства, которое не требует затрат рабочего производства.

В) время в течение которого оборотные средства производства которые пребывают в состоянии запасов.

Г) время пребывания оборотных средств запасов в сфере обращения включает в себя: время нахождения их в форме остатках нереализованной продукции; время денежных средств в кассе предприятия; на счетах в банке; в расчетах с хозяйствующими субъектами.

Общее время оборота складывается из пунктов А и Б (в сфере производства и в сфере обращения).

Качественная характеристика – скорость обращения.

Существует 3 метода расчета нормативов оборотных средств:

1 аналитический – опытно-статистический. Он отражает сложившуюся практику организацию производства снабжения и сбыта. Сущность его состоит в том что при анализе имеющихся товарно-материальных ценностей корректируется их фактические запасы и исключаются излишние ТМЦ.

2. коэффициентный. В сводный норматив предшествующего периода вносятся поправки на планируемое изменение объема производства и на ускорение оборачиваемости средств.

3. метод прямого счета предусматривает научно обоснованный расчет запасов по каждому элементу средств в условиях достигнутого организационно технического уровня предприятий с учетом всех изменений происходящих в развитии техники и технологий, в организации производства, транспортировки ТМЦ, и в области расчета.

Рассмотрим метод прямого счета. Нормирование оборотных средств заключается:

  1. В разработке и установлении норм запасов всех оборотных средств по отдельным видам ТМЦ, выраженных в днях.
  2. В разработке нормативов собственных оборотных средств в целом и для каждого их элемента в денежном выражении.

Норматив собственных оборотных средств каждого предприятии определяется следующими показателями:

1) Объема производства и реализации продукции

2) Затратами на производство и хранение и реализацию продукции

3) Нормами запасов оборотных средств по отдельным видам ТМЦ

Формула по элементу: Н м=(О/Т)*n

О - это оборот( расход, выпуск) по данному элементу за период.

Т это продолжительность периода в днях.

n это норма оборотных средств по данному элементу

Метод № 2. Оптимизация размера основных групп текущих запасов.

Для оптимизации размера текущих запасов ТМЦ наибольшее распространении получила модель «экономически обоснованного размера заказа». EOQ (Economic )

Эта модель может быть использована для производственных запасов и для запасов готовой продукции. Расчетный механизм модели основан на минимизации совокупных операционных затрат по закупке и хранению запасов на предприятии. Эти операционные затраты предварительно делятся на две группы:

- Сумма затрат по размещению заказов (включает расходы по транспортировке и приемки товара).

- сумма затрат по хранению товара на складе.

С одной стороны предприятию выгодно завозить сырье и материалы как можно более высокими партиями (чем выше размер партии поставки, тем ниже совокупный размер операционных затрат по размещению заказов в определенном периоде).

ОперациоонеЗатраты=(ОбъемПроизводственногоПотребления товара/РазмерПартииПоставки)*СреняястоимостьРазмера Заказа

При неизменном объеме производственного потребления и средней стоимости размещения одного заказа общая сумма операционных затрат по размещению заказов минимизируется с ростом среднего размера одной партии поставки товара.

понедельник, 1 ноября 2010 г.

С другой стороны высокий размер одной партии товара вызывает соответствующий рост операционных затрат по хранению товаров на складе, так как при этом увеличивается средний размер запаса, в днях оборота. Если закупать сырье 1 раз в 2 месяца, то средний размер его запаса составит 30 дней. Если размер партии поставки снизить в двое, закупать сырье 1 раз в месяц, то средний размер его запаса составит 15 дней.

Рисунок.

При неизменно стоимости хранения единицы товара в рассматриваемом периоде общая сумма операционных затрат по хранению товарных запасов на складе минимизируется при снижении среднего размера одной партии поставки товара. Таким образом, с ростом среднего размера одной партии поставки товара снижаются операционные затраты по размещению заказов и возрастают операционные затраты по хранению товарных запасов на складе предприятия. Модель EOQ позволяет оптимизировать пропорции между этими двумя группами операционных затрат таким образом чтобы совокупная их сумма была минимальной.

Формула:

ОПП объем проиводственного партии

С средняя стоимость размещения одного заказа.

=

Задача: годовая потребность в определенном виде сырья составляет условных 1000 д.е. . средняя стоимость размещения заказа составляет 12 д.е. средняя стоимость 1 ед товара 6 д.е. 1. Найти оптимальный размер партии поставки. 2. Сколько раз необходимо делать заказ. 3. Как часто?

Решение:

Правило 80-20 или система ABC. Основной задачей этой системы является своевременное размещение заказов на пополнение запасов и вовлечением в хозяйственный оборот излишних сформированных их видов. Суть системы ABC состоит в разделении всей совокупности запасов ТМЦ на три категории исходя из их стоимости объема и частоты расходования отрицательных последствий их нехватки для хода операционной деятельности и финансовых результатов. Как правило эта система применяется для оценки запасов готовой продукции на складе. Всю номенклатуру выпускаемых изделий можно разбить на три группы:

  1. Группа изделий А это наиболее дорогостоящие виды запасов на их долю приходится около 80% общей стоимости выпущенной продукции. Но эти изделия составляют от 15 до 20% всего выпуска продукции поступившей на склад.
  2. Группа изделий Б. они средние по стоимости изделия от 10 до 15% от общей стоимости выпуска. В количественном отношении они составляют 30% от общего объема продукции поступившей на склад.
  3. Группа изделий С от 5 до 10% от общего объема стоимости. Самые дешевые и самые массовые. Их количество 50% от общего количества.

Модель Уилсона

понедельник, 8 ноября 2010 г.

Тема. Управление Дебиторской задолженностью.

Общая сумма средств находящейся в конкретный момент времени на счетах дебиторов определяется двумя факторами. 1. Средним периодом между реализацией товара и получение выручки от их продажи. 2. Объемом реализации товаров в кредит. Необхоимость управлением уровнем дебиторской задолженностью обусловлено:

- стремление к максимизации денежных потоков предприятия.

- желанием снизить издержки фирмы, возникающие из-за того, что любое увеличение дебиторской задолженности должно быть профинансировано каким либо способом (внешние заимствования, или собственной прибыли)

Дебиторская задолженность это комплексная статья, включающая расчеты: с покупателями и заказчиками, по векселям к получению, с дочерними и зависимыми обществами, участниками по взносам в УК, по выданным авансам с прочими дебиторами.

Дебиторы это юридические и физические лица, которые имеют задолженность перед данным предприятием.

Дебиторская задолженность делится на 2 группы:

-нормальная – считается задолженность платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты.

-ненормальная – платежи по которой более 12 месяцев.

Для того чтобы избежать ухудшения финансового состояния в результате создается резерв по сомнительным долгам.

Сомнительным долгом признается дебиторская задолженность предприятия которая не погашена в сроки установленные договорами и необеспеченна соответствующими гарантиями.

Пример. Оценка реального состояния дебиторской задолженности.

Классификация дебиторов Сумма дебиторской задолженности в тыс. руб. Удельный вес в общей сумме, в % Вероятность безнадежных долгов, в % Сумма безнадежных долгов в тыс. руб. Реальная величина задолженности в тыс.руб.
1)0-30 дней      
2)30-60 дней      
3)60-90 дней      
4)90-120 дн      
5)120-150 дн      
6)150-180 дн      
7)180-360 дн      
8)Выше 360      
Итого          

5:2*100

Предприятие не получит 125,9 тыс рублей дебиторской задолженности. Соответственно на эту сумму целесообразно сформировать резерв по сомнительным долгам.

Объем дебиторской задолженности зависит от следующих факторов:

- вида продукта

-емкости рынка

- степени наполняемости рынка продукции

- система расчетов с покупателями

В теории и в практике выделяют 2 подхода к управлению ДЗ:

  1. Сравнение дополнительной прибыли связанной с той или иной схемой спонтанного финансирования, с затратами и потерями возникающими при изменении политики реализации продукции.
  2. Сравнение и оптимизация величины и сроков дебиторской и кредиторской задолженности. Данное сравнение проводится по уровню кредитоспособности заемщика, времени отсрочки платежа, стратегии скидок с цены товара, расходам по инкассации и т.д.

С целью максимизации притока ДС предприятию следует разрабатывать широкое разнообразие моделей договоров с гибкими условиями формы оплаты и гибким ценообразованием. Предложение скидок оправдано в трех основных случаях:

- снижение цены приводит к расширению продаж:

А) структура затрат такова, что это отражается на увеличение общей прибыли от реализации данной продукции. То есть товар высоко эластичен и имеет достаточно высокую долю постоянных затрат.

понедельник, 15 ноября 2010 г.

Пример. Эластичность спроса от цен на продукцию предприятия равна -1,75. Определить последствия снижения цены на 1000 рублей если до этого снижения объем реализации составлял 10000 шт. по цене 17,5 тыс руб. за шт. общие затраты равны 100 млн. руб. в том числе постоянные 20 млн. руб.

Вывод: чем выше уровень постоянных затрат, а следовательно и сила воздействия операционного рычага тем меньше уровень эластичности который необходим для сохранения и увеличения прибыли при снижении цены.

Ситуация 2.

Система скидок интенсифицирует приток ДС в условиях дефицита на предприятии. При этом возможна краткосрочная критическое снижение цен вплоть до отрицательного финансового результата от проведения конкретных сделок.

Ситуация 3.

Система скидок за ускорение оплаты более эффективна, чем система штрафных санкций за просроченную оплату. В условиях инфляции спонтанное финансирование ведет к уменьшению текущей стоимости реализованной продукции, поэтому необходимо точно оценить возможность предоставления скидки по досрочной оплате.

Пример.

  1. Предоставление скидки ради скорейшего покрытия потребности в ДС.
  2. Получение кредита без предоставления скидки.

Исходные данные. Инфляционный рост цен в среднем 2% в месяц. Договорной срок оплаты 1 месяц. При оплате по факту отгрузки в начале месяца скидка 3%. Банковский процент по краткосрочному проценту 40% годовых. Рентабельность альтернативных вложений капитала 10% годовых.

Расчет финансового результата.

Показатель Предоставление скидки Кредит
1.Индекс цен 1,02 1,02
2.Коэффициент дисконтирования 0,98 0,98
3.Потери от скидки с каждой тыс рублей. 30руб  
4.Потери от инфляции с каждой тыс рублей  
5.Доход от альтернативных вложений капитала.    
6.Оплата %тов    
7.Финансовый результат    

При предоставлении скидки фирма может получить доход больше чем при использовании кредита.

Расчет цены

ДКБ

Вариант №8

Практические задания

Задача 1.

Определить денежную базу (широкую), используя российскую практику по следующим данным:

Наименование показателя Сумма, ден.ед.
Агрегат М3
Остатки наличности в кассах кредитных организаций
Вложения кредитных организаций в облигации Банка России
Остатки средств кредитных организаций на корреспондентских, депозитных и других счетах в Банке России
Срочные вклады в Сбербанке России
Остатки средств кредитных организаций на счетах обязательных резервов в Банке России
Срочные вклады в коммерческих банках
Агрегат М0

Задача 2.

Определить среднюю скорость обращения денег в анализируемом периоде, используя следующие данные:

1). средняя цена единицы продукции - 212 ден.ед.

2). количество денег в обращении – 1258740 ден.ед.

3). количество реализованных товаров - 248569 ед.продукции;

Задача 3.

Определить денежный мультипликатор, используя следующие данные:

1) объем наличных денег небанковского сектора экономии – 455 ден.ед.;

2) свободные денежные резервы банков – 652 ден.ед.;

3) объем депозитов в банковском секторе – 18793 ден.ед.;

4) норма обязательного резервирования денежных средств банков – 8%.

Задача 4.

Определить сумму платежей по наступившим долговым обязательствам, используя следующие данные:

1) количество наличных денег в обращении – 50000 ден.ед.;

2) скорость обращения денег – 4,4 оборотов;

3) сумма взаимно погашаемых платежей – 380000 ден.ед.;

4) сумма цен товаров и услуг, проданных в кредит – 210000 ден.ед.;

5) сумма цен товаров и услуг, находящихся в обращении – 448000 ден.ед.

Задача 5.

Фирме выделен банковский кредит на срок с 3 января по 12 марта под простые проценты с процентной ставкой 12% годовых. Сумма кредита – 80 млн.руб. Определить срочную уплату по окончании действия договора. Принять количество дней в году – 365, количество дней в месяце – 30.

Задача 6.

Клиент внес в коммерческий банк на депозит сумму 500 тыс.руб. сроком на 2 года под номинальную процентную ставку 4%. Начисление процентов ежеквартальное. Определите сумму, которую получит клиент по истечении срока депозитного договора.

Задача 7.

Клиент имеет 300$ и хочет продать их за евро. Курс продажи 1/1,48888 = 0,6717. Какую сумму евро получит клиент?

Задача 8.

Клиент оформил вклад на срочный депозит сроком на 1 месяц в коммерческом банке. Процентная ставка банка 6% годовых. Годовой уровень инфляции 4%. Определите реальную годовую процентную ставку прибыли, по которой оформлен вклад.

Задача 9.

Предприятие обратилось в коммерческий банк за получением кредита в 100 млн.руб. Банк выдал кредит под учетную ставку 9% годовых. Сумма возврата кредита 102 млн.руб. На какой срок выдан кредит? Банковский год – 360 дней.

Задача 10.

Для финансирования строительства цеха предприятие получило кредит в сумме 900 млн.руб. Кредит выдан на 6 лет под процентную ставку 10% годовых. Согласно кредитному соглашению, проценты за кредит присоединяются к сумме кредита и оплачиваются единым платежом в конце срока погашения. Для обслуживания кредита предприятие создало погасительный фонд, в который ежемесячно вносятся денежные суммы. На вносимые суммы ежемесячно начисляются проценты по номинальной ставке 12% годовых. Определите величину ежегодных взносов, срочную уплату по обслуживанию кредита и сумму экономии предприятия.

Основные формулы

Количественная теория денег:

Стратегия инвестиционной деятельности - student2.ru ; Стратегия инвестиционной деятельности - student2.ru ; Стратегия инвестиционной деятельности - student2.ru

где:

M – количество денег в обращении (ден.ед.); V – средняя скорость обращения денег (количество оборотов); P – средняя цена реализованных товаров (ден.ед.); Q – объем реализованных товаров (ед.продукции); Y – национальный доход (ден.ед.); I – индекс цен; k (1/V)– коэффициент накоплений (кассовых остатков).

Скорость обращения денег:

Стратегия инвестиционной деятельности - student2.ru ; Стратегия инвестиционной деятельности - student2.ru ; Стратегия инвестиционной деятельности - student2.ru ; Стратегия инвестиционной деятельности - student2.ru

где:

ВВП – внутренний валовой продукт за анализируемый период (ден.ед.); М2ср – среднее арифметическое денежного агрегата М2 за анализируемый период (ден.ед.); n – число полностью истекших месяцев; ВНП – внутренний национальный продукт (ден.ед.); М – денежная масса за анализируемый период (ден.ед.); М1, М2 – монетарные агрегаты (ден.ед.).

Денежная эмиссии:

Стратегия инвестиционной деятельности - student2.ru ; Стратегия инвестиционной деятельности - student2.ru ; Стратегия инвестиционной деятельности - student2.ru ; Стратегия инвестиционной деятельности - student2.ru ; Стратегия инвестиционной деятельности - student2.ru ;

Стратегия инвестиционной деятельности - student2.ru

где:

Св – скорость возврата наличных денег в кассы банков за анализируемый период (дни); Дср – среднее арифметическое остатков наличных денег в кассах банков за анализируемый период (ден.ед.); Кд – количество дней за анализируемый период; Пк – валовой приход по кассовым оборотам за анализируемый период (ден.ед.); Cc – склонность населения к сбережению; Вн – вклады населения в банках; Пнд – прирост национального дохода (ден.ед.); Кдм – денежный мультипликатор; r – норма обязательного резервирования денежных средств кредитных институтов (дроб.число); c – отношение наличных денег небанковского сектора экономики к общему объему депозитов в банковской системе (дроб.число); е – отношение избыточных резервов банков к общему объему депозитов в банковской системе (дроб.число); Кбм – банковский мультипликатор; Кидм – коэффициент изменения денежной массы; М2нг, М0нг, М2кг – монетарные агрегаты соответственно на начало года и на конец года.

Законы денежного оборота:

Стратегия инвестиционной деятельности - student2.ru ; Стратегия инвестиционной деятельности - student2.ru ;

Стратегия инвестиционной деятельности - student2.ru

где:

До (М) – количество денег, необходимых для обращения; Тц ( Стратегия инвестиционной деятельности - student2.ru ) – сумма цен товаров и услуг, находящихся в обращении; Пс ( Стратегия инвестиционной деятельности - student2.ru )– сумма платежей по наступившим долговым обязательствам; Звп ( Стратегия инвестиционной деятельности - student2.ru ) – сумма взаимопогашаемых платежей; Дп ( Стратегия инвестиционной деятельности - student2.ru )– сумма цен товаров и услуг, проданных в кредит, по которым ещё не наступил срок оплаты; Рив – сумма цен товаров, реализованных за иностранную валюту; Оп – сумма отсроченных платежей; Вп – сумма векселей, переучтенных центральным банком.

Простые проценты:

Стратегия инвестиционной деятельности - student2.ru ; Стратегия инвестиционной деятельности - student2.ru ; Стратегия инвестиционной деятельности - student2.ru ; Стратегия инвестиционной деятельности - student2.ru ; Стратегия инвестиционной деятельности - student2.ru

где:

S – наращенная сумма (срочная уплата) сделки; Р – начальная сумма сделки ; i – простая годовая процентная ставка; n – период, т.е. интервал времени, за который начисляют проценты; К – количество дней в году; t – количество дней по сделке; Стратегия инвестиционной деятельности - student2.ru - коэффициент наращения (Кн).

Сложные проценты:

Стратегия инвестиционной деятельности - student2.ru ; Стратегия инвестиционной деятельности - student2.ru ; Стратегия инвестиционной деятельности - student2.ru ; Стратегия инвестиционной деятельности - student2.ru ;

где:

Стратегия инвестиционной деятельности - student2.ru - сложная годовая процентная ставка; Стратегия инвестиционной деятельности - student2.ru - эффективная сложная годовая процентная ставка; j – номинальная годовая процентная ставка; m – число периодов начисления процентов в году; а – число дней в нецелой части периода.

Начисления процентов и налоги:

Стратегия инвестиционной деятельности - student2.ru ; Стратегия инвестиционной деятельности - student2.ru ; Стратегия инвестиционной деятельности - student2.ru ; Стратегия инвестиционной деятельности - student2.ru ; Стратегия инвестиционной деятельности - student2.ru ; Стратегия инвестиционной деятельности - student2.ru

где:

Стратегия инвестиционной деятельности - student2.ru - Наращенная сумма после уплаты налога; Стратегия инвестиционной деятельности - student2.ru - Сумма процентов после уплаты налога; r – ставка налога на проценты.

Инфляция:

Стратегия инвестиционной деятельности - student2.ru ; Стратегия инвестиционной деятельности - student2.ru ; Стратегия инвестиционной деятельности - student2.ru ; Стратегия инвестиционной деятельности - student2.ru ; Стратегия инвестиционной деятельности - student2.ru

где:

Стратегия инвестиционной деятельности - student2.ru - индекс инфляции; Стратегия инвестиционной деятельности - student2.ru - уровень инфляции; Стратегия инвестиционной деятельности - student2.ru - процентная ставка с поправкой на инфляцию; Стратегия инвестиционной деятельности - student2.ru - годовой уровень инфляции; Стратегия инвестиционной деятельности - student2.ru - номинальная процентная ставка с поправкой на инфляцию.

Дисконтирование по процентным ставкам:

Стратегия инвестиционной деятельности - student2.ru ; Стратегия инвестиционной деятельности - student2.ru ; Стратегия инвестиционной деятельности - student2.ru ; Стратегия инвестиционной деятельности - student2.ru ; Стратегия инвестиционной деятельности - student2.ru ; Стратегия инвестиционной деятельности - student2.ru ; Стратегия инвестиционной деятельности - student2.ru ; Стратегия инвестиционной деятельности - student2.ru ; Стратегия инвестиционной деятельности - student2.ru ; Стратегия инвестиционной деятельности - student2.ru ;

где:

d – простая годовая учетная процентная ставка; Стратегия инвестиционной деятельности - student2.ru - сложная годовая учетная ставка;

Стратегия инвестиционной деятельности - student2.ru - номинальная годовая учетная ставка; D – дисконт (доход) банка.

Погашение кредита:

Стратегия инвестиционной деятельности - student2.ru ; Стратегия инвестиционной деятельности - student2.ru ; Стратегия инвестиционной деятельности - student2.ru ; Стратегия инвестиционной деятельности - student2.ru ;

Стратегия инвестиционной деятельности - student2.ru ; Стратегия инвестиционной деятельности - student2.ru ; Стратегия инвестиционной деятельности - student2.ru ;

Стратегия инвестиционной деятельности - student2.ru ; Стратегия инвестиционной деятельности - student2.ru ; Стратегия инвестиционной деятельности - student2.ru где q > 1; Стратегия инвестиционной деятельности - student2.ru где q < 1

где:

R – величина платежа (в погасительный фонд или по основному долгу кредита) за один период в случае их регулярной выплаты; Стратегия инвестиционной деятельности - student2.ru - величина платежа (в погасительный фонд или по основному долгу кредита) за один период в случае их выплаты по окончании срока сделки; Стратегия инвестиционной деятельности - student2.ru - срочная уплата за один период; k – расчетный период; Стратегия инвестиционной деятельности - student2.ru - соответственно убывающая и возрастающая арифметические прогрессии; q – геометрическая прогрессия.

Наши рекомендации