Понятие продукции и ее классификация.

Продукция представляет собой многогранную категорию, которая должна удовлетворять многие потребности как отдельных людей, так и общества в целом, а также способствовать выполнению многообразных задач производства предприятия.

Существует множество признаков классификации продукции:

1)по характеру потребительных свойств и форме выражения продукцию делят на:

-продукты – это материализованные вещественные результаты производства

-услуги – нематериализованные результаты производства

Производство продуктов отделено во времени от их потребления. Производство и потребление услуг происходит одновременно.

2)по функциональной роли в процессе общественного производства:

-средства производства – выступают элементами производственного процесса и служат для расширенного воспроизводства

-предметы потребления – служат для удовлетворения личностных потребностей

-военная техника – применяется для обороны или нападения

3)по степени обработки

-сырье – сырой материал, продукт труда, взятый у природы

-полуфабрикаты – частично обработанное сырье, материалы, частично обработанные предметы труда, находящиеся вне обработки и ожидающие последующих стадий обработки

-незавершенное производство – предметы труда, находящиеся в данный момент в процессе производства, обработки

-готовая продукция – изделия, готовые к использованию в производственном и личном потреблении.

Различают конечную и промежуточную продукцию.

Конечная продукция – готовая продукция, поступающая непосредственно в потребление как предметы потребления, так и средства производства.

Промежуточная продукция – продукция, которая прошла процесс изготовления в каких-либо отраслях, но подлежит использованию в других отраслях или предприятиях

Различают группы продуктов и услуг в зависимости от отрасли:

-продукция промышленной отрасли

-продукция строительных организаций

-продукция сельскохозяйственных предприятий

-продукция предприятий связи

-услуги транспортных предприятий

По физическим свойствам продукция бывает:

-продукция с длительным сроком хранения: сахар, мука

-продукция с ограниченными сроками хранения

-продукция, оказывающая влияние на окружающую среду: перевозка серной кислоты, нефти, мазута

9. Производственная программа предприятия.План – это способность предприятия спроектировать свою деятельность на будущее. Важнейшим разделом плана хозяйственной деятельности предприятия является его производственная программа – это конкретная совокупность заданий по объему производства продукции, по ассортименту, номенклатуре, а также надлежащему качеству за определенный период.

Производственная программа состоит из 2-х составных частей:

1)объем производства продукции в натуральном выражении

2)стоимость объема производства продукции

Каждое предприятия разрабатывает производственную программу самостоятельно, используя исходные данные, выявленные в процессе изучения рынка, то есть спроса на продукцию, портфеля заказов на продукцию, государственных контрактов.

Запроектированную и отображенную в плане предприятия производственную программу необходимо экономически обосновать, согласовать с необходимыми производственными мощностями, трудовыми, материальными, инвестиционными ресурсами. В Украине применяется система разнообразных показателей, которые характеризуют продукцию. В зависимости от вида единиц измерения различают такие показатели:

-натуральные – м, штуки, л.

-трудовые – человеко-дни, человеко-часы.

-условно-натуральные – условное количество чего-либо.

-стоимостные – грн, $.

Стоимостными показателями объема производства продукции являются товарная, валовая, реализованная и чистая продукция.

Валовая продукция – стоимость совокупного объема продукции, произведенной как для отпуска за пределы предприятия, так и для использования в производственном процессе. Валовая продукция включает товарную продукцию, незавершенное производство, полуфабрикаты, заготовки собственного производства, инструменты, оснастку собственного производства.

ВП=ТН+(Н2-Н1)+(О2-О1)+(I2-I1)+…

ТП – товарная продукция

Н2 – незавершенное производство на конец года

Н1 – незавершенное производство на начало года

О – оснастка

I – инструменты

Товарная продукция включает готовую продукцию, произведенную для отпуска потребителям, стоимость полуфабрикатов, комплектующих, произведенных основными цехами, стоимость запчастей, приспособлений, инструментов собственного производства, стоимость капитального ремонта, стоимость тары, продукция побочных цехов, работы промышленного характера.

Товарная продукция – продукция, которая предназначена для отправки ее за пределы предприятия.

ГП – готовая продукция

Реализованная продукция – товарная продукция, отпущенная покупателям и оплаченная ими.

РП=О1+ТП-О2

О1 – остатки на начало периода

О2 – остатки на конец периода

ТП – товарная продукция

Товарная продукция измеряется в сопоставимых и действующих ценах, валовая – в сопоставимых, реализованная – в действующих.

Действующие цены – цены, устанавливаемые в договорах с заказчиками.

10. Качество продукции.Качество – совокупность свойств продукции, которые обуславливают ее пригодность для удовлетворения потребностей человека в соответствии со своим назначением.

Технический уровень изделий по содержанию хуже качества, так как охватывает только технико-эксплуатационные характеристики.

Уровень качества – это количественная характеристика пригодности продукции.

Оценка качества продукции предусматривает определение абсолютного, относительного, перспективного и оптимального уровня. Все показатели качества делят на 2 группы:

-дифиринцированные, которые в свою очередь делятся на одиночные (характеризуют одной из свойств единицы продукции, к ним относится назначение, надежность, долговечность, безопасность, экологические, правовые, экономические, статистические свойства) и комплексные (отображают несколько свойств единицы продукции одновременно).

-общие, которые оценивают качество всей продукции предприятия. Они используют следующие показатели: удельный вес новых видов продукции в общем объеме, коэффициент обновления ассортимента, удельный вес продукции, которая сертифицирована, удельный вес продукции, поставляемой на экспорт в общем объеме экспортной продукции, удельный вес производственного брака.

Методы оценки уровня качества:

Для определения абсолютного уровня качества используют объективный метод – оценка с помощью стендовых испытаний, контрольных измерений, лабораторного анализа; органолептический метод – базируется на восприятии свойств продукта с помощью органов чувств.

Для определения относительного уровня качества используют дифиринцированный метод – предусматривает сравнение отдельных показателей изделий с соответствующими показателями изделий-эталонов или базисными показателями стандартов.

Комплексный метод – определение обобщающего показателя качества оцениваемого изделия. Здесь немаловажное значение имеет конкурентоспособность продукции, это влияет на деятельность предприятия.

Конкурентоспособность продукции – совокупность свойств, которая показывает меру удовлетворения конкретной потребности и репрезентативности на рынке аналогичной продукции. Она определяет способность удерживать конкуренцию на рынке.

Для определения конкурентоспособности продукции предприятию необходимо знать:

-конкретные требования потенциальных покупателей к предложенному виду товаров на рынке, то есть вкусы, пристрастия покупателей.

-возможные размеры и динамику спроса на продукцию

-расчетный уровень рыночной цены товара

-определение параметров продукции основных конкурентов

-наиболее перспективные рынки для соответствующего товара и этапы закрепления на них

-срок окупаемости совокупных затрат, связанных с проектированием, продвижением продукции на рынок.

Конкурентоспособность конкретного объекта измеряют количественно. Для этого необходимо знать:

-полезный эффект – отдача объекта, интегральный показатель, который рассчитывается на основании отдельных объективных показателей

-качество объекта, которое удовлетворяет конкретную потребность

-совокупные затраты на протяжении жизненного цикла предприятия – затраты, которые обязательно необходимо сделать, чтобы получить от объекта соответствующий полезный эффект.

Элементы управления качеством продукции:

-стандартизация и сертификация изделий, их качества

-государственный надзор за соответствием стандартов, норм и правил и ответственность за их нарушение

-внутренний производственный контроль

Стандартизация – процесс разработки и применения на всех стадиях жизненного цикла изделий стандартов (документов, которые имеют обязательные для предприятий нормы качества изделий и средства их достижения).

Категории стандартов определяют жесткость требований в продукции:

-международные стандарты

-государственные стандарты

-отраслевые стандарты

-стандарты научно-технических и инженерных обществ

-технические условия

-стандарты предприятий

Сертификат – документ, который свидетельствует о высоком уровне качества продукции и соответствует требованиям международных стандартов. В Украине проводится добровольная и обязательная сертификация продукции.

Наши рекомендации