Портфельный анализ бизнеса
Портфельный анализ бизнеса представляет собой структурный способ оценки СБЕ по двум ключевым направлениям: привлекательности рынка и прочности позиций фирмы на нем. Результатом является наглядное отображение положений СБЕ в системе двух координат, после чего принимается решение о распределении ресурсов (какие бизнес-единицы нуждаются в дополнительных инвестициях, а какие пришла пора выделить в самостоятельные компании).
Часть II. Стратегический анализ
С организационной точки зрения вопрос об аллокации ресурсов очень сложен. В децентрализованной организации каждое подразделение должно самостоятельно финансировать свое развитие, поэтому контроль над инвестиционными ресурсами находится в руках менеджеров прибыльных СБЕ. Как следствие, быстрорастущие, обладающие огромным потенциалом прибыли, но пока приносящие лишь незначительные доходы или даже убытки виды бизнеса обычно испытывают финансовый «голод». При этом СБЕ, выпускающие товары, находящиеся на стадии зрелости ЖЦТ, уступающие «коллегам» в плане инвестиционных альтернатив в силу того, что они генерируют обильные денежные потоки, не испытывают проблем с финансированием собственных, возможно далеко не столь перспективных, проектов. В результате имеющиеся денежные средства направляются в области с низким потенциалом, а самые привлекательные цели для инвестиций остаются «на голодном пайке». Форсировать решение вопроса о распределении денежных ресурсов как раз и помогает портфельный анализ бизнеса.
Матрица «Привлекательность рынка/Позиции компании»
На рис. 7.5 изображена матрица «Привлекательность рынка/Позиции компании», по квадрантам которой необходимо распределить все СБЕ компании. Данная концепция обязана своим появлением на свет стратегическим усилиям плановиков корпорации General Electric и консалтинговой компании McKinsey.
Начнем с горизонтальной оси, привлекательности рынка. Главный вопрос здесь звучит так: насколько привлекателен рынок для конкурентов в плане потенциальных денежных потоков? Для градуирования мы воспользуемся пятифакторной моделью оценки привлекательности отраслей М. Портера (см. главу 5). Кроме того, необходимо принять во внимание и другие элементы анализа рынка, а также анализа покупателей, конкурентов и среды бизнеса. На нашем рисунке в качестве отправной базы представлены девять факторов, но их фактическое количество определяется конкретным видом бизнеса и ситуацией.
Теперь рассмотрим откладываемую по вертикали оценку позиций СБЕ. Она определяется на основе внутреннего анализа и, в частности, зависит от оценки активов и компетенций бизнес-единицы в сравнении с конкурентами. На нашем рисунке представлены одиннадцать факторов, но в действительности их состав и численность зависят от специфики конкретной ситуации.
Глава 7. Внутренний анализ