Рекомендации по выполнению практической части проекта
В данной части курсового проекта студент должен разработать последующие разделы бизнес-плана инновационного проекта:
Производственный план
В этом разделе должны быть описаны все производственные и другие бизнес-процессы, определяются потребности в помещениях, оборудовании, материалах и персонале. Если создаваемое или существующее предприятие относится к категории производственных, то необходимо полное описание производственного процесса: как организована система выпуска продукции, как осуществляется контроль над производственными процессами, как будет размещено оборудование. Если некоторые операции предполагается поручить субподрядчикам, следует дать о них сведения, включая название субподрядчика, его адрес, причины, по которым он был выбран, цены и информацию о заключенных контрактах. По тем операциям, которые предполагается выполнить собственными силами, необходимо дать схему производственных потоков, список производственного оборудования, сырья и материалов с указанием их стоимости и поставщиков (название, адрес, условия поставок). Следует указать на необходимость (или обосновывается отсутствие таковой) получения предусмотренных законодательством лицензий на осуществление деятельности, связанной с выполнением проекта. При необходимости получения соответствующей лицензии указываются регистрационные данные этой лицензии, если она получена, или предполагаемые действия, направленные на ее получение, если необходимая лицензия на момент составления бизнес-плана не получена (с приведением планируемых сроков и затрат на совершение этих действий).
Этот раздел должен содержать следующие основные данные:
— потребность в участках земли, зданиях и сооружениях, коммуникациях;
— мощность предприятия, описание производственного процесса и технологии с использованием маршрутной карты (прил. 4 табл. П.4.2);
— планы потребности в материальных и трудовых ресурсах;
— описание основных поставщиков и субподрядчиков;
— условия поставки сырья, материалов и комплектующих, контроль качества и дисциплины поставок;
— требования к источникам энергии и их доступность;
— структурная декомпозиция работ;
— план производства продукта в 1-й год по месяцам, а в последующие – по кварталам, который должен соответствовать бюджету продаж;
— диаграмма Ганта и/или сетевой график выполнения работ;
— смета общих затрат на производство и продажу товара;
— планируемые себестоимость и трудоемкость единицы продукции;
— бюджеты прямых и косвенных затрат (прил. 4 табл. П.4.3 и П.4.4);
— методы контроля качества продукции.
Организационный план и управленческая команда
В данном разделе рассматриваются вопросы руководства и управления предприятием и/или проектом, указывается форма собственности создаваемого или существующего предприятия: индивидуальное предприятие или общество. Если это акционерное общество — необходимо дать сведения о количестве и типе выпускаемых акций. Здесь же приводится организационная структура предприятия и/или команды управления проектом, даются сведения об общей численности организации и команды менеджеров проекта, описывается роль и функциональные обязанности каждого участника команды. Анализируются знания и квалификация всей команды в целом и каждого участника отдельно, возможности по обучению персонала и привлечению сторонних консультантов.
Детальные анкетные данные и характеристики членов команды менеджеров приводятся в Приложении. В этом же разделе освещается механизм поддержки и мотивации ведущих менеджеров проекта, то есть, каким образом они будут заинтересованы в достижении намеченных в бизнес-плане целей и как будет оплачиваться их труд (оклад, премии, долевое участие в прибыли). Ознакомившись с организационным планом, потенциальный инвестор должен получить представление о том, кто именно будет осуществлять руководство проектом и каким образом будут складываться отношения между членами команды в процессе реализации проекта.
Этот раздел должен содержать следующие основные данные:
— форма собственности, партнеры и акционеры;
— организационная структура управления компании и/или проекта;
— сведения о руководителях компании и/или проекта (знания и опыт);
— матрица ответственности в команде управления проектом (прил. 4 табл. П.4.5);
— планы и прогнозы по обеспечению трудовыми ресурсами;
— штатное расписание команды управления проектом;
— формы и методы оплаты труда менеджеров проекта;
— внешние консультанты и взаимоотношения с ними.
Финансовый план и прогнозы финансовых отчетов
В этом разделе описываются основные показатели проекта: объем продаж, стоимость основного и оборотного капитала, выручка от продажи продукции и чистая прибыль. При составлении финансового плана анализируется состояние потока реальных денег, устойчивость предприятия, источники и использование денежных средств, определяется точка безубыточности производства продукции, показатели рентабельности продаж, рентабельности собственного и заемного капитала, а также срок окупаемости проекта.
Финансовый план включает также прогнозы: отчета о прибылях и убытках, отчета о движении денежных средств и балансового отчета. Данные по первым двум отчетам в 1-й год реализации проекта должны быть представлены в месячной разбивке, в последующие годы – по кварталам. Источником данных для отчета о прибылях и убытках служит план маркетинга, опросы потребителей, опрос торговых работников, консультации с экспертами, анализ временных рядов. Прогноз потока реальных денег входит в финансовый план в форме отчета о движении денежных средств. Прогноз активов и пассивов предприятия представляется в форме укрупненного балансового отчета, который характеризует финансовую ситуацию предприятия на начало и конец планируемого периода (года). Он отражает активы (направления расходования средств по проекту) и пассивы (источники привлекаемых в проект средств).
Планируя выпуск новой продукции, необходимо знать, когда будет получена первая прибыль. Для этого делается прогноз точки безубыточности (ТБ), или критического объема производства/продаж. Он дает ответ на вопрос, сколько единиц продукции необходимо будет продать, чтобы выручка от реализации продукции совпадала с издержками ее производства. Такая информация позволяет оценить, сколько денег потребуется, чтобы поддержать новое предприятие на начальном этапе его существования. Для подтверждения устойчивости проекта необходимо, чтобы значение точки безубыточности было меньше значений номинальных объемов производства и продаж. Чем дальше от них значение точки безубыточности (в процентном отношении), тем устойчивее проект. Проект обычно признается устойчивым, если значение точки безубыточности не превышает 75% от номинального объема производства. Значение точки безубыточности определяется по формуле
ТБ = Зс / Ц – Зп,
где Зс — постоянные затраты, не зависящие от объема производства, руб.;
Ц — цена за единицу продукции, руб.; 3п — переменные затраты на единицу продукции, руб.
Распределение затрат на постоянные и переменные является приблизительным и может изменяться в зависимости от конкретных условий: системы оплаты труда, сбыта продукции и других особенностей производства. Расчет точки безубыточности может быть проиллюстрирован с помощью графика. Рекомендуется также рассчитать запас финансовой прочности (устойчивости) проекта по формуле
ЗФП = [(Вф – Вкр) / Вф] 100% ,
где Вф - фактический объем выручки; Вкр – объем выручки при критическом объеме продаж.
В заключение следует рассчитать эффективность инвестиций как отношение чистой прибыли к объему капитальных вложений, а также срок окупаемости проекта, под которым понимается период времени, в течение которого валовая прибыль, полученная от реализации продукции проекта, сравняется с общим объёмом финансирования проекта.
Этот раздел должен содержать следующие основные данные:
— баланс денежных расходов и поступлений (прил. 5 табл. П.5.1);
— потребность в оборотных средствах (прил. 5 табл. П.5.2);
— расчет безубыточности и запаса финансовой прочности (прил. 5 табл. П.5.3);
— прогноз укрупненного балансового отчета (прил. 5 табл. П.5.4):
— прогноз отчета о прибылях и убытках (прил. 5 табл. П.5.5);
— прогноз отчета о движении денежных средств (прил. 5 табл. П.5.6);
— анализ точки безубыточности;
— рентабельность продаж – отношение валовой прибыли к общей выручке;
— период окупаемости проекта.
На основе анализа представленных показателей следует сделать выводы об эффективности данного инновационного проекта. По усмотрению студентов могут быть рассчитаны показатели коммерческой эффективности проекта, такие как: чистый дисконтированный доход (NPV), индекс рентабельности инвестиций (PI) и внутренняя норма доходности инвестиций (IRR).