Задачи и функции закупочной логистики

Закупочная логистика - это управление материальными потоками в процессе обеспечения предприятия материальными ресурсами, размещение ресурсов на складах, их хранение и выдача в производство. Целью логистики закупок является удовлетворение потребностей производства в материалах с максимальной экономической эффективностью. Эта цель достигается решением ряда задач: выдерживание сроков закупки сырья и материалов; обеспечение соответствия количества поставок потребностям в них; соблюдения требований производства к качеству сырья, материалов и комплектующих изделий. Функции, выполняемее закупочной логистикой, заключаются в следующем: формирование стратегии приобретения ресурсов и прогноз потребности в них; получение предложений от потенциальных поставщиков и их оценка; выбор поставщиков;определение потребностей в материальных ресурсах и расчет заказов; согласование цены ресурсов и заключение договора на поставку; контроль за сроком поставки; контроль качества поступивших материальных ресурсов и их размещение на складе; доведение материальных ресурсов до производства; поддержание запасов материальных ресурсов на складе на уровне норматива. Выделяют три формы организации закупочной логистики: централизованная, частично централизованная и децентрализованная. Предпосылки централизации закупочной логистики: отсутствие их юридической самостоятельности; территориальная близость всех производственных единиц; технологическая однородность выпускаемой продукции. Частичная централизация закупочной логистики характерна для предприятий, которые имеют в своем составе филиалы. В данном случае головное предприятие осуществляет планирование снабжения, заключает договоры. Завоз материальных ресурсов производят предприятия-филиалы, имеющие службы снабжения и свои склады.

Децентрализованное управление закупочной логистикой применяется в случае нецелесообразности централизации в силу ряда причин (специфика потребляемых материалов, особенности выпускаемой продукции). В данном случае отдел снабжения головного предприятия занимается координацией деятельности службы снабжения предприятий, входящих в состав объединения, а также вопросами реконструкции и технического оснащения складского хозяйства. Рациональное построение систем закупочной логистики предприятия способствует применению следующих принципов: системность, комплексность, гибкость, экономичность, специализация и универсализация.

Принцип системности исходит из необходимости единства целей, методов и стиля функционирования всех звеньев организационной структуры предприятия. Принцип комплексности означает, что организационная структура управления закупочной логистикой должна включать все подразделения предприятия, которые участвуют в обеспечении производства материальными ресурсами. Принцип стабильности и гибкости предусматривает сочетание преимуществ устойчивой работы, повторяющейся с ее перестройкой.Принцип экономичности достигается путем научного обоснования численности и состава персонала, обоснования необходимости создания каждого подразделения.Принцип специализации и универсализации организационной структуры означает необходимость преодоления узкой специализации подразделений службы закупочной логистики и одновременно устранение дублирования в их работе. Крупные и средниепредприятия, которые потребляют различные материальные ресурсы в больших размерах, используют построение службы закупочной логистики по товарному признаку. Товарные группы выполняют весь комплекс работ по планированию, учету, завозу, хранению и отпуску материалов. На небольших предприятиях служба закупочной логистики представлена отделом материально-технического снабжения, работа которого строится по функциональному признаку.

Наши рекомендации