Глава 7. Твоя лучшая жизнь… впереди
Но теперь вы, наверное, понимаете, что вам необходимо сделать выбор: жить, как живется, то есть служить Богу жалкими Остатками, или активно и ликующе бежать к Христу.
Вы признаете, что глупо пытаться что-то делать без Него? Вы понимаете, что
невозможно угодить Богу, не подчинив себя полностью Ему? Вы понимаете красоту и
безмерную радость в интимном хождении с Богом, нашим святым Отцом и Другом? Вы
хотите увидеть Бога больше, чем желаете безопасности?
Возможно, вы ответили утвердительно на все вышеперечисленные вопросы, но все еще не
понимаете, к чему все сводится, какие существуют альтернативы привычной жизни вниз по эскалатору? Что значит бежать к Христу и следовать за Его любовью в нашей повседневной жизни?
Я знаю, что Писание — самое лучшее место, оттуда мы черпаем мудрость и изучаем
примеры людей, которые от всего сердца следовали за Христом. Лучше всего преданность Богу описана, пожалуй, в Послании к Евреям (глава 11), его очень часто называют «коридором веры». Есть искушение заявить, что все герои, перечисленные в данной главе, были суперменами, суперсвятыми, и никто из нас не способен совершить что-то подобное.
Но знаете ли вы, что Авраам из страха за свою жизнь солгал, что Сара не жена ему, а только лишь сестра… два раза? Подумайте об Иакове, который украл первородство у своего брата Исава, обманул своего отца, чтобы получить благословение, а затем в страхе убежал от Исава.
А знаете ли вы, что Моисей был убийцей, и он так боялся говорить, что Бог послал к нему брата Аарона, который стал устами Моисея? И также, в Послании к Евреям (глава 11), мы видим Раав, которая была язычницей, к тому же женщиной (а это серьезный недостаток), уже не говоря о том, что она была проституткой! Далее знакомимся с Самсоном, у него столько промахов, даже не знаю, с которого начать, И, конечно, Давид, «муж по сердцу Бога», который был прелюбодеем и убийцей, а его дети — злыми и бесконтрольными.
Все эти люди были далеки от совершенства, и тем не менее они имели веру в Бога,
Который мог провести их через, казалось бы, самые ужасные обстоятельства. Например: «Верою Ной, получив откровение о том, что еще не было видимо, благоговея, приготовил ковчег для спасения дома своего; ею осудил он (весь) мир, и сделался наследником праведности по вере» (Евр. 11:7). Ной занимался постройкой ковчега 120 лет, предупреждая всех остальных людей о грядущем наказании. Представьте, если бы потоп так никогда и не случился, — Ной стал бы самым главным предметом насмешек по всему лицу земли. Очень часто иметь веру означает делать то, что другие люди считают сумасшедшим занятием. Если неверующие люди соглашаются с нашим стилем жизни, значит что-то с нами не так.
И вот Авраам. В Послании к Евреям (11:17-19) говорится: Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного, о котором было сказано: в Исааке наречется тебе семя. Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование.
Авраам имел надежду, что Бог способен воскрешать из мертвых. А что если бы Бог не
остановил Авраама? Представьте себе, каково стоять возле сына, убитого вашими
собственными руками? О чем бы вы думали, похоронив его? Вы смогли бы продолжать
жить, когда все называли бы вас безумным убийцей? Таковы могли бы быть
последствия действий Авраама, если бы Бог не вмешался. Но Он вмешался.
И, наконец, подумайте о мучениках, В Послании к Евреям (I 1:35-38) говорится: Иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение; другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли.
Если вечность никогда не наступит, и Бога не существует, тогда как Павел говорит: «И
если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков» (1 Кор. 15:19)? Если Бога нет, тогда Павел и все мученики, когда-либо жившие на земле, напрасно пострадали и бесплодно отдали свои жизни (см. 2 Кор. 6:4-10).
Но поскольку Бог реальный, Павел и мученики должны стать предметом для зависти,
поскольку их страдания стоили того. Если мы позволим себе прожить безрассудную
жизнь ради Него, тогда мы тоже увидим Его славу, Мы увидим, как Он творит невозможное.
Сегодня христианам нравится уверенность без всякого риска. Мы хотим поместить себя в
тепленькое безопасное место, чтобы чувствовать себя уверенно «даже если и нет Бога». Но если мы действительно хотим угодить Богу, тогда такой образ жизни нам не подходит. Нам необходимо делать что-то стоящее здесь на земле, но в вечности это будет иметь еще большую ценность.
Как говорится в Послании к Евреям (глава 11), Бог, Которому служили люди веры, тот
же Самый Бог, Которому служим мы. В Послании Иакова (5:17) говорится: «Илия был
человек, подобный нам». Когда вы молитесь, ваши молитвы слышит тот же Самый Бог, Который отвечал Моисею, когда он молился о воде в пустыне, Бог Который дал Аврааму и его бесплодной жене сына, и Бог, Который раба Иосифа сделал вторым человеком после фараона.
Конечно, лучший пример жертвы и подчинения — Иисус Христос. У Него было все, но Он все равно предпочел подчинить Себя из любви к Своему Отцу. У вас должно быть точно такое же отношение, как у Него...
Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.
Филиппийцам 2:6-11
Иоанн ясно показывает нам, что «кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен
поступать так, как Он поступал» (1 Ин. 2:6). Готовы ли вы, хотите ли вы стать никем, принять образ раба, быть послушным до самой смерти? Если на все данные вопросы вы ответили «Да», тогда каким образом наши намерения проявляются в жизни?
В Евангелии от Матфея мы видим пугающую картину грядущего суда. В данном отрывке
Иисус осуждает людей на вечное наказание, потому что они не позаботились о том,
чтобы отдать Ему всю свою жизнь на земле. «Ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть;
жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не
одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня» (Мф. 25: 42,43).
Осужденные начинают протестовать, говорят, что они никогда не видели Христа в нужде. Тогда Иисус отвечает: Истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне» (Мф, 25:45).
Ой-ой-ой! Для меня это как горькая и неожиданная пощечина! Как и многие из вас я слышал это и раньше, от разных проповедников, и не раз читал. Да, эти слова обличали
меня, но я не воспринимал их буквально. Я не усматривал в них однозначной картины грядущего суда.
Насколько изменилась бы моя жизнь, если бы в каждом человеке, которого я встречаю в
жизни, я видел бы Христа: в водителе впереди меня, едущем возмутительно медленно; в кассире в магазине, больше занятому болтовней, чем мной; в моих же собственных родственниках, с которыми нельзя разговаривать без раздражения.
Если мы верим, что, как сказал Иисус, две самые большие заповеди; «Возлюбить Господа
Бога всем сердцем, всей душой, всем разумением» и «Возлюбить ближнего своего, как самого себя», тогда мы многому можем научиться из этого отрывка. Самое главное то, что Иисус соединяет заповедь «возлюбить Бога» с заповедью «возлюбить ближнего». Любя «наименьшего из них» (вероятно, того, кого нам меньше всего хочется любить), мы тем самым любим Бога.
В этой же главе Евангелия от Матфея Иисус благословляет некоторых людей за то,
что они сделали. Они смущенно спрашивают: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? Когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?» (Мф. 25:37-39).
Иисус дает ошеломляющий ответ: «И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25:40).
Иисус говорит, что мы являем реальную любовь к Богу в том, как мы заботимся о бедных и о тех, кто страдает. Он ожидает, что мы будем относиться к бедным и отчаявшимся так, словно Они и есть Христос.
Задайте себе вопрос: если бы увидели Иисуса умирающим от голода, что бы вы сделали для Него?
Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев. А кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое? — как пребывает в том любовь Божия? Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною. И вот по чему узнаем, что мы от истины, и успокаиваем пред Ним сердца наши; ибо если сердце наше осуждает нас, то [кольми паче Бог], потому что Бог больше сердца нашего и знает все.
1 Иоанна 3:16-20
В этом отрывке мы видим, что Иоанн задает вопросы о том, возможно ли иметь
настоящую Божью любовь, не имея сострадания к бедным людям. Он приводит в пример любовь Христа, которая проявляется через то, что Иисус принес Себя в жертву. Бог отдал за нас не что-то маленькое; Он отдал все самое лучшее, что у Него было. Он отдал Себя. Иоанн говорит, что мы ничем не отличаемся: истинная любовь требует жертвы. Нашу любовь мы обнаруживаем тем, как мы живем: «станем любить не словом или языком, но делом и истиною».
Один из способов любви «делом и истиною» проявляется через даяние. Под словом
«давать» я имею в виду не только деньги, хотя они тоже являются важной составляющей.
Еще один важный элемент даяния — наше время. Большинство из нас настолько заняты,
что мы расстраиваемся из-за одной только мысли добавить что-то в наш ежедневник, А может быть, вместо того чтобы добавить что-то в наше расписание, Бог хочет полного подчинения Ему, чтобы Он Сам мог распоряжаться нашим временем так, как считает нужным. Один из самых заучиваемых стихов в Библии говорит: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал,»» (Ин. 3:16). Здесь четко видна связь между словами «любить» и «давать».
Давать без любви — бессмысленно. Павел говорит о таком виде даяния, что оно «ничто»;
но когда мы даем из любви, тогда мы много приобретаем. Результаты даяния мы увидим не только на небесах, но в жизни здесь на земле мы также увидим большую радость. Чем сильнее и глубже мы любим, тем более очевидным и естественным становится даяние. Приобретать все только для себя становится малопривлекательным и глупым занятием.
Помните историю, когда Иисус накормил тысячи людей всего лишь одним обедом, который принес мальчик? В этой истории, как описывает Матфей, Иисус отдал хлеба
ученикам, а они передали их толпе людей. Представьте, если бы ученики просто
оставили себе хлеб, который им дал Иисус, поблагодарив Его за заботу о них. Они
выглядели бы глупо, взяв себе весь хлеб, которого хватило на тысячи собравшихся
голодных людей.
Но именно так и происходит, когда мы перестаем давать доброхотно и с радостью. Мы
перегружены тяжестью множества вещей, которых у нас гораздо больше, чем нужно,
в то время как другие люди отчаянно нуждаются в куске хлеба. Хорошие вещи, за
которые мы цепляемся, дороже денег: мы накапливаем свои силы, подарки, время,
семью, друзей. Когда мы начинаем давать постоянно, мы видим, насколько нелепо
цепляться за изобилие, которое нам дал Господь, и просто повторять слова «спасибо Тебе».
Апостол Павел говорит о вопросе даяния в свете неравномерности среди ранних верующих.
Не [требуется], чтобы другим [было] облегчение, а вам тяжесть, но чтобы была равномерность. Ныне ваш избыток в [восполнение] их недостатка; а после их избыток в [восполнение] вашего недостатка, чтобы была равномерность, как написано: кто собрал много, не имел лишнего; и кто мало, не имел недостатка.
2 Коринфянам 8:13-15
Павел просил верующих в Коринфе давать святым, попавших в беду в Иерусалиме. Цель
заключалась в том, что не должно быть ни у кого не слишком много, ни слишком мало. Эта идея совсем непонятна нам в современной культуре, где мы учимся искать выгоды и вознаграждения для себя.
В нашем мире пропасть между богатыми и неимущими настолько велика, что нам
необходимо научиться правильно (по-библейски) относиться к таким местам Писания
как, например, Евангелие от Луки (12:33): «Продавайте имения ваши и давайте милостыню».
Концепция ухудшения своего уровня жизни ради того, чтобы другие люди могли жить лучше, — библейская, красивая... и почти нигде не произносимая. Или мы компенсируем
пропасть, или мы считаем Библию аллегорией и не воспринимаем Слово серьезно.
Наберитесь смелости и подумайте, что бы для вас означало прочесть слова Иисуса буквально. Наберитесь смелости представить своих детей в нищете, которым нечего есть.
Наберитесь смелости поверить, что неимущие люди действительно ваши братья и
сестры в нужде.
Иисус сказал: «ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и
сестра, и матерь» (Мф. 12:50). Вы верите в это? Вы живете так, словно действительно верите в это?
Один парень в моей церкви, услышав эту проповедь, пожертвовал свой дом церкви и
переехал жить к своим родителям. Он сказал мне, что на небесах у него будет дом
гораздо лучше, и не важно, где он проживет свою жизнь на земле. Он живет по вере.
Представьте себе, что можно сделать в вашем случае. Может быть, вы начнете движение под названием «Стремимся к середине», где люди будут жить на среднем уровне или
ниже среднего (в США в 2006 году 46000 долларов), а остальное отдавать. Мысль о том, чтобы давать свободно и решительно, пугает, не так ли?
Я хочу поделиться с вами одной историей. Любой человек, который когда-либо
испытывал Бога, потому что Бог Сам говорит «Испытайте Меня,,, не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка?» (Мал. 3:10), наверняка узнает знакомый сюжет.
Один мой друг постоянно отдавал 20 процентов от своего дохода Богу, но внезапно его
доход резко сократился. Если бы он в результате этого решил отдавать десятину в размере нужных 10 процентов, в этом не было бы ничего неправильного. Но он знал, что ему нужно принять решение о том, чтобы продолжать отдавать столько же, чтобы доказать свое доверие Богу. И тогда мой друг решил увеличить свои пожертвования до 30 процентов, несмотря на то, что его доход сократился.
Легко, не правда ли, догадаться, чем закончилась эта история. Бог благословил его веру
и дал больше чем достаточно, больше, чем ему нужно было. Мой друг испытал
настоящее благословение от Господа.
Когда вам трудно и терзают сомнения, давайте больше. Или, как говорится во
Второзаконии, «...дай ему [взаймы] и когда будешь давать ему, не должно скорбеть сердце твое, ибо за то благословит тебя Господь, Бог твой, во всех делах твоих и во всем, что будет делаться твоими руками» (Втор. 15:10).
Может быть, вы уже жертвовали. Тогда вы видели, что в каких-то случаях жертвовать
легко, не так ли? Вы уже увидели благословения от пожертвований. Но становится и труднее тоже. Искушение стабилизировать свои приношения растет с каждым годом. Страх говорит вам, что пора подумать о будущем. Друзья говорят, что вы давали уже достаточно, теперь пусть другие стараются.
Но Иисус говорит: «Продолжайте и увидите еще больше Бога». Верим ли по-настоящему,
что «это должно стать нашим ежедневным делом, чтобы приготовиться к последнему дню»?
Когда Иисус посылал Своих двенадцать учеников (Лк. 9:3), Он сказал им «не брать
ничего в дорогу: ни посоха, ни сумы, ни хлеба, ни серебра, и не имейте по две одежды». Как вы думаете, почему Он так сказал? Почему бы не отпустить их домой, чтобы они могли взять что-нибудь с собой в дорогу? Почему бы не разрешить им взять с собой немного денег?
Иисус вынуждал Своих учеников доверять Ему. Бог приходил к ним на помощь, потому что апостолам ничего не оставалось делать, как только положиться на Него.
И вот в этом месте доверия мы не очень комфортно себя чувствуем. Вообще-то оно
пролетает перед лицом всего того, чему нас учили о тщательном планировании. Нам
нравится находить укромное местечко, в котором не нужно надеяться, что Бог нас будет обеспечивать, потому что мы сами уже обо всем позаботились. Но когда Христос говорит нам просчитать цену, которую придется заплатить, чтобы следовать за Ним, это значит, что мы должны подчинить Ему все. Это значит, что у нас должно быть желание идти, не беря с собой запасной одежды и не думая о том, где нам придется спать, а иногда вообще не зная даже, куда придется идти.
Бог хочет, чтобы мы доверяли Ему во всем безгранично. Он хочет показать нам, как Он
действует и как заботится о нас. Он хочет быть нашим убежищем.
Для того чтобы ходить с Богом в тесной близости и полном подчинении, необходима великая вера. В Послании к Евреям (11:6) говорится: «А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он ест и ищущим Его воздает».
Когда я учился в библейском колледже, один профессор задал нам вопрос: «Что вы
делаете сейчас, что требует веры? Его вопрос глубоко затронул меня, потому что на тот момент мне ничего не приходило в голову, ничто в моей жизни не требовало веры. Скорее всего, моя жизнь была такой, как если бы я был неверующим. Моя жизнь не отличалась тем направлением и тем влиянием, какие имеет жизнь по вере, по крайней мере как я думал. Когда я посмотрел вокруг, я подумал, что я общаюсь с людьми, которые живут так же, как и я.
Жизнь становится очень удобной, когда окружаешь себя людьми, которые ничем не
отличаются от тебя. Так очень легко охарактеризовать свою жизнь: она окружена
комфортом.
Но Бог не призвал нас к комфортной жизни. Он призвал нас доверять Ему полностью и
безгранично, не впадая в панику или беспокойство, что мы не справимся с трудностями, пока Он не вмешается.
Несмотря на то, что Книга пророка Исайи была написана тысячи лет назад, она до сих пор
актуальна. Я знаю, что она длинная, но обещаю вам, что ее стоит прочесть: Они каждый день ищут Меня и хотят знать пути Мои, как бы народ, поступающий праведно и не оставляющий законов Бога своего; они вопрошают Меня о судах правды, желают приближения к Богу: «Почему мы постимся, а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь?»
Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы
не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте. Таков ли тот цост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу?
Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя. Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: « вот Я!»
Когда ты удалишь из среды твоей ярмо, перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное, и отдашь голодному душу твою и напитаешь душу страдальца: тогда свет твой взойдет во тьме, и мрак твой [будет] как полдень; и будет Господь вождем твоим всегда, и во время засухи будет насыщать душу твою и утучнять кости твои, и ты будешь, как напоенный водою сад и как источник, которого воды никогда не иссякают. И застроятся [потомками] твоими пустыни вековые: ты восстановишь основания многих поколений, и будут называть тебя восстановителем развалин, возобновителем путей для населения.
Если ты удержишь ногу твою ради субботы от исполнения прихотей твоих во святый день
Мой, и будешь называть субботу отрадою, святым днем Господним, чествуемым, и
почтишь ее тем, что не будешь заниматься обычными твоими делами, угождать твоей
прихоти и пустословить, — то будешь иметь радость в Господе, и Я возведу тебя на высоты земли и дам вкусить тебе наследие Иакова, отца твоего: уста Господни изрекли это.
Исайи 58:2-14
В десятом стихе фраза «отдашь голодному душу твою» поражает меня гораздо сильнее,
чем последующие чудесные обетования. Она напоминает мне притчу о талантах, рассказанную в Евангелии от Матфея (глава 25), в которой слуги получают награду в зависимости от того, как они выполнили задание своего господина. Совсем не важно, что один получил пять талантов, а другой два. Оба слуги были верны своему господину, и в результате они оба получили свою награду.
Так же и мы: Господь всем нам раздал разные дары и таланты. Важно то, как мы их
используем, а не то, сколько мы делаем по сравнению с другими людьми. Важно, чтобы мы отдавали самих себя.
Итак, дети, пребывайте в Нем, чтобы, когда Он явится, иметь нам дерзновение и не постыдиться пред Ним в пришествие Его.
1 Иоанна 2