Оценка и анализ структуры управления
На основании изучения информации об оргструктуре ОАО «У-УАЗ» можно сделать несколько выводов:
1. Организационная структура ОАО «У-УАЗ» по своему устройству является классической линейно-иерархической структурой с распределением обязанностей по функциональным областям. Такой вывод следует из того, что устройство оргструктуры ОАО «У-УАЗ» полностью идентично устройству стандартной оргструктуры линейно-иерархического типа и распределение подчинённости структурных подразделений руководству второго уровня произведено в соответствии с функциональными обязанностями как руководителя, так и самого структурного подразделения. Руководителю второго уровня, отвечающему за определённую функциональную область подчиняются все соответствующие структурные подразделения.
2. Оргструктура ОАО «У-УАЗ» сходна с типичной оргструктурой крупных промышленных предприятий, которые как правило, имеют линейно-иерархическую структуру с разветвлением по функциональным обязанностям.
3. Оргструктура данного типа предпочтительна тем, что проста в построении, удобна распределением обязанностей и ответственности. Централизованное управление позволяет эффективно осуществлять контроль за деятельностью предприятия.
4. Оргструктура ОАО «У-УАЗ» не претерпевала существенных изменений с 1995 г. Количество структурных подразделений и основных руководящих должностей не изменялось. В общем, можно подытожить, что в оргструктуре ОАО «У-УАЗ» не происходило существенных изменений, о которых имело бы смысл упоминать. Можно лишь отметить, что в связи с переходом на рыночные отношение резко усилилось значение отдела сбыта. Это выразилось в том, что расширились полномочия руководства данного отдела, предусмотренные соответствующими инструкциями, расширились функциональные обязанности: отдел начал проводить маркетинговые исследования, заниматься рекламной деятельностью.
Оргструктура ОАО «У-УАЗ» сходна с типичной оргструктурой крупных промышленных предприятий и предпочтительна тем, что проста в построении, удобна распределением обязанностей и ответственности. Централизованное управление позволяет эффективно осуществлять контроль за деятельностью предприятия.
Таким образом, можно сделать вывод, что для крупного промышленного предприятия, каким является ОАО «У-УАЗ», использующаяся организационная структура линейно-иерархического типа с разветвлением по функциональным областям является оптимальной.
Рассмотрев матрицу взаимодействия руководителей со службами завода можно сделать ряд следующих выводов:
1. Взаимосвязь Управляющего директора со всеми службами завода является оправданной ввиду того что он осуществляет общее руководство всей организационной структурой ОАО «У-УАЗ».
2. В качестве недостатка можно отметить отсутствие взаимосвязи заместителя генерального директора по экономике со службой бухгалтерского учёта. Ввиду того что деятельность финансово-экономической службы ввиду специфики деятельности постоянно пересекается с деятельностью службы бухгалтерского учёта, имеет смысл организовать взаимодействие заместителя по экономике с данной службой, чтобы успешнее решать возникающие проблемы.
3. Таким образом, распределение взаимосвязей руководителей между службами в целом можно считать оптимальным. Этот вывод проистекает из того, что установленные взаимосвязи руководителей со службами распределены строго по функциональной необходимости.
Общий вывод по организации управления на ОАО «У-УАЗ» следующий: организационная структура ОАО «У-УАЗ», система взаимодействия являются приемлемыми, и построены рационально.
1.3. Положение о правлении ОАО «Улан-Удэнский Авиационный Завод»
Настоящее положение разработано на основе Федерального Закона «Об акционерных обществах», действующего законодательства РФ и Устава открытого акционерного общества «Улан-Удэнский авиационный завод» (в дальнейшем именуемого Общество).
Настоящее Положение вступает в силу после утверждения Советом директоров Общества и действует до его отмены.
Статья 1. Правовой статус Правления Общества.
1.1. Правление является исполнительным коллегиальным органом Общества и подотчётно Совету директоров.
1.2. К компетенции Правление Общества относятся все вопросы руководства текущей деятельностью Общества, за исключением вопросов, отнесённых к исключительной компетенции общего собрания акционеров или Совета директоров Общества.
1.3. В своей деятельности Правление руководствуется действующим законодательством, Уставом Общества, решениями общих собраний акционеров и Совета директоров, а также настоящим положением.
1.4. Правление осуществляет руководство деятельностью Общества по реализации решений общего собрания акционеров, Совета директоров, а также иные действия, связанные с перспективным и текущим руководством производственной, финансово-экономической и социальной деятельностью Общества.
Статья 2. Состав Правления Общества.
2.1 Правление возглавляет Управляющий директор Общества, который в соответствии с Уставом Общества назначается общим собранием акционеров Общества и осуществляет функции председателя Правления Общества.
2.2 Количественный и качественный состав Правления Общества утверждается Советом директоров по представлению Управляющего директора.
2.3 Управляющий директор вправе выйти с предложением к Совету директоров Общества о расширении состава Правления за счёт включения в его состав других специалистов, руководителей аппарата управления и структурных подразделений Общества.
Статья 3. Порядок назначения и освобождения от должности членов правления Общества.
3.1. Срок полномочий Управляющего директора устанавливается 5 (пять) лет, при этом срок полномочий всех членов Правления Общества, кроме Генерального директора, не может превышать срока полномочий Генерального директора и оговаривается в контрактах.
3.2. Количественный и персональный состав Правления Общества, предлагаемый Управляющим директором для утверждения, а также основные условия срочных трудовых договоров (контрактов) с членами Правления, в которых определяются их права, обязанности, ответственность перед Обществом, полномочия, порядок и условия оплаты труда, выплаты вознаграждений, компенсаций и основания прекращения контрактов рассматриваются Советом директоров списком, а в случае необходимости—персонально.
3.3. Если списком Правление Общества не было утверждено Советом директоров Общества, то Совет директоров Общества проводит персональное утверждение членов Правления Общества.
3.4. В случает отказа Совета директоров Общества от утверждения кандидата в члены Правления, Управляющий директор обязан в течении 1 месяца с момента отказа предложить Совету директоров новую кандидатуру.
3.5. На период до утверждения персонального состава нового Правления Общества Управляющий директор Общества своим приказом продляет исполнение обязанностей членов Правления, а при их отсутствии на отдельных должностях, назначает временно исполняющих обязанности на данной должности.
3.6. Управляющий Директор Общества на основании решения Совета директоров Общества заключает от имени Общества с каждым членом Правления срочный трудовой договор (контракт), в котором определяются его права, обязанности, ответственность перед Обществом, полномочия, порядок и условия оплаты труда, выплаты вознаграждений, компенсаций, основания прекращения контракта.
3.7. Полномочия членов Правления Общества могут быть прекращены досрочно (досрочно расторгнут трудовой договор (контракт)) в следующих случаях:
- по соглашению сторон;
- в случае вступления в законную силу приговора суда, которым член Правления Общества осуждён к наказанию, исключающему возможность исполнения им своих обязанностей;
- в случае избрания члена Правления Общества на другую выборную должность с работой на постоянной основе;
- по инициативе члена Правления Общества;
- по инициативе Общества;
3.8. По инициативе члена Правления полномочия могут быть прекращены в случае:
- состояния здоровья, препятствующего выполнению должностных обязанностей;
- нарушения Обществом условий контракта, выразившегося в незаконном ограничении его компетенции;
- по другим уважительным причинам.
3.9. По инициативе Общества полномочия с членом Правления могут быть прекращены в случаях:
- ликвидации или реорганизации Общества с соблюдением условий, установленных действующим законодательством РФ;
- прекращение общим собранием акционеров полномочий Генерального директора;
- прекращение полномочий члена Правления по причине обнаружения его несоответствия занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации или состояния здоровья, препятствующего продолжению исполнения обязанностей, при отсутствии виновных действий с его стороны;
- грубого однократного нарушения членом Правления своих обязанностей в случаях, установленных настоящим Положением или действующим законодательством РФ;
- нарушения членом Правления условий контракта;
- по другим основаниям, установленным действующим законодательством РФ.
3.10. Окончание срока полномочий Генерального директора Общества либо досрочное прекращение его полномочий является основанием прекращения трудовых договоров (контрактов) остальных членов Правления Общества. Данное Положение должно быть включено в трудовые договоры (контракты), заключаемые с членами Правления Общества, за исключением Генерального директора.
3.11. В случае досрочного прекращения полномочий либо смерти одного или нескольких членов Правления Общества, за исключением Управляющего директора, Управляющий директор своим приказом назначает временно исполняющего обязанности по данной должности. Генеральный директор представляет Совету директоров для утверждения нового кандидата в члены правления Общества в течении 1 месяца с момента досрочного прекращения либо смерти члена Правления.
Статья 4. Компетенция членов Правления.
4.1. В обязанности Правления входит:
- обеспечение эффективной и прибыльной работы Общества, его экономического и социального развития;
- ведение хозяйственно-финансовой деятельности Общества;
- составление штатного расписания и подбор кадров;
- ведение бухгалтерского учёта и всех форм отчётности;
- соблюдение режима секретности;
- подготовка и организация проведения заседаний Правления, а также других мероприятий по плану работы Правления, в том числе совещаний, конференций, семинаров, курсов, обмена опытом и прочее;
- участие в управлении дочерних предприятий общества;
- представление интересов Общества в других организациях, где Общество имеет участие;
- выполнение поставок для государственных нужд и обязательств по заключённым договорам и контрактам;
- создание безопасных и благоприятных условий труда работников Общества, соблюдение требований законодательства о труде и об охране окружающей среды;
- соблюдение прав трудового коллектива, определяемых Уставом Общества и коллективным трудовым договором;
- исполнение иных функций, которые могут быть на него возложены общим собранием акционеров и Советом директоров Общества.
4.2. Персональное закрепление направлений деятельности Общества, которые курируют члены Правления Общества, осуществляются на основании структуры управления Общества, утверждаемой Советом директоров Общества, и закрепляется в положениях о должностях членов Правления Общества и заключаемых с ним трудовых договорах (контрактах).
4.3. Члены Правления Общества могут по доверенности, выданной Управляющим директором, выступать от имени Общества, принимать решения в рамках компетенции, закреплённых в трудовых договорах (контрактах), положениях о должностях (должностных инструкциях).
4.4. Члены Правления обязаны соблюдать лояльность по отношению к Обществу, выполнять все положения Устава Общества;
Члены Правления в соответствии с Уставом Общества и заключёнными с ними срочными трудовыми договорами (контрактами) несут ответственность перед Обществом за убытки, причинённые Обществу их виновными действиями (бездействием), если иные основания и размер ответственности не установлены действующим законодательством Российской Федерации. При этом в Правлении Общества не несут ответственности члены, голосовавшие против решения, которое повлекло причинение Обществу убытков, или не принимавших участие в голосовании.