Согласно НК в качестве субъектов полномочий по осуществлению мероприятий по налоговому контролю могут выступать внебюджетные фонды и таможенные органы.
Таможенные органы
НК чётко ограничивает круг их полномочий – они вправе проверять правильность исчисления и уплаты налогов и сборов, взимаемых при пересечении таможенной границы.
Внебюджетные фонды
Во внебюджетные фонды поступают отчисления в составе единого социального налога. Размеры их исчисления не контролируются администрацией внебюджетных фондов (это полномочия налогового органа). Компетенция администрации внебюджетных фондов связана с другими обязательными платежами в эти фонды (платежами в порядке обязательного пенсионного страхования и страхования работодателем от несчастных случаев) – формально эти платежи не рассматриваются как налоговые. С практической точки зрения важно иметь в виду, что законодательство предусматривает применение положений гл.14 НК к деятельности внебюджетных фондов по проверке уплаты названных платежей.
Подконтрольные субъекты:
1) налогоплательщики
2) налоговые агенты
3) плательщики сборов
4) иные лица, которые в силу специальных указаний закона выполняют те или иные обязанности налогоплательщика или налогового агента:
- опекуны
- попечители
- лица, на которых возложена субсидиарная или солидарная ответственность по налоговым долгам.
Виды налогового контроля: 1) предварительный налоговый контроль
2) текущий налоговый контроль
3) последующий налоговый контроль
вид контроля | Описание | например |
предварительный налоговый контроль | мероприятия по осуществлению предварительного налогового контроля всегда предшествуют подконтрольной операции | мероприятия по постановке на учёт налогоплательщика или налогового агента |
текущий налоговый контроль | это такой контроль, который предполагает проверку законности совершаемой операции в момент её осуществления | камеральная проверка поданной налоговой декларации |
последующий налоговый контроль | это такой контроль, когда контрольные мероприятия совершаются после выполнения подконтрольной операции | выездная налоговая проверка (охватывает также 3 предыдущих года) |
Предварительный налоговый контроль
НК достаточно подробно регламентирует вопрос об осуществлении такой формы предварительного налогового контроля как налоговый учёт.
НК предусматривает несколько оснований для налогового учёта:
1) налоговому учёту подлежит сам субъект (налогоплательщик или налоговый агент)
По общему правилу, налоговому учёту подлежит налогоплательщик, налоговый агент – речь идёт об определённых органах государственной власти или органах местного самоуправления.
В зависимости от вида субъекта, подлежащего постановке на налоговый учёт, законодатель подразделяет случаи, когда:
1) постановка на налоговый учёт требует активных действий со стороны лица
2) постановка на налоговый учёт не требует активных действий со стороны лица
физическое лицо, если оно не осуществляет индивидуальную предпринимательскую деятельность, не обязано само осуществлять активные действия; в этом случае налоговый орган сам (на основе имеющейся у него информации из органов регистрации актов гражданского состояния) поставить налогоплательщика на учёт. Теоретически – с момента рождения. Организации обязаны предпринимать для постановки на налоговый учёт активные действия, т.е. подавать заявление.
2) создание организацией территориально обособленного подразделения
Организация подлежит постановке на налоговый учёт по месту нахождения каждого территориально обособленного подразделения.
3) владение недвижимым имуществом
4) владение транспортными средствами
в этих случаях место постановки налогоплательщика на учёт определяется местом регистрации имущества
В практике возникают случаи, когда у организации имеется одновременно несколько оснований для постановки её на налоговый учёт (например: в одном районе организация имеет территориально обособленное подразделение, владеет транспортным средством и недвижимым имуществом) – достаточно постановки организации на налоговый учёт по одному из перечисленных оснований. Не требуется повторная подача заявления.
От этого следует отличать случаи, когда лицо ставится на налоговый учёт по принципиально различным основаниям. Например: согласно закону «Об обязательном пенсионном страховании». Физическое лицо как индивидуальный предприниматель подлежит постановке на учёт в том числе и в органах пенсионного страхования. Одновременно это лицо может содержать домашнюю прислугу (т.е. выступать в качестве иного субъекта) => подлежит постановке на учёт и как индивидуальный предприниматель и как физическое лицо–работодатель.
Однако подобные случаи не содержатся в НК.
Проблемы текущего и последующего
налогового контроля