Как управлять бюджетами через бюджетный процесс
Рассматривая методики оценки целесообразности инвестиций в ходе финансового семинара (см. предыдущую главу), Дженни, Мэри, Робин и Саймон начали исследовать бюджетный процесс (рис. 15.1).
«Что-то я не могу припомнить что-либо о бюджетировании у старины Маркуса, - саркастически проговорил Саймон. - Либо, если он им занимался, то делал это на коробке с сигаретами. И кажется, я теперь знаю, почему». «Если Маркус не занимался бюджетом, это его проблема, - откликнулась Мэри, - но рано или поздно это стало бы и нашей проблемой тоже, если бы нас оставила удача».
«Всякий бизнес нуждается в удаче, - заметила Дженни, - но неразумно в своей работе слишком полагаться на удачу. Бюджетирование делает вас осведомленными и вооруженными против случайностей. В нынешнем постоянно изменяющемся мире это лучшее, что может иметь каждый из нас».
Корпоративный план |
Бюджет апвложени |
Бюджет юоизводствг |
Бюджет продаж |
Затраты на продажу |
Затраты на произ водство |
Бюджет административных сходов |
Бюджет на развитие техник |
Бюджет денежных средств |
Бюджет доходов |
Бюджет закупок |
Мастер-бюджет |
Рис. 15.1. Бюджетный процесс
«Я допускаю, что, на первый взгляд, составление бюджета несколько страшит. Но это достаточно логичный процесс, и чем больше вы им занимаетесь, тем он становится легче и понятнее. Прежде всего
необходимо иметь корпоративный план, определяемый корпоративной стратегией. Варианты корпоративных возможностей (выбор рынка, поглощения, слияния, рефинансирование, которые вы принимаете) включают в процесс планирования показатели рентабельности, прибыли на вложенный капитал, платежи акционерам и выплаты кредитным учреждениям. Чтобы обеспечить план, нам нужна реализация, которая представлена в бюджете продаж. Для производства продуктов, которые мы хотим реализовать, нам нужен бюджет производства. Для обоих видов (бюджета производства и бюджета реализации) необходимы связанные с ними планы затрат на производство и на реализацию. Это приводит нас к бюджетам других подразделений, из которых наиболее очевидными являются бюджет на техническое развитие (например, на исследования и разработки) и бюджет центрального аппарата, включающий управление персоналом, информационные сети, финансовые службы и юридическое обеспечение.
Я включила финансирование централизованных служб в бюджет административных расходов, но понятно, что он может быть далее разделен на составляющие, так же, как и другие бюджеты3. После того, как я обращала ваше внимание на важность прогнозирования, оценки и контроля денежных потоков, для вас не будет сюрпризом необходимость наличия бюджета денежных средств. Конечно, доходы и закупки входят в него. Наконец, имеется мастер-бюджет, в котором суммируются все другие бюджеты и который представляется балансом, P&L, а также перечнем источников и направлений расходования средств (откуда деньги появляются и куда они уходят)4».
«Получается, что качество бюджетного процесса определяется тем, насколько мастер-бюджет соответствует корпоративному плану?» — спросила Мэри.
«Совершенно верно, - ответила Дженни. - Но бюджеты должны отражать коммерческую реальность. Нет никакой пользы в том, чтобы планировать всплеск кривой продаж или рост банковской активности, если это всегда ожидается в третьем квартале».
«Что это за кривая продаж и ее всплеск?» — лениво спросил Саймон. «План продаж, который начинается с умеренного роста и затем круто поднимается вверх, как очертания хоккейной клюшки», - объяснила ему Мэри.
«Ключевым моментом является ответственность, - отметила в заключение Дженни. - Ответственность и осторожность. Помощь для
возможного, а не для невозможного. Движение фондов против бюджетных сумм. Вы многому научитесь на этом пути, могу вас заверить. Только творите и наблюдайте!»
Sizer, J. (1969), An Insight into Management Accounting, London: Penguin Books.
Коммонтории
1 Внедрение бюджетирования в процесс менеджмента в российс
кой организации содержательно и детально, с приведением приме
ров из российской практики рассмотрено в книге: А.Бочкарев и др.
Семь нот менеджмента. - Изд. 3-е, доп. - М.: ЗАО "Журнал Эксперт",
1998. -С. 46-52.
2 Здесь речь идет о двух подходах к разработке информационных
объектов (каким является и бюджет). Первый из них предполагает,
что процесс развивается от общего к частному. Т.е. разработка начи
нается с понимания и описания объекта (системы) как целого; затем
это целое структурируется с выделением составляющих и их описа
нием; этот процесс повторяется для каждой составляющей, пока не
будет получено описание первичных элементов (в случае бюджета
статей доходов и расходов). Организация процесса снизу вверх пред
полагает движение в противоположном направлении - от первичных
элементов к общей целостности. Сочетание обоих видов процесса
обеспечивает достоверность описания.
3 В этом описании бюджетного процесса как раз и представлено
его составление по схеме сверху вниз.
4 Чтобы план не разрабатывался "ради плана", после его принятия
он должен быть трансформирован в конкретные действия, что и стано
вится основной функцией менеджера на данном этапе деятельности
организации. Эта тема наряду с другими полно и всесторонне рассмот
рена во всеобъемлющем учебнике: Бусыгин А.В. Эффективный менед
жмент: Учебник. - М.: Изд-во "Финпресс", 2000. - С. 799-818.
УПРАВЛЕНИЕ ОПЕРАЦИЯМИ
Закрытая система
Как добавлять стоимость
В то время как в концепции открытых
систем (см. гл. 1) организация рассматривается в ее взаимосвязи с окружающим миром, концепция закрытой системы предполагает рассмотрение внутренних операций организации1. Взятые в отдельности, а предпочтительнее совместно, эти два подхода определяют две модели менеджмента, обладающие серьезным потенциалом.
Представление организации в виде закрытой системы включает три составные части: входы, обработку и выходы. Классическими входами организации являются люди, материалы, оборудование и деньги. В виртуальном плане это применимо ко всем организациям -независимо от формы собственности и принадлежности к коммерческим или некоммерческим.
Печатные платы и системы с числовым программным управлением могут быть основными материалами и оборудованием для частного коммерческого завода электроники. Бумага и текстовые процессоры являются основными материалами и оборудованием государственной организации, выпускающей информационные сборники. И завод, и эта организация будут в качестве входов иметь также людей и деньги. Можно сказать, что люди и деньги — это непременные входы любой организации.
Однако когда рассматриваются процессы внутри организации, то выявляются различия. Исходные материалы, например печатные платы, обрабатываются. Они проходят несколько стадий обработки как незавершенное производство, пока не попадают на склад готовой продукции. По ходу обработки происходит накопление добавленной стоимости.Она больше у материалов, находящихся в процессе обработки, чем у исходных материалов. И больше у готовой продукции,
чем в незавершенном производстве. Конечно, добавленная стоимость может быть реализована только в случае продажи товара, однако принцип добавленной стоимости позволяет ощутить экономику предприятия. Производство заключается не только в создании вещей, но и в добавлении стоимости.
В случае некоммерческих организаций, видимо, более полезна концепция добавленной социальной стоимости.Ясно, что ни полицейские силы, ни учреждение, где происходит реабилитация от наркотического воздействия, не имеют целью получение прибыли. Но реабилитационное учреждение, которое помогает людям, стремящимся избавиться от наркотической зависимости, преобразовать себя и сделать полнокровной и продуктивной свою жизнь, тоже добавляет стоимость разного вида поступающим на вход клиентам. Естественно, что в обществе необходим баланс между организациями, добавляющими стоимость, и теми, которые добавляют социальную стоимость. Каким должен быть этот баланс - политический вопрос, на который мы должны находить ответ и индивидуально, и коллективно.
Хотя добавленную социальную стоимость гораздо труднее определить, чем добавленную стоимость в материальном производстве, это не должно останавливать наших усилий в данном направлении.
Коммерческие организации традиционного частного сектора обеспечивают на выходе показатели, представленные на рис. 16.1. Готовая продукция, продажи, оборот (выручка) и прибыль в конечном итоге преобразуются в деньги, которые мы получаем от предприятия. Деньги на выходе связаны с деньгами на входе так же, как, например, валовая и чистая рентабельность или прибыль на вложенный капитал.
Люди Добавленная стоимость Готовая продукция
Материалы . Продажи
Оборот
Оборудование Прибыль
Деньги________ __________________ ................. Больше денег
Рис. 16.1. Закрытая система
Понимание и осознание связи выходов организации с ее входами дает нам контроль над процессом. Чем выше должностной уровень менеджера, тем больше временной период контроля, например, годовая прибыль на вложенный капитал для исполнительного директора компании против количества единиц продукции, прошедших определенную операцию за час, для линейного менеджера.
Для организации, которая производит добавленную социальную стоимость, не менее важно, чтобы выходные показатели могли быть измерены. Фактически должно соблюдаться золотое правило: если на вход поступают и используются в системе некоторые ресурсы, то выходы системы должны быть измеряемы. Модель закрытой системы, которая дает нам возможность строго локального операционного рассмотрения организации, является прекрасным инструментом для анализа использования ресурсов. Это соответствует профессии менеджера, поскольку в центре его внимания, в силу природы этой профессии, всегда находится использование ресурсов.