Порядок выделения авиаперевозчикам временных интервалов в аэропортах

Устанавливаемый порядок распространяется на авиаперевозчиков, выполняющих регулярные рейсы в аэропорты Российской Федерации.

Порядок выделения авиаперевозчикам временных интервалов (времени прибытия отправления) при выполнении полетов в аэропорты государств СНГ устанавливается Межправительственными соглашениями.

Ответственность за согласование времени прибытия или отправления воздушного судна по расписанию на конкретную дату в аэропорту возлагается на авиаперевозчика.

Авиаперевозчик обязан до момента представления в ЦРТ проекта расписания рей или заявки на оперативное изменение их параметров, согласовать временные интервалы (их изменения) со всеми аэропортами по маршруту полета.

Аэропорт обязан в течение двух суток (не считая выходные и праздничные дни) с момента поступления запроса о выделении временных интервалов сообщить авиаперевозчику о своем решении.

Определение временных интервалов производится исходя из условий планирования безопасного выполнения рейсов в районе аэродрома и на ВПП и обеспечения технического обслуживания воздушных судов и коммерческого обслуживания пассажиров в аэропорту.

Аэропорт не вправе отказать авиаперевозчику в приеме воздушного судна (выделении временных интервалов), выполняющего полеты по маршруту воздушной линии, на которую ФАВТ России (РУ ФАВТ) выдана лицензия.

При разработке проекта расписания на новый сезон при условии, что нормативы пропускной способности аэропорта не снизились, а ограничения работы аэропорта не изменились, за рейсами, параметры которых не изменились по отношению к предыдущему расписанию аналогичного сезона, сохраняется право использования ранее назначенных временных интервалов ("право исторического слота").

Авиаперевозчик, направляя в аэропорт заявку на согласование временных интервалов; для рейсов, у которых к предыдущему расписанию аналогичного сезона не увеличена часто период действия, а также не изменились временные параметры и тип воздушного судна, делает соответствующую пометку — "исторический слот".

При изменении параметров рейсов, нормативов пропускной способности и ограничений работы аэропортов, а также в ситуации, когда невозможно распределить временные интервалы так, чтобы все авиаперевозчики были удовлетворены, предпочтение отдается регулярным пассажирским рейсам, и устанавливаются следующие приоритеты по воздушным линиям:

— международные;

— межгосударственные (межреспубликанские);

— межрегиональные;

— внутрирегиональные.

В случае отсутствия возможности предоставить авиаперевозчику запрашиваемый временной интервал, аэропорт обязан предложить ему другой ближайший временной интервал.

В случаях, когда аэропорт необоснованно отказывает авиаперевозчику в выделении временных интервалов или когда между аэропортом и авиаперевозчиком не достигается взаимоприемлемое решение, окончательное решение принимается ФАВТ России (РУ ФАВТ).

Согласованные с аэропортами в части временных интервалов проекты части временных интервалов проекты расписания или заявки на оперативное изменение параметров собственных рейсов направляются авиаперевозчиком в Центр расписания и тарифов.

10 функции отдела продажи грузовых перевозок, коммерческой службы авиакомпании

1 . Организует сеть продаж грузовых перевозок на территории РФ, СНГ и Дальнего Зарубежья.

2. Осуществляет координацию процесса организации грузовых перевозок.

3. Организует и контролирует перевозки опасных грузов.

4. Организует и контролирует перевозки грузов под таможенным контролем.

5. Участвует в разработке и заключении договоров по наземному обслуживанию в части, касающейся организации грузовых перевозок.

6. Организует бронирование почтово-грузовых перевозок.

7. Проводит анализ работы экспедиторов и агентов на рынке грузовых перевозок.

8. Проводит анализ организации грузовых перевозок по России, СНГ и за рубежом и составляет статистические отчеты по объемам выполненных работ.

9. Осуществляет разработку тарифов на грузовые перевозки.

10. Проводит работу с представителями авиакомпании по развитию грузовых перевозок, тарифной политике и формированию грузовых потоков.

11. Осуществляет подготовку и сопровождение агентских соглашений по продаже грузовых перевозок.

12. Осуществляет подготовку и сопровождение интерлайновые и прорейтовые соглашений по грузовым перевозкам.

11.Доступ авиапредприятий на рынок воздушных перевозок

Доступ на рынок воздушного транспорта связано сложными рыночными процессами, происходящими под влиянием деятельности воздушного транспорта.

Доступ к рынку международного воздушного транспорта для любого авиаперевозчика заключается в получении совокупности коммерческих прав от соответствующего государства, которые позволяют ему проникать на национальный рынок международных авиаперевозок другого государства на законных основаниях и заниматься коммерческими регулярными и нерегулярными воздушными перевозками.

Право на доступ к рынку обычно предоставляются в обмен на аналогичные права путём заключения соответствующего соглашения между государствами и, как правило, ограничивается регулярными международными воздушными сообщениями.

По своей сути право на доступ к рынку, с одной стороны, открывает возможность обслуживать рынок, а с другой, - оно подвержено определённым ограничениям, которые исходят от государства и используются им для достижения баланса прав при обмене и сохранения рычага воздействия для возможных обменов в будущем, устранения или сведения к минимуму конкурентного воздействия на своих национальных перевозчиков, а также поощрения некоторых сегментов национального рынка воздушного транспорта. Таким образом, право доступа к рынку содержит права, которые определяют законность и правомерность коммерческой деятельности авиаперевозчика в иностранном государстве

12. Основные функции отдела планирования и обеспечения полётов, коммерческой службы авиакомпании

Организует получение разрешений от авиационных властей РФ и ино­странных государств на право выполнения всех полетов (посадки и про­лета территории) по международным и внутренним воздушным линиям на основании прав, предоставленных авиакомпании соответствующи­ми документами других государств и ФАВТ России.

Организует получение разрешений "слотов" аэропортов посадки по всем внерейсовым полетам.

Планирует выполнение внерейсовых полетов парком ВС авиакомпании.

Обеспечивает полеты по линии ОрВД в тесном взаимодействии с Группой Навигации.

Организует и контролирует процесс обеспечения внерейсовых полетов: самолетами, экипажами, бортовым питанием и другими видами обеспечения по заявкам соответствующих отделов АК.

Разрабатывает и осуществляет рассылку заинтересованным службам авиакомпании программы чартерных рейсов на внутренних и между­народных воздушных линиях.

Формирует и рассылает исполнительные телеграммы по выполнению чартер­ных рейсов для авиакомпании.

Осуществляет ввод и контроль чартерных рейсов в систему «Габри­ель».

Производит в установленном порядке оперативные изменения, отмены ранее запланированных чартерных рейсов.

Принимает меры к сокращению или ликвидации задержки рейсов, под­ключая соответствующие службы авиакомпании, отвечающие по сво­им функциям за выполнение рейса или агентов по обслуживанию.

Осуществляет разовые (инспекционные) полеты персонала на обеспе­ченных ГООП рейсах для оценки работы служб аэропортов, компаний по наземному обслуживанию и топливозаправочных комплексов, организа­ций, поставляющих бортовое питание на месте.

Осуществляет оперативную координацию процесса организационного обеспечения полета.

13.Основные функции отдела контроля бронирования и управления ресурсами рейсов, коммерческой службы авиакомпании

Осуществляет контроль пассажирской загрузки на рейсах авиакомпании.

Обеспечивает контроль и управление грузовым бронированием на рейсах авиакомпании.

Регулирует предложение продажи, управляющие параметры контролируемых рейсов.

Обеспечивает ввод и модификацию технических и коммерческих данных рейсов авиакомпании в соответствующие автоматизированные системы бронирования и продажи мест.

Производит описание полномочий пультов и операторов, а также доступа агентств к ресурсам рейсов авиакомпании в соответствующие автоматизированные системы бронирования и продажи мест.

Контролирует правильность бронирования, выявляет нарушения, допускаемые со стороны агентов по процедурам бронирования и продаже авиабилетов, принимает меры по их своевременному устранению, направляет информацию в Центр расчетов авиакомпании для проведения проверки и выставления штрафных санкций.

Обрабатывает поступающие системные очереди и сообщения из подключенных и не подключенных центров с запросами на подтверждение бронирования мест для групп и индивидуальных пассажиров.

Производит ввод ограничения коммерческой загрузки, открытие и закрытие рейсов на продажу, ввод информации о задержках вылетов рейсов.

Проводит выверку фактической пассажирской загрузки контролируемых рейсов, дает предложения по оперативной корректировке расписания.

Обеспечивает контроль использования промежуточной и обратной брони на рейсах авиакомпании.

Обеспечивает контроль использования спецброней на рейсах авиакомпании.

Проводит анализ статистических данных по бронированию на контролируемых рейсах

14.Лизинг (аренда) самолётов.

Эксплуатационный лизинг

В рамках эксплуатационной арен­ды арендатор просто пользуется арендуемой им собственность (обычно в течение относительно короткого периода времени, не превышающего семи лет). Трансграничная аренда (за границей) помимо расширения возможностей финансирования воздушных судов обеспечивает значительные налоговые льготы. Если финан­совая аренда включается в качестве долгосрочной задолженности в балансовые счета авиакомпании, то эксплуатационная аренда невключается в эти счета, что является важным для авиакомпаний имеющей достаточный уровень задолженности.

Эксплуатационные формы аренды являются привлекательными для перевозчиков не только с точки зрения балансовых счетов, но и в связи с высокой степенью гибкости, которую они обеспечивают в отношении планирования парка воздушных судов. Значи­тельному росту их использования за последние 10 лет способствовало появление специализированных лизинговых ком­паний, самыми крупными из которых являются «Ансетт Уорлд - Авиэйшн Сервисиз» (Австралия), «ГАТХ-Креди Лионнэ» /Франция), «Гиннес Пит Авиэйшн» (Ирландия), «Интернэшнл Лиз файнэнс Корпорэйшн» (США).

Помимо названных профессиональных лизинговых компаний в России также была создана акционерная лизинговая авиакомпания «AЛAK». В сферу ее деятельности помимо сдачи в аренду воз­душных судов отечественным и иностранным юридическим или физическим лицам входили также экспорт и импорт на основе ли­зинга воздушных судов, передаваемых в ведение «АЛАК», а также предоставление авиационных и сопутствующих им услуг пасса­жирам и клиентуре на внутреннем и внешнем рынках.

Лизинговые компании, специализирующиеся на эксплуатаци­онной аренде, играют важную роль в отрасли воздушного транс­порта, являясь посредниками между авиакомпаниями-арендаторами, финансовыми учреждениями, изготовителями са­молетов, а также другими авиакомпаниями, имеющими избыточ­ный самолетный парк и сдающими его в свою очередь в аренду лизинговым компаниям.

Компании, специализирующиеся на эксплуатационной аренде, предоставляют широкий круг услуг, включая обслуживание и ремонт самолетов, маркетинг, консультации по финансовым вопро­сам и т.д. Они могут получать и предоставлять выгодные условия финансирования для приобретения авиатехники на основе своих собственных активов, а также выгодные цены на воздушные суда в результате их оптовой закупки у производителей, а также хорошей организации сбыта и повторного сбыта.

В последние годы лизинговые компании, специализирующиеся на эксплуатационной аренде, предлагают и новые виды услуг, такие как доступ к портфелю заказов изготовителей и графику их поставок, резервируя полностью мощности изготовителей. В настоящее время заказы лизинговых компаний составляют около общего объема выпуска новых воздушных судов, и ожидается, что в течение ближайшего десятилетия эта доля значительно увеличится. Таким образом, лизинговые компании получили существенные рыночные рычаги в рамках отрасли гражданской авиации.

При эксплуатационной аренде арендная плата является чистойплатой (нетто) арендодателю, а арендатор несет бремя налогов стоимости эксплуатации и страхования самолетов.

Разновидностью эксплуатационной аренды является так назы­ваемая «мокрая аренда» («ветлиз»), когда самолет сдается в аренду; вместе с экипажем, при этом расходы по содержанию экипажа несет, как правило, арендатор. Особенностью «ветлиза» является то, что в соглашении об аренде оговариваются минимальный гарантированный налет часов в месяц на арендуемый самолет и стои­мость (нетто) летного часа эксплуатации самолета.

В приложениях к соглашению определяются конкретные рек­визиты сдаваемого в аренду самолета, его серийный номер, сроки летной годности, сроки и условия инспектирования.

Финансовый лизинг

В рамках финансовой аренды, которая обычно составляет 10—20 лет, авиатехника поступает в полное ведение авиакомпании-арендатора с выплатой стоимости оборудо­вания согласованными долями в течение всего срока аренды. По­сле окончания срока аренды и полной выплаты арендной платы авиатехника может перейти в собственность арендатора с выпла­той остаточной стоимости или без таковой (в зависимости от ус­ловий аренды). В рамках финансовой аренды прибыль и риски, связанные с владением и эксплуатацией, передаются арендатору. Разновидностью финансов или капитальной аренды является так называемая «взвешенно аренда», при которой в сделке участвуют тристороны: арендодатель, арендатор и кредитор. При этом долгосрочное финансирование осуществляется кредиторами. В типичной сделке по «взвешенной аренде» самолетов авиакомпания фактически приобретает самолеты в рассрочку с выплатой стоимости в течение всей аренды. Вначале авиакомпания выплачивает 10—20% стоимости авиатехники, а остальные 80—90% в рассрочку равными долями до конца срока аренды. При этом если в указанную сделку вовлечена лизинговая компания, она принимает на себя обязанность арендатора/субподрядчика. Кредитор в этом случае получает устойчивый процент на заемный капитал. Основной выгодой авиакомпании-арендатора является то, что она выплачи­вает только чистую арендную плату за использование авиатехни­ки. Трансграничная аренда при этом дает значительные преимущества в налоговых льготах, так как на арендатора при этом распространяется отечественное налоговое законодательство.

В качестве примера финансового лизинга по «взвешенной аренде» можно привести аренду авиакомпанией «Аэрофлот — российские авиалинии» пяти аэробусов А-310 производства запад­ноевропейского консорциума «Эрбас-Индастри» с участием бан­ковской корпорации «Креди Лионнэ», со сроком аренды 10 лет, после чего указанные самолеты переходят в собственность авиа­компании.

Однако следует отметить, что финансовые формы аренды в по­следнее время сталкиваются все с большими и большими трудно­стями, связанными с ужесточением финансовой политики во всем мире и новым налоговым законодательством во многих странах, являющихся заимодавцами, например в Японии. США и Западной Европе.

15.Основные функции, центра расчётов коммерческой службы авиакомпании

1. Учет и контроль продажи пассажирских перевозок как на территории своего города, так и в других городах Российской Федерации и за рубежом:

- Агентами авиакомпании (Агентства и представительства авиакомпании независимые Агенства и Туристические фирмы)

- Агентами BSP

- Агентами ТКП

2.Учет и контроль продажи грузовых перевозок как городах Российской Федерации и за рубежом:

- Агентами авиакомпании

- Агентами CASS

- Грузовыми складами и Аэропортами.

3. Учет реализации перевозок на рейсах авиакомпании, в том числе:

- контроль полноты и своевременности поступления перевозочной документации с рейсов авиакомпании.

- " расценка" перевозочной документации и учет доходов от перевозок пассажиров, багажа, грузов и почты.

4.Процедуры контроля над мошенничествами с перевозочной документацией:

- использование на рейсах Авиакомпании, других Авиакомпаний - партнеров, предъявление к возврату или обмену перевозочных документов, объявленных утраченными или числящихся в остатках у Агентов

- искажение информации на полетном купоне относительно контрольного (маршрут, класс обслуживания, вид тарифа, скидки и др.)

5. Учет затрат производства, в том числе:

- учет расходов рейсов АК, связанных с обслуживанием рейса Аэропортами, Топливозаправочными фирмами, Службами аэронавигации, бортового питания, технического и коммерческого обслуживания и прочими фирмами по обслуживанию ВС.

- отнесение на рейс всех прямых, административных и прочих затрат и доходов согласно данным финансового и бухгалтерского учета.

6. Обеспечение расчетов с партнерами по авиабизнесу в том числе:

- Контроль отчетов Агенств о продаже пассажирских и грузовых перевозок на правильность расчета тарифов, полноту взимания (возврата) тарифа и такс/сборов, оформления перевозочных и расчетных документов и др.

- Формирование счетов Фирмам кредитных карточек за продажу/возврат пассажирских и грузовых перевозок по безналичной форме оплаты.

- Формирование счетов Организациям - клиентам и государственным структурам за продажу/возврат пассажирских и грузовых перевозок по безналичной форме оплаты.

- Формирование исходящих счетов другим авиакомпаниям и контроль входящих счетов от Других авиакомпаний за перевозки пассажиров и сверхнормативного багажа и груза, прием к возврату и обмену перевозочной документации;

- Формирование счетов почтовым администрациям стран за перевозки почты;

- Контроль счетов, предъявленных Аэропортами, Топливозапра­вочными фирмами, Службами аэронавигации, прочими фирмами по обслуживанию воздушных судов;

- Формирование / контроль счетов урегулирования коммерческих прав на воздушных линиях: пульное сотрудничество, линии совместной эксплуатации, компенсационные платежи.

- Ведение претензионной переписки, как на уровне отдельного первичного документа, так и на уровне итоговых сумм отчета/счета.

7. Обеспечение учета и проверки полноты и правильности начисления доходов ЦМР. Проверка обоснованности предъявления платежей за обслуживание ВС Авиакомпании за границей. Контроль полноты учета и своевременности перечисления выручки по международным перевозкам.

8. Учет взаимных финансовых обязательств по расчетам со всеми партнерами по рынку авиаперевозок, на основе обработки всех входящих и исходящих счетов (на уровне сумм к оплате).

9. Учет, контроль над исполнением взаимных финансовых обязательств с партнерами по рынку авиаперевозок по операциям на счетах авиапредприятия, (по фактическому зачислению средств).

10. Обеспечение расчетов с применением клиринговых систем (Клиринговая палата ИАТА, ТКП).

11. Ведение отдельного производственного и финансового учета по чартерным программам, урегулирование расчетов с заказчиками.

12. Разработка, согласование и сопровождение Агентских соглашений, договоров о признании перевозочной документации, пульных и других коммерческих соглашений в части касающейся взаиморасчетов.

13. Согласование, учет и контроль применения специальных условий продажи перевозок (конфиденциальных тарифов, скидок, бонусных и сервисных цен)

16. Основные функции отдела представительств, коммерческой службы авиакомпании

1. Проведение комплекса работ по аккредитации и легализации пред­ставительств авиакомпании и его штатных работников. Обеспе­чение представителей нормативно-правовыми документами.

2. Организация работы и оперативное руководство деятельностью представительств Авиакомпании в регионах РФ, странах СНГ и Дальнем Зарубежье.

3. Обеспечение практической реализации представительствами согла­шений о воздушном сообщении в части, касающейся прав и обязан­ностей авиакомпании, как назначенного авиаперевозчика, ком­мерческих и иных соглашений с генеральным агентом (агентом), другими авиакомпаниями, фирмами и организациями с целью наиболее полного и эффективного использования коммерческих и иных прав, проведение коммерческой, тарифной, валютно-финансовой и другой политики.

4.Разработка технологических, методологических и инструктивных документов по организационно-производственной деятельности и штатным расписаниям представительств авиакомпании. Подго­товка доказательной документации по вопросам целесообразности открытия собственных представительств авиапредприятия в кон­кретных странах и регионах.

5.Проведение экспертной оценки качества коммерческого и техниче­ского обслуживания рейсов авиакомпании в аэропортах РФ, СНГ, Дальнего Зарубежья и разработка рекомендаций для предста­вительств по его улучшению.

6. Организация обеспечения представительств материально-техническим имуществом, необходимой справочной и нормативной документацией.

7. Составление смет на содержание представительств, их согласование и утверждение в дирекции по экономике и финансам.

8. Проверка фин. отчетов представительств в части правильности их составления согласно "Инструкции о порядке учета и отчетности по валютно-финансовой деятельности представительств" и передача их в дирекцию по экономике и финансам.

9. Разработка и согласование в установленном порядке штатного расписания представительств авиакомпании.

10. Подбор кадров для работы в представительствах авиакомпании в пределах утвержденного штатного расписания.

11.Подготовка необходимых документов и организация заседаний ко­миссии по отбору и аттестации работников представительств.

12. Разработка программ подготовки и стажировки специалистов для выезда на работу в представительства, организация и осуществление контроля над обучением и переподготовкой штатных сотрудников представительств и работников из местных граждан.

17. Соглашение о наземном обслуживании. Обязанности сторон

Соглашение о наземном обслуживании заключается АК с авиапредприятием, аэропортом, хэндлинговой компанией, агентом обслуживающей компании, предоставляющими наземное обслуживание в аэропорту. Цель соглашения - обеспечить все необходимое техническое и коммерческое обслуживание (за исключением продажи перевозок) воздушных судов обслуживаемой стороны и выполняемых на них перевозок. Такое соглашение содержит перечни обязательного (стандартного) обслуживания и обслуживания, которое может быть предоставлено дополнительно по просьбе АК и за отдельную плату.

Соглашение предполагает возможность использования при бслуживании субагентов и персонала обслуживаемой стороны. В нем определяются права и обязанности командира воздушного судна и представителей обслуживаемой стороны, функции контроля с их стороны за предоставлением обслуживания.

Соглашение предусматривает твердые ставки за предоставляемое обслуживание в зависимости от типа обслуживаемых судов, времени и характера обслуживания, определяет порядок расчетов и разрешения споров.

Ответственность за повреждение воздушных судов при обслуживании в соответствии с принятой международной практикой обычно ограничивается случаями умысла или приравненной к умыслу неосторожности. Воздушные суда АК, выполняющие международные полеты, должны быть застрахованы на случай повреждения в иностранных аэропортах.

Наряду с соглашением о наземном обслуживании заключаются соглашения по отдельным видам обслуживания: заправке топливом, поставке бортового питания, обслуживанию пассажиров в пунктах трансфера, бронированию мест в гостинице, обработке и складированию грузов и пр.

К этому типу соглашений относятся и соглашения о коммерческом обслуживании с туристическими организациями и агентствами.

18. Основные функции отдела продажи пассажирских перевозок, коммерческой службы авиакомпании

Изучение и анализ конъюнктуры российского и международного рынков пассажирских авиаперевозок.

Разработка рекомендаций по назначению агентов авиакомпании, участие в изучении их возможностей, представление к назначению

Развитие агентской сети на территории России и за границей.

Подготовка и заключение агентских соглашений, корректировка и контроль над ходом выполнения обязательств сторон.

Разработка проектов нормативных, инструктивных и технологических документов по организации продажи и работы с представительствами и агентами авиакомпании.

Разработка и внедрение цен, тарифов для продажи международных авиаперевозок, тарифов для трансферных перевозок и прорейтовых цен для авиакомпании, а также правил их применения.

Файлирование тарифов в системе "AirFare".

Разработка условий и экономических обоснований льготной продажи авиаперевозок, организация и ведение бонусной системы стимулирования полетов пассажиров.

Участие в разработке рекламно-информационных мероприятий и своевременное доведение их до агентов по продаже авиаперевозок.

Сотрудничество с SITA в части "Airfare", а также с другими глобальными дистрибьютерными системами.

Обеспечение и установка автоматизированной системной билетопечати в представительствах авиакомпаний и в агентствах по продаже пассажирских перевозок.

Внедрение новых условий продажи и обеспечение взаимодействия агентской сети авиакомпании с транспортной клиринговой палатой авиапредприятий (ТКП) и системой расчетов между авиакомпаниями и агентствами (БСП).

Разработка рекомендаций по продаже авиаперевозок за рубежом на основе стандартов и резолюций ИАТА.

Проведение коммерческой политики, отвечающей интересам авиакомпании в Исполнительном Комитете ИАТА в части, касающейся тарифов и условий продажи авиаперевозок.

Подготовка и организация продажи пассажирских перевозок, разработка предложений по уровням тарифов и правилам их применения на вновь вводимых авиакомпанией авиалиниях.

19.Концессии и их преимущества. Основные виды концессий в аэропортах

Международная организация гражданской авиации (ИКАО) уделяет большое, внимание экономике аэропортов, обслуживаю­щих международный воздушный транспорт. В документе 9562 ИКАО подчеркивает важность получения доходов от неавиацион­ных видов деятельности и рекомендует в полной мере увеличивать такого рода доходы, исключая только случаи концессий, непо­средственно связанных с работой служб воздушного транспорта, таких как подача топлива, обслуживание пассажиров в полете и наземная обработка. Следует заметить, что доходы от неавиацион­ных видов деятельности являются фактически основным средст­вом, при помощи которого все растущее количество аэропортов оказывается способным покрыть свои общие затраты, поскольку их доходы от этих видов деятельности более чем покрывают те потери, которые большая часть из них несет от своей авиационной деятельности. Однако при расширении доходов от неавиационных видов деятельности важно обеспечить уверенность, что никакая концессия, никакая другая неавиационная деятельность не будут разрешены, если они могли бы каким-либо образом ухудшить безопасность или надежность работы аэропорта либо его оборудования.

Расширению неавиационных видов деятельности мешают в основном организационные аспекты. Например, администрация аэропорта может оказаться неспособной устанавливать какой-либо контроль над предоставлением концессий или аренд, в результате капитал вкладывается в другие отрасли. При таких обстоятельст­вах административные органы аэропорта, как правило, не имеют побудительных мотивов для расширения неавиационных видов деятельности, какие они могли бы иметь, если бы были непосред­ственно ответственны за управление этими видами деятельности и за получение результирующих доходов от них.

Типы концессий.Неавиационных видов деятельности, зани­мающих место в здании аэропорта и на его территории, много, и они разнообразны. К ним относится широкий диапазон различных магазинов, киосков и служб по оказанию услуг, конторы и другие помещения, занятые агентствами воздушного транспорта и прави­тельственными органами, а также свободные экономические зоны. Доходы аэропорта от неавиационных видов деятельности состоят главным образом из отчислений за право вести дело в аэропорту, арендных выплат за арендуемую землю и помещения и, в намного меньшей степени, из поступлений от коммерческих видов дея­тельности, проводимых самим аэропортом. Аэропорты могут так­же получать доходы от коммерческой деятельности, которая проводится вне аэропорта. Доход от этой деятельности зависит от объема движений через этот аэропорт.

Наиболее распро­страненными в порядке своей значимости являются следующие:

- поставки авиационного топлива;

- концессии на поставку пищи и напитков, на содержание ресторанов, баров, кафетериев, торговых автоматов, различных магазинов (освобожденных и не освобожденных от пошлины), банков/пунктов обмена иностранной валюты;

- предоставление услуг пассажирам в воздухе, услуг по вызо­ву такси, по предоставлению в аренду автомобилей, по парковке

автомобилей;

- осуществление рекламы аэропорта;

предоставление услуг общественного транспорта аэро­порт/город (автобусы, лимузины и т.п.);

- продажа ликеров и табаков, парфюмерии и туалетных при­надлежностей, часов, камер и других оптических приборов, ра­дио- и записывающей аппаратуры;

- эксплуатация бензозаправочных станций и станций техни­ческого обслуживания автомобилей;

- содержание парикмахерских, торговых автоматов, продаю­щих не пищу и не напитки, отелей/мотелей, экспедиционных агентств, магазинов сувениров.

Определенные виды деятельности типа концессий часто осу­ществляются в аэропорту не из-за своего потенциала получения доходов для этого аэропорта, а просто потому, что они предоставляют услугу, которая считается существенной или в высшей сте­пени желательной для пассажиров и/или лиц, работающих в аэро­порту. К таким видам деятельности могут, например, относиться кафетерии для работников, почтовые конторы, справочные бюро по информации для туристов и т.п.

Что касается сдачи в аренду, то вдобавок к аренде помещений для целей торговли можно сдавать и конторы в помещениях аэро­порта, если имеются свободные площади. Основными арендато­рами обычно бывают авиационные компании и правительственные агентства. Взятие в аренду ангаров, мастерских и складов (кроме приписных таможенных складов) в аэропорту имеет меньшее рас­пространение, поскольку ими владеет обычно не аэропорт, хотя построены они обычно на земле, арендованной у аэропорта.

Большинство аэропортов, поскольку они, в общем, не облада­ют разнообразным опытом и требуемыми знаниями маркетинга, а также с целью ограничить свои финансовые обязательства, пред­почитают, чтобы неавиационная коммерческая деятельность про­водилась кем-то другим, опытным в рассматриваемом деле, но в то же время сохранить над всем этим полный контроль, который они закрепляют через соответствующие пункты в контрактах. Аэро­порты могут также пожелать, чтобы концессионеры и арендаторы отвечали за отделку и меблировку тех помещений, которые они занимают. Это, однако, должно делаться под контролем и с одоб­рения аэропорта, а также согласовываться с планами аэропорта по обеспечению визуального равновесия интерьера и внешнего вида помещений. Однако в некоторых обстоятельствах для аэропорта может оказаться более выгодным осуществлять деятельность та­кого рода самому, особенно те виды деятельности, которые не требуют специальных знаний, существенных затрат капитала, на­пример организация стоянок для автомобилей. Наряду с этим мо­жет быть также организована и деятельность, требующая больших затрат ресурсов, такая, как предоставление аэропортом помещений и оказания услуг по проведению конференций и т.д.

20.Основные функции отдела организации чартерных перевозок, коммерческой службы авиакомпании

Обработка поступающих заявок на выполнение чартерных перевозок (тип ВС; коммерческая загрузка по участкам; а/п назначения, промежуточной посадки; период выполнения полёта; прочие условия;

Согласование возможности организации чартерной перевозки со службами и отделами авиакомпании;

Расчёт стоимости рейса;

Составление проекта контракта на выполнение рейса и его согласование с Заказчиком;

После подтверждения Заказчика согласия со стоимостью и условиями планируемой перевозки согласовывает контракт с ответственными службами и отделами авиакомпаниями;

Согласование суммы и даты внесения полной или части оплаты перевозки;

Информирует Заказчика обо всех изменениях параметров рейса (графика выполнения, маршрута, предельной коммерческой загрузки, с оформлением дополнений к договору);

Ведение производственного и финансового – экономического учёта по каждой чартерной программе;

Окончательный расчёт рентабельности выполнения чартерной программы;

Совместно урегулирование расчётов с Заказчиком по каждой чартерной программе.

Наши рекомендации