Нализ прочих финансовых доходов и расходов

емп роста


Темп роста нализ прочих финансовых доходов и расходов - student2.ru

3. Уровень каждого показателя к выручке от продажи (в %)

Уровень каждого показателя к выручке от продажи нализ прочих финансовых доходов и расходов - student2.ru

Показатели рассчитываются в базисном и отчетном периодах.

4. Изменение структуры:

нализ прочих финансовых доходов и расходов - student2.ru

(уровень отчетного периода — уровень базисного периода).

акторный анализ.

На величину прибыли организации оказывают влияние разные факторы. По сути это все факторы финансово-хозяйственной деятельности организации. Одни из них оказывают прямое влияние, и их воздействие можно довольно точно определить с помощью методов факторного анализа. Другие оказывают косвенное влияние через какие-либо показатели (рис. 4.1). В данном случае величину воздействия можно определить только с определенной долей вероятности или вообще невозможно.

На сумму чистой прибыли влияют все факторы-показатели, определяющие ее:

нализ прочих финансовых доходов и расходов - student2.ru

Это факторная модель аддитивного вида.

нализ прочих финансовых доходов и расходов - student2.ru

где ПВ — валовая прибыль;

ПП — прибыль от продаж;

ПБ — прибыль бухгалтерская (до налогообложения);

ПОД — прибыль от обычной деятельности;

ПЧ — чистая (нераспределенная) прибыль.

нализ прочих финансовых доходов и расходов - student2.ru

Рис. 4.1.Факторы влияющие на прибыль предприятия

Вопрос 2: Анализ и оценка влияния инфляции на прибыль от продаж

Инфляция характеризуется обесценением национальной денежной единицы и общим повышением уровня цен внутри страны. Темпы инфляции измеряются при помощи индексов цен. Темпы роста цен на разные группы товаров неодинаковые. Так, цены на товары первой необходимости растут, как правило, быстрее, чем на товары длительного пользования. Индексы цен, отражающие уровень инфляции, характеризуют среднее изменение уровня цен за определенный период.

Влияние инфляции на прибыль от продаж проявляется в двух направлениях:

1) из-за повышения цен и тарифов на потребляемые материалы, сырье, топливо, электроэнергию, услуги сторонних организаций увеличивают издержки производства и, следовательно, снижается прибыль от продаж;

2) с целью компенсации дополнительных инфляционных издержек коммерческие организации повышают цены реализации товаров, продукции, работ, услуг. В результате повышения цен и тарифов на реализуемые товары, продукцию, работы, услуги увеличиваются выручка и прибыль от продаж.

Вопрос 3: Методика анализа финансовых результатов коммерческой организации

Методика Савицкой Г.В.

1 Анализ финансовых результатов от реализации продукции и услуг

Основную часть прибыли организации получают от реализации продукции и услуг. Структурно-логическая факторная модель прибыли от реализации продукции и услуг по Савицкой Г.В. (рис. 1)

Рис.1.Структурно-логическая факторная модель прибыли нализ прочих финансовых доходов и расходов - student2.ru

Прибыль от реализации продукции (услуг)


Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности: объема реализации продукции (VРП); её структуры (Удi); себестоимости (Сi); и уровня среднереализационных цен (Цi):

П=∑[VРПобщ * Удi(Цi-Сi)]

Объем реализации продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.

Структура реализованной продукции может также оказывать и положительное, и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме её реализации, то сумма прибыли возрастет. Напротив, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится. Себестоимость продукции обратно пропорциональна прибыли: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту прибыли, и наоборот. Изменение уровня среднереализационных цен прямо пропорционально прибыли: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот.

Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли можно выполнить способом цепной подстановки. Следует проанализировать также выполнение плана и динамику прибыли от реализации отдельных видов продукции, величина которой зависит от трех факторов первого уровня: объема продажи продукции, себестоимости и среднереализационных цен. Факторная модель прибыли от реализации отдельных видов продукции имеет вид: П=VРП1 * (Цi-Сi).

нализ прочих финансовых доходов и расходов

Размер прибыли в значительной степени зависит от финансовых результатов деятельности, не связанных с реализацией продукции. Это, прежде всего доходы от инвестиционной и финансовой деятельности, а также прочие внереализационные доходы и расходы.

К инвестиционным относятся проценты к получению по облигациям, депозитам, по государственным ценным бумагам, доходы от участия в других организациях, доходы от реализации основных средств и иных активов и т.д.

Финансовые расходы включают выплату процентов по облигациям, акциям, за предоставлении организации в пользование денежных средств (кредитов, займов).

Прочие внереализационные доходы и расходы – это прибыль (убытки) прошлых лет, выявленные в отчетном году; курсовые разницы по операциям в иностранной валюте; полученные и выплаченные пени, штрафы, неустойки; убытки от списания безнадежной дебиторской задолженности, по которым истекли сроки исковой давности; убытки от стихийных бедствий; убытки от недостачи и уценки имущества; судебные издержки.

В процессе анализа изучаются состав, динамика, выполнение плана и факторы изменения суммы полученных убытков и прибыли по каждому конкретному случаю.

3 Анализ рентабельности коммерческой организации

Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп, характеризующих:

1) окупаемость затрат;

2) прибыльность продаж;

3) доходность капитала и его частей.

· рентабельность продукции нализ прочих финансовых доходов и расходов - student2.ru

· рентабельность продаж (оборота) нализ прочих финансовых доходов и расходов - student2.ru

· рентабельность совокупного капитала нализ прочих финансовых доходов и расходов - student2.ru

· рентабельность (доходность) операционного капитала нализ прочих финансовых доходов и расходов - student2.ru

Затем следует сделать факторный анализ рентабельности по каждому виду продукции. Уровень рентабельности отдельных видов продукции зависит от изменения среднереализационных цен и себестоимости единицы продукции: нализ прочих финансовых доходов и расходов - student2.ru

Аналогично осуществляется факторный анализ рентабельности операционного капитала (отношение прибыли от основной деятельности к средней сумме операционного капитала).

4.Методика определения резервов роста прибыли и рентабельности

Основные источники резервов увеличения суммы прибыли (которые определяются по каждому виду продукции): увеличение объема реализации продукции, снижение её себестоимости, повышение качества продукции, реализация её на более выгодных рынках сбыта и т.д. (рис. 2)

Рис. 2.Основные направления поиска резервов увеличения прибыли от реализации продукции

нализ прочих финансовых доходов и расходов - student2.ru

Основные источники резервов повышения уровня рентабельности продукции – увеличение суммы прибыли от реализации продукции (Р П) и снижение её себестоимости (Р С).

5 Анализ использования прибыли

Для анализа используются закон о налогах и сборах, взимаемых в бюджет, инструктивные и методические указания Министерства финансов, устав предприятия, а также данные отчета о прибылях и убытках, приложения к балансу, отчета о движении капитала, расчетов налога на имущество, на прибыль, на доходы и др.

Распределение прибыли показано на рис. 3, из которого видно, что одна её часть в виде налогов и сборов поступает в бюджет государства и используется на нужды общества. Оставшаяся сумма – чистая прибыль – используется на выплату дивидендов акционерам предприятия, на расширение производства, создание резервного капитала и др.

Рис.3. Общая схема распределения прибыли.

нализ прочих финансовых доходов и расходов - student2.ru

В процессе анализа необходимо изучить факторы изменения величины налогооблагаемой прибыли, суммы выплаченных дивидендов, процентов, налогов из прибыли, размеров чистой потребленной и капитализированной прибыли.

Вопрос 4:Анализ влияния факторов на рентабельность продукции

Понятие «рентабельности» равноценно понятию «прибыльности». Для оценки эффективности работы организации следует использовать не абсолютные показатели, а относительные, которыми являются показатели рентабельности. Увеличение прибыли еще не говорит о повышении эффективности деятельности, о рациональном использовании ресурсов. Для качественной характеристики используются показатели рентабельности. Они представляют собой отношение прибыли к избранной базе, о чем говорилось в первой теоретической части.

Таблица 8 Анализ влияния факторов на рентабельность продукции, работ, услуг ОАО «Салаватнефтеоргсинтез» (тыс. руб.)

№ п/п Показатели За предыдущий год За отчетный год Изменение Темп изменения, %
1. Нетто-выручка 8,17
2. Полная себестоимость (020+030+040) -383668 -0,42
3. Прибыль от продаж 38,31
4. Бухгалтерская прибыль 46,31
5. Чистая прибыль 44,39
6. Доходы организации (060+010+080+090) 8,91
7. Расходы организации (020+030+040+070+100) 7,72
Показатели рентабельности
1) Рентабельность затрат, % (3/2*100) 6,61 15,81 9,2 х
2) Рентабельность продаж        
а) по прибыли от продаж, % (3/1*100) 6,2 13,65 7,45 х
б) по бухгалтерской прибыли, % (4/1*100) 5,48 7,41 1,93 х
в) по чистой прибыли, % (5/1*100) 4,08 8,31 4,23 х
3) Отношение доходов к расходам 1,03 1,04 0,01 х

Рентабельность продукции, исчисленная по разным показателям, меняется неодинаково, однако в сторону увеличения. Так, например, рентабельность продаж по прибыли от продаж увеличилась на 7,45%. Аналогичный показатель по чистой прибыли увеличился на 4,23%. Рентабельность затрат увеличилась на 9,2%. Это связано с тем, что полная себестоимость снижалась быстрее выручки от продаж. В целом доходы увеличивались быстрее расходов.

Вопрос 5: Факторный анализ рентабельности собственного капитала

Положительная динамика показателя рентабельности собственного капитала (нормы прибыли на собственный капитал, чистой рентабельности собственного капитала, коэффициента отдачи собственного капитала, финансовой рентабельности) означает возможность выплат повышенных дивидендом, направление больших средств на производственное и социальное развитие. Снижение этого показатели обычно означает перенакопление собственных средств, неэффективное их использование, уменьшение возможности самофинансирования.

Определим влияние факторов на изменение рентабельности собственного капитала.

нализ прочих финансовых доходов и расходов - student2.ru , где

нализ прочих финансовых доходов и расходов - student2.ru - коэффициент финансовой зависимости, который обобщает данные пассива баланса;

нализ прочих финансовых доходов и расходов - student2.ru - коэффициент оборачиваемости, который характеризует ресурсоотдачу и использование актива баланса;

нализ прочих финансовых доходов и расходов - student2.ru - рентабельность продаж, который обобщает данные отчета о прибылях и убытках.

Таблица 10 Факторный анализ рентабельности собственного капитала ОАО «Салаватнефтеоргсинтез»

№ п/п Показатели Базовый период Отчетный период Изменение
1. Чистая прибыль, тыс. руб. х
2. Среднегодовая стоимость имущества. тыс. руб. х
3. Среднегодовая стоимость собственного капитала, тыс. руб. х
4. Выручка от продаж, тыс. руб. х
5. Рентабельность собственного капитала, % (1/3*100) 21,73 23,9 2,17
6. Коэффициент финансовой зависимости (2/3) 3,02 2,33 -0,69
7. Коэффициент оборачиваемости (4/2) 0,1 0,26 0,16
8. Рентабельность продаж, % (1/4*100) 65,83 39,88 -25,95

Рентабельность собственного капитала увеличилась на 2,17%. Определим влияние факторов:

1. Влияние изменения коэффициента финансовой зависимости на рентабельность собственного капитала находится как произведение изменения коэффициента финансовой зависимости на коэффициент оборачиваемости отчетного года и рентабельность продаж базового года.

нализ прочих финансовых доходов и расходов - student2.ru

2. Влияние изменения коэффициента оборачиваемости на рентабельность собственного капитала определяется как произведение коэффициента финансовой зависимости отчетного года на изменение коэффициента оборачиваемости и рентабельность продаж базового года.

нализ прочих финансовых доходов и расходов - student2.ru

3. Влияние изменения рентабельности продаж на рентабельность собственного капитала находится как произведение коэффициента финансовой зависимости отчетного года на коэффициент оборачиваемости отчетного года и изменение рентабельности продаж.

нализ прочих финансовых доходов и расходов - student2.ru

Из-за округления получаются небольшие погрешности. Стоит отметить, что на увеличение рентабельности собственного капитала влияет изменение рентабельности продаж, ускорение оборачиваемости на 0,16

Комплексный сравнительный анализ представляет собой всесторонний анализ хозяйственной деятельности отдельного предприятия в сравнении с другими исследованиями предприятиями.

Одной из основных задач комплексного экономического анализа является определение эффективности хозяйственной деятельности предприятий. Под словом « эффект» понимается результат, а под экономической эффективностью – следствие интенсивного использования хозяйственных ресурсов, соизмерения результатов с затратами. Для проведения комплексного анализа выделяют систему показателей, которые делятся на частные и общие. Частные показатели характеризуют эффективности использования различных групп ресурсов: материальных, трудовых, финансовых. К данной группе показателей относятся фондоотдача, затратоотдача, оборачиваемость, производительность труда и другие. Для комплексной оценки эффективности хозяйственной деятельности используют систему обобщающих показателей, к ним относятся: коэффициенты эффективности торговой деятельности, финансовой и трудовой деятельности, и, в качестве итогового, интегральный показатель эффективности хозяйственной деятельности. Данные показатели выражают суть именно комплексной оценки хозяйствования предприятий, так как они показывают ресурсы организации во взаимоувязке, а так же на сколько интенсивно, эффективно и полно они используются.

Вопрос 6: Методы комплексной оценки эффективности хозяйственной деятельности предприятий (на примере организаций Тюменского ОПС)

Расчеты комплексной оценки интенсивности использования ресурсов проведены на материалах 6-ти предприятий системы Тюменского ОПС. Наиболее эффективно использует свой торговый потенциал Викуловское РайПО. Показатель эффективности торговой деятельности в 2003 году составил 2,87 руб. т. е. с каждого рубля хозяйственного потенциала получено 2,87 рубля оборота, хотя по сравнению с 2002 этот показатель снизился. Второе место занимает Голышмановское РайПО –2,36 рубля. На последнем месте Армизонское РайПО –1,35 руб. К сожалению, не удалось рассчитать показатель эффективности финансовой деятельности по всем райпо, их деятельность убыточна. А по коэффициенту трудовой деятельности первую позицию занимает Викуловское РайПО у него уровень оборота на рубль расходов на оплату труда составил 16,2 руб., вторую позицию занимает Голышмановское РайПО –8,53 руб., последнюю позицию – Армизон – 6,85 руб.

Наиболее эффективно использует свой экономический потенциал Викуловское РайПО, по которому интегральный показатель составил в 2002 – 7,92руб., в2003 – 6,81руб., оборота на один рубль экономических ресурсов. Наиболее эффективная деятельность у Армизонского РайПО.

Для оценки интенсификации и уровня экономического развития рассчитывают темп интенсивности и темп экономического роста. В целом практически все из приведенных РайПО развивают свою деятельность за счет экстенсивных факторов, так как темпы интенсивности в общем достаточно низкие. Если же рассматривать деятельность РайПО с точки зрения темпов экономического развития, то наибольшим потенциалом к росту обладает Казанское РайПО, по которому темп роста составил 110,7%, наименьшим – Армизонское – 64,9%.

Таким образом, мы оценили хозяйственную деятельность РайПО, а также эффективность использования их ресурсов. Выявить лучшие РайПО по уровню эффективности хозяйствования позволяют современные методы комплексного экономического анализа, такие как: метод суммы мест, матричный метод, корреляционный, маржинальный анализ. Наиболее широко используется матричный метод или метод рейтинговой оценки в силу своей наглядности.

На первом этапе формируется матрица исходных данных на основе показателей эффективности хозяйственной деятельности. Особенность данного метода состоит в том, что в ходе анализа мы отказываемся от конкретных показателей и переходим к коэффициентам, которые определяются делением элементов каждой графы на наибольший показатель (эталон). В ходе расчетов определяется рейтинговая оценка. Затем на основе рейтинговой оценки определяют место каждого РайПО в группе исследуемых предприятий.

В 2002 году первое место занимало Викуловское РайПО, причем в 2003 году его положение не изменилось, что говорит о стабильной деятельности данного района. Так же стабильно работает Исетское РайПО, занимающее 3-е место в группе предприятий. Положения остальных районов в 2003 по сравнению с 2002 годам изменилось, причем, если Казанское РайПО с 6-го места поднялось на 2-ое, то Голышмановское РайПО со 2-ого места опустилось на 4-ое, Красноярское – с 5-ого на 6-ое место, а Армизонское с 4-ого на 5-ое место, данные факты говорит об ухудшении деятельности этих РайПО.

На современном этапе вопрос об эффективном использовании хозяйственных ресурсов стоит наиболее остро. Сегодня основная часть предприятий старается улучшить свою деятельность, за счет привлечения дополнительных ресурсов, в то время как на многих предприятиях остается масса скрытых и неиспользованных резервов. Их поиск имеет большое значение, так как они позволяют более эффективно использовать уже имеющиеся ресурсы. В результате именно интенсивного развития обеспечивается неуклонный рост, высокие темпы экономической эффективности производства. Поэтому комплексный анализ эффективности хозяйственной деятельности является обоснованием для применения оптимального управленческого решения, направленного на повышение интенсификации производства.

Наши рекомендации