Для студентов Тема 17: Стратегия экономического развития предприятия
6. Значение и функции планирования
7. Стратегическое планирование
8. Тактическое планирование
9. Оперативно-календарное планирование
10. Бизнес-планирование. Содержание бизнес-плана
6. Значение и функции планирования
Планирование - это упорядоченная схема действий по достижению определенной цели.
Чтобы обеспечить возможность принятия экономически обоснованных решений, предприятие должно производить и анализировать расчеты альтернативных предложений и описывать результаты экономической деятельности. Поэтому организация планирования относится к деятельности высшего порядка, которая выполняет несколько первостепенных для предприятия функций:
ü способствует перспективной организации предпринимательской деятельности;
ü четко координирует предпринимаемые усилия предприятия;
ü формирует систему целевых показателей деятельности для последующего контроля;
ü готовит предприятие к возможным внезапным рыночным переменам;
ü устанавливает взаимосвязь обязанностей всех должностных лиц.
План имеет смысл разрабатывать даже тогда, когда все время изменяются не только внешние, но и внутренние условия реализации плана. Планирование превращается в непрерывную корректировку, которая сочетается с необходимостью адаптации предприятия, т.е. с непрерывным приспособлением предпринимательской структуры к изменяющимся условиям, что и является ключевой проблемой планирования.
7. Стратегическое планирование
Стратегическое планирование ориентировано на долгосрочную перспективу. Стратегическое планирование определяет основные направления развития предприятия и формирует представление о том, чего хочет добиться предприятие в будущем.
Целью стратегического планированияявляется создание перспектив для выживания предприятия в условиях динамично изменяющейся рыночной конъюнктуры, когда необходимо отслеживать изменения внешней и внутренней среды предприятия. В результате стратегического планирования вырабатываются цели и задачи на долгосрочную перспективу, а также конкретизируются средства достижения этих целей.
Стратегическое планирование заключается:
ü в определении миссии предприятия;
ü формулировании целей и задач на долгосрочную перспективу;
ü анализе внешней среды;
ü анализе внутренних резервов предприятия;
ü выборе стратегии предприятия;
ü разработке возможных альтернатив развития.
Основой стратегического планирования является выбор стратегии развития предприятия, а именно решение вопросов о том:
ü каким должно быть предприятие в будущем;
ü будут ли производиться новые продукты на уже существующей базовой основе;
ü будут ли совершенствоваться базовые продукты и способы реорганизации и т. д.
Существуют следующие разновидности базовых стратегий:
ü стратегия роста, обосновывающая намерения предприятия увеличивать объем производства, продаж, капитальных вложений и т.п.;
ü стратегия стабилизации – это план деятельности предприятия в условиях нестабильности объемов продаж и доходов, увеличение доли рынка;
ü стратегия выживания – это оборонительная стратегия, применяемая в условиях глубокого кризиса деятельности предприятия.
Одной из важнейших составных частей стратегии предприятия является планирование риска. Сущность этого плана заключается в достижении высокого уровня противодействия возмущениям внешней среды и уменьшении потерь от этих возмущений.
Методы выбора стратегий:
ü метод PIMS – моделирование влияния стратегических факторов на показатели эффективности производства (рентабельность, прибыль);
ü метод кривых освоения – строится на зависимости размеров затрат на производство от его объема;
ü метод жизненного цикла товара - для каждой стадии (освоение, рост, зрелость, спад) определяются приоритетные стратегические направления и действия;
ü метод Бостонской консультативной группы (матричный). Показателями, формирующими оценочную матрицу, являются темп роста производства и контролируемая данным предприятием доля рынка;
ü метод «мак-кинси» (матричный) – основными оценочными показателями служат конкурентная позиция предприятия (слабая, средняя, сильная) и привлекательность рынка (аналогичные три оценки);
ü метод определения возможностей по товарам/рынкам (матричный).
Стратегическое планирование рассчитано на длительный период - 5-10 лет. Оно не приносит быстрого результата, обязательно должно дополняться остальными видами планирования, носит вероятностный характер из-за неопределенности будущих периодов.
8. Тактическое планирование
Тактическое планирование является средством реализации стратегических планов и определяет задачи, с помощью которых предприятие может достичь поставленных стратегическим планом результатов. Целью тактического планирования является разработка программ:
ü производственной деятельности;
ü хозяйственной деятельности;
ü подготовки кадров;
ü ресурсного обеспечения, экономии материальных ресурсов;
ü проведения научно-исследовательских работ;
ü определения источников финансирования;
ü повышения качества и конкурентоспособности продукции;
ü роста производительности труда и т. д.
Основой тактического планирования является координация всех разрабатываемых программ. Тактический план разрабатывается на период 2-3 лет, поскольку невозможно учесть все изменения внешней и внутренней среды на более длительный период.
9. Оперативно-календарное планирование состоит в уточнении и конкретизации программ тактического планирования.
Целью календарного планирования является организация повседневной, ритмичной и координированной работы на всех направлениях Деятельности предприятия, на всех уровнях организации, всех его структур, подразделений и систем.
10. Бизнес-планирование, в отличие от других видов планирования, содержит комплекс целей, реализация которых требует определенного объема инвестиций, и четко очерченные временные границы, в рамках которых необходимо реализовать конкретно планируемое мероприятие (например, выпуск нового вида продукции или открытие нового филиала). Планируя намеченное мероприятие, предпринимателю необходимо убедиться самому и убедить всевозможных партнеров в том, что проект, во-первых, осуществим, и, во-вторых, может принести ожидаемую прибыль, для чего производятся:
ü комплексная оценка;
ü расчет;
ü анализ;
ü согласование всех требующихся для этого программ и планов.
Бизнес-план - программа действий предпринимателя, обоснованная целевым анализом конъюнктуры рынка, инвестиций, товаров, услуг, собственных задач и ресурсов.
В структуру бизнес-плана предприятия входят:
ü титульный лист;
ü резюме;
ü описание объекта;
ü характеристика отрасли;
ü система планов:
• маркетинговый;
• производственный;
• организационный;
• финансовый;
• юридический;
• управленческий;
ü оценка эффективности.
12. Титульный лист содержит:
ü название предприятия;
ü реквизиты предприятия;
ü указание организационно-правовой формы;
ü сведения осоставе учредителей;
ü информацию о периоде планирования.
13. В резюме содержится краткий обзор целей и задач предприятия и анализируются способы их решения. Это план, выраженный в сжатой форме, который уточняется по мере работы над деталями плана. Обычно резюме оформляется уже после написания всех других разделов бизнес-планирования и содержит описание:
ü основной цели проекта;
ü предлагаемого продукта или услуги (краткую характеристику);
ü способы решения поставленной задачи;
ü ожидаемого результата и эффективности проекта.
14. Описание объекта (продукции или услуги) содержит наглядные данные, которые позволят представить разрабатываемый объект со всеми его отличительными характеристиками:
ü полное описание объекта;
ü его функции;
ü сферу применения;
ü отличительные особенности;
ü лицензионно-патентные права.
15. Характеристика отрасли учитывает наличие других предпринимателей, знание своих конкурентов, их возможности и способности, которые позволят позиционировать себя и дать оценку месту данного проекта с учетом конкуренции. Характеристика отрасли отражает:
ü описание аналогов предлагаемого объекта;
ü их отличительные особенности;
ü конкурентоспособность аналогов и перспективы развития;
16. Маркетинговый план изучает и формирует структуру и уровень спроса и содержит:
ü описание:
• маркетинговой среды;
• потребителей продукта или услуги, их вкусов и предпочтений;
• способности платить и готовности покупать;
• сильных и слабых сторон конкурентов;
ü оценку и указание доли рынка;
ü особые характеристики рынка;
ü паблик релейшнз;
ü рекламу;
ü продвижение на рынок;
ü ценовую политику;
ü план послепродажного обслуживания и поддержки продукта;
ü план модернизации и утилизации продукта;
ü оценку результатов.
17. Производственный план содержит весь комплекс программ для производства и реализации продукции:
ü план исследований и разработок;
ü способы и источники получения ресурсов;
ü описание:
• производственных мощностей;
• ресурсного обеспечения;
• производства;
• состава комплектующих изделий;
ü характеристику.
• производственных процессов;
• оборудования;
• возможностей модернизации и совершенствования продукции.
18. Организационный план отражает способы управления реализацией бизнес-плана:
ü размещение:
• предприятия и всего недвижимого имущества;
• другой собственности;
ü источники снабжения:
• материалами;
• рабочей силой;
ü организацию функционирования;
ü возможность реорганизации.
19. Финансовый план описывает финансовое обеспечение предлагаемого проекта:
ü потребность в финансах;
ü структуру капитала;
ü источники финансирования;
ü финансовые показатели;
ü организация финансового планирования, анализа и учета;
ü налоговые программы;
ü описание отчетности.
20. Юридический план обеспечивает правовую поддержку проводимого мероприятия:
ü вопросы:
• лицензирования;
• сертификации;
ü патентные права;
ü условия:
• оформления и регистрации предприятия;
• его реорганизации;
• ликвидации.
21. Управленческий план отражает функции и задачи менеджмента в обеспечении успешной реализации бизнес-планирования:
ü структуру и систему управления;
ü процедуры управления;
ü политику в области подготовки кадров;
ü контроль исполнения;
ü механизмы стимулирования;
ü формы вознаграждения.
22. Оценка эффективности завершает бизнес-планирование и содержит общую оценку эффективности предпринимательскогопроекта:
ü показатели прибыли;
ü показатели рентабельности;
ü социальную значимость проекта;
ü долговременные перспективы осуществляемого плана.