Как оценить рыночные качества вашего продукта, используя понятие жизненного цикла
Джеймс Хинтон принадлежал к пятому поколению семьи Хинто-нов, занимающемуся семейным бизнесом. Записные книжки от Хин-тонов известны уже десятилетия. Джордж Бернард Шоу, так же, как Уинстон Черчилль, расхваливал положительные характеристики этих записных книжек. Через 150 лет после того, как Джордж Хинтон основал свой бизнес в Лидсе, записные книжки, названные его именем, все еще раскупались миллионами. Сейчас это мало утешало Джеймса, который находился под давлением растущих затрат на производство и жесткой конкуренции.
Было созвано заседание семейного совета, чтобы наметить, что же делать дальше. Старшие члены семьи Хинтон были потрясены словами молодого Джереми Хинтона, который беспечно заявил: «Эпоха записных книжек закончилась, они стали вещью из прошлого. Я не хотел бы выглядеть отставшим от жизни, используя их, и так же думают все, кого я знаю. Вот что должно стать объектом наших инвестиций», - утверждал он, доставая из кармана электронный органайзер и помахивая им.
На последовавшем после этого семинаре консультант по менеджменту попросил членов совета определить место записных книжек Хинтонов на кривой жизненного цикла продукта. В результате некоторых дискуссий они предложили для этого фазу 3 - фазу насыщения рынка. После этого им было предложено указать на той же кривой место для персональных электронных органайзеров. Без колебаний была названа первая фаза. «Если вы становитесь на путь персональных органайзеров, - указал консультант, - вы будете находиться в фазе 1 с серьезными затратами на разработки в области новых технологий, о которых вы ничего не знаете, с маленьким рынком и высокими рисками. Если вы остаетесь с записными книжками, у вас будут весьма обширные рынки — люди во всем мире знают и любят записные книжки Хинтонов. Задача заключается в том, чтобы эти рынки вам платили. Более совершенное производство снизит цену единицы товара, а более эффективный маркетинг с использованием товарной марки Хинтонов позволит получить ценовую маржу. Результат? Рост при-эыльности позволит получить дивиденды и годовые доходы, которые педует направить на разработку нового продукта. Итак, что вы выби-эаете - опасность фазы 1 или известную территорию фазы 3?»
«Пусть будет так, - согласился Родерик Хинтон, - похоже, у нас яет выбора». Даже Джереми Хинтон согласно кивал головой.
Kotler, P. (1983), Principles of Marketing, 2nd edn., New York: 3rentice-Hall Inc.
(оммеитврии
1 Понятие "продукт" используется как обобщенное, обозначающее и товар, и услугу. Подробное рассмотрение понятия жизненного цикла продукта можно найти во многих публикациях по менеджменту, например, в книгах: Виссема X. Стратегический менеджмент и предпринимательство: возможности для будущего процветания / Пер. с англ. - М.: Издательство «Финпресс», 2000. - С. 252-261, а также Калка Регина, Мёссен Андреа. Маркетинг. Карманное пособие: Пер. с нем. — М.: Финансы и статистика, 2002. — Раздел «Стратегическое планирование маркетинга».
Под реализуемостью продукта понимается пригодность его для продажи, т.е. уровень рыночных свойств продукта (цены, качества, доступности).