Подбор и изложение материалов курсовой работы

Подготовка курсовой работы начинается с разработки ее плана (оглавления). При этом надо ориентироваться на рекомендации руководителя курсовой работы.

В соответствии с направленностью избранной темы осмысливаются материалы конспектов лекций, разделов учебников, публикаций в специализированных журналах и газетах, электронных носителях информации. Изучая источники информации, необходимо делать выписки и пометки, группировать материал в соответствии с планом. Изучение и конспектирование материалов целесообразно вести дифференцированно по авторам, не забывая при этом фиксировать выходные данные каждого из используемых источников информации с указанием номера страницы (статьи или пункта нормативного документа), где находится материал, который предполагается использовать в курсовой работе.

После изучения источников информации план курсовой работы может быть уточнен. При возникновении сомнений надо проконсультироваться с руководителем.

Не следует механически переписывать материал из первоисточников и, не обрабатывая, вставлять его в текст. Собранный материал необходимо осмыслить, систематизировать, попытаться изложить своими словами и лишь в отдельных случаях, когда необходимо привести мнение по излагаемому вопросу определенного автора, следует прибегать к цитированию. Приветствуются попытки студентов изложить собственную (достаточно аргументированную) точку зрения по рассматриваемому вопросу.

При написании текста надо помнить, что курсовая работа пишется не для себя, а для читателя. Писать следует не конспективно, а развернуто, языком, доступным пониманию.

Сложившиеся у автора мысли высказываются в предложениях. Предложения, имеющие общую тему, объединяются в абзацы. Количество самостоятельных предложений в абзаце зависит от сложности передаваемой мысли. Не следует формировать предложения, которые не несут смысловой нагрузки (даже, если необходимо увеличить объем курсовой работы). Абзацы одного пункта или параграфа должны быть последовательно увязаны друг с другом.

Важно, чтобы курсовая работа от первого до последнего предложения была пронизана логической связью. Если работа построена логично, то она не содержит материалов, которые могут быть изъяты из нее без нарушения общей стройности.

Материал необходимо излагать в хронологической последовательности, выделять в нем главное, абстрагируясь от излишних деталей.

Не следует злоупотреблять научными терминами. Если характер исследуемой темы предопределяет необходимость использования большого числа специфических терминов, то в конце курсовой работы целесообразно поместить глоссарий и при употреблении терминов в тексте обязательно делать ссылки на него.

В конце глав и параграфов, несущих значительную содержательную нагрузку, необходимо делать короткие (от одного до трех абзацев) выводы, фиксируя тем самым факт решения одной из поставленных задач. Выводы логически завершают рассмотрение какого-либо вопроса и обычно начинаются оборотом: «следовательно», «таким образом», «проведенное рассмотрение дает основание для вывода о том, что …», «итак».

При формулировании выводов необходимо соблюдать ряд правил:

1. выводы должны быть конкретными и вытекать из материала, изложенного в данной главе (параграфе);

2. выводы не должны состоять из общих фраз, носящих декларативный характер, а также очевидных или давно известных положений;

3. выводы должны быть логически увязаны с поставленными в курсовой работе задачами.

После завершения формирования текста необходимо внимательно просмотреть всю курсовую работу, чтобы оценить сопоставимость ее различных частей. Лучше это делать не сразу. Необходимо на некоторое время дистанцироваться, отвлечься от текста.

Прежде всего, следует оценить, как корреспондируют введение и заключение с основной частью работы и между собой. Введение и заключение являются, по сути, визитной карточкой курсовой работы. С них, как правило, начинают знакомство с курсовой работой научный руководитель и рецензент, принимающий участие в оценке работы при ее защите.

Если при рассмотрении обнаруживается, что содержание основной части курсовой работы и формулировки цели и (или) задач во введении не полностью соответствуют друг другу, то следует или дополнить (откорректировать) главы (параграфы, пункты) основной части работы, или уточнить формулировки цели и (или) задач исследования во введении. (Практика подготовки и рецензирования курсовых работ показывает, что у студентов чаще возникает потребность во втором варианте действий). Если в процессе просмотра выяснится, что какая- либо из поставленных задач не решена, то необходимо ее или все-таки решить, или, убедившись, что решение этой задачи не столь значимо для достижения цели, исключить ее из перечня задач во введении.

Заключение, содержащее выводы по работе, должно строго соответствовать введению. Из его прочтения должно быть ясно, достигнута ли цель, решены ли все поставленные во введении задачи.

Важно также обратить внимание на соответствие фактического содержания курсовой работы элементам информационной базы ее написания, указанным во введении. При обнаружении несоответствия следует дополнить (откорректировать) текст курсовой или внести изменения в информационную базу.

Ссылки в тексте должны соответствовать списку используемых источников информации. Причем число источников, на которые сделаны ссылки, должно быть не менее пяти, а общее число ссылок - не менее семи.

Наши рекомендации