Принципы оценки инвестиционных проектов
Наиболее важный этап в процессе принятия инвестиционных решений — оценка эффективности реальных инвестиций (капитальных вложений). От правильности и объективности такой оценки зависят сроки возврата вложенного капитала и перспективы развития предприятия. Рассмотрим наиболее важные принципы и методические подходы, применяемые в отечественной и зарубежной практике для оценки эффективности капитальных вложений.
Первым из таких принципов является оценка возврата вложенных средств на основе показателя денежного потока, образуемого за счет прибыли и амортизационных отчислений в процессе эксплуатации инвестиционного проекта. Показатель денежного потока можно применять для оценки результативности проекта с дифференциацией по годам эксплуатации объекта или по шагам расчетного периода.
Второй принцип оценки заключается в обязательном приведении к настоящей стоимости как вложенного капитала (инвестиций), так и величины денежного притока. Это связано с тем, что процесс инвестирования часто осуществляют не одномоментно, а в течение ряда этапов, отражаемых в ТЭО и бизнес-плане. Аналогично приводят к настоящей стоимости и сумму денежных поступлений от проекта по отдельным периодам ее формирования.
Третий принцип оценки состоит в выборе дифференцированного процента (дисконта) в процессе дисконтирования денежного потока для различных инвестиционных проектов. Размер дохода от инвестиций (в форме денежных поступлений) образуется с учетом следующих факторов:
♦ средней минимальной дисконтной ставки (как базы для расчета);
♦ темпа инфляции (премии за нее);
♦ премии за инвестиционный риск;
♦ премии за низкую ликвидность инвестиций (при долгосрочном инвестировании — на период свыше пяти лет).
С учетом этих факторов при сравнении проектов с различными уровнями риска следует применять при дисконтировании неодинаковые ставки процента. Более высокую ставку процента используют по проектам с высоким уровнем риска (например, при строительстве новых предприятий, внедрении научных исследований и разработок на действующих предприятиях и т. д.).
Четвертый принцип заключается в том, что выбирают различные варианты используемой ставки процента для дисконтирования будущих денежных потоков от проекта, исходя из целей оценки. Для определения различных показателей эффективности проектов в качестве дисконтной ставки можно принять:
1) среднюю депозитную или кредитную ставку (по рублевым или валютным кредитам);
2) индивидуальную норму прибыльности (доходности), которая требуется инвестору (проектоустроителю) с учетом темпа инфляции, уровня риска и ликвидности реальных инвестиций;
3) норму доходности по государственным ценным бумагам (облигациям федеральных и субфедеральных займов);
4) норму доходности по текущей (операционной деятельности);
5) средневзвешенную стоимость капитала инвестора;
6) альтернативную норму доходности по другим аналогичным проектам и пр.
Норму дисконта (дисконтную ставку) выражают в процентах или долях единицы. В российской практике различают следующие нормы дисконта: коммерческую, участника проекта, социальную и бюджетную.
Коммерческую норму дисконта используют при оценке коммерческой эффективности проекта. Ее определяют с учетом альтернативной (связанной с другими проектами) эффективности использования капитала. Коммерческая эффективность проекта учитывает финансовые последствия его осуществления для участника в предположении, что он осуществляет все необходимые для реализации проекта затраты и пользуется всеми его результатами.
Норма дисконта участника проекта выражает эффективность участия в проекте предприятий (или иных участников). Ее выбирают сами участники. При отсутствии четких предпочтений в качестве такого параметра можно использовать коммерческую норму дисконта.
Эффективность участия в проекте устанавливают с целью проверки реализуемости проекта и заинтересованности в нем всех его участников.
Эффективность участия в проекте включает:
♦ эффективность участия предприятий в проекте;
♦ результативность инвестирования в акции предприятия, реализующего проект;
♦ эффективность участия в проекте структур более высокого уровня (федеральных и региональных органов исполнительной власти).
Социальную (общественную) норму дисконта используют при расчете показателей общественной эффективности. Она отражает минимальные требования общества к народнохозяйственной эффективности проектов. Ее считают национальным параметром и утверждают федеральные органы исполнительной власти.
Бюджетную норму дисконта используют при расчете показателей проектов, финансируемых за счет федерального и региональных бюджетов. Ее устанавливают органы федеральной и региональной исполнительной власти, по заданию которых оценивают эффективность инвестиционных проектов.