Бюджетный дефицит и государственный долг
ТЕМА ФИНАНСОВАЯ И НАЛОГОВАЯ СИСТЕМЫ
Содержание финансов.
Виды и структура бюджетов
Финансы – это система экономических отношений, возникающих в обществе, по поводу формирования, распределения и использования финансовых ресурсов или фондов денежных средств. Финансовые отношения возникают между всеми экономическими субъектами (домохозяйствами, фирмами и государством) в различных сочетаниях. Таким образом, финансы служат экономическим инструментом распределения и перераспределения ВВП, орудием контроля за образованием и использованием фондов денежных средств. Сущность финансов проявляется в их функциях (распределительной, контрольной, стимулирующей, фискальной), которые выполняют соответствующие учреждения финансовой системы.
Финансовая система – это совокупность учреждений, осуществляющих мобилизацию денежных средств и их распределение на различные нужды общества. Звеньями финансовой системы являются бюджеты различных уровней, федеральное казначейство, фонды социального страхования, денежные фонды фирм и некоммерческих организаций, валютные средства государства и прочие денежные фонды.
Структурно финансы включают: 1) финансы населения; 2) финансы хозяйствующих субъектов (фирм, организаций); 3) финансы государства.
Доходную часть финансов населения образуют доходы семей, которые складываются из различных источников, а расходную – затраты на все нужды семьи плюс сбережения. Информация о финансах населения получается из обследований семейных бюджетов.
Основу финансовой системы страны образуют финансы предприятий, где создается ВВП. Основным источником, характеризующим состояние финансов предприятий, служит бухгалтерский баланс и счет прибылей и убытков.
Центральным звеном финансовой системы страны является государственный бюджет. Государственный бюджет – это централизованный фонд денежных средств, которым располагает исполнительный орган власти для выполнения необходимых управленческих и социально-экономических функций. Через государственный бюджет в развитых странах перераспределяется до 40% ВВП.
Бюджет строится по принципу двусторонней таблицы, в левой части которой отражаются доходы, а в правой – расходы. Доходы бюджета делятся на налоговые (налог на прибыль предприятий, на доход от собственности, подоходный налог с физических лиц, налог на товары и услуги, платежи за пользование ресурсами, государственные пошлины, сборы, взносы в государственные социальные внебюджетные фонды) и неналоговые (доходы от использования и продажи государственного имущества, в т.ч. прибыль Центрального банка, от внешнеэкономической деятельности, доходы дорожного, экологического и других фондов).
Расходы бюджета используются на государственное управление и местное самоуправление, национальную оборону, поддержку отдельных отраслей производства, социально-культурные нужды, охрану окружающей среды, обслуживание государственного долга и другие цели. Бюджет России строится по принципу фискального федерализма, суть которого сводится к четкому разграничению средств между отдельными звеньями финансовой системы. При таком подходе единый объединенный (консолидированный) бюджет государства включает в себя: 1) федеральный бюджет (бюджет правительства страны); 2) бюджеты субъектов федерации (республик, краев, областей); 3) местные бюджеты (городов, районов, поселений).
Бюджет правительства финансирует все расходы, касающиеся нации в целом: оборона, общегосударственное управление, фундаментальная наука, внешние экономические связи, частично социально-экономические нужды, обслуживание государственного долга.
Бюджеты субъектов федерации финансируют систему жизнеобеспечения и развития своей территории.
Местные бюджетыфинансируют содержание детских дошкольных и школьных учреждений, содержание городской инфраструктуры, учреждений здравоохранения, частично коммунальных предприятий. Для обеспечения всех этих расходов доходная часть местных бюджетов формируется из закрепленных и регулирующих доходов, дотаций и субвенций, кредитных ресурсов.
В зависимости от соотношения доходов и расходов бюджет может быть сбалансированным, дефицитным и профицитным.
Бюджетный дефицит и государственный долг
Формирование и исполнение государственного бюджета при определенных негативных условиях может привести к образованию бюджетного дефицита и государственного долга.
Дефицит бюджета– это сумма, на которую в данном периоде расходы бюджета превышают его доходы. Дефицит возникает в силу ряда причин: 1) спад производства; 2) рост предельных издержек в общественном производстве; 3) эмиссия денег, не обеспеченная товарами; 4) экономически необоснованное расширение социальных программ; 5) рост затрат на военно-промышленный комплекс и армию; 6)рост оборотов теневой экономики, большие непроизводственные расходы, хищения и потери, что снижает величину учтенного ВВП и его налогооблагаемую часть. Бюджетный дефицит – одно из самых отрицательных экономических явлений типа кризиса, инфляции, безработицы. Однако без таких явлений рыночная экономика теряет способность к развитию и росту. Существует несколько способов покрытия бюджетного дефицита. Если в обществе сохраняется сбалансированное с товарной массой количество денег, то покрыть бюджетный дефицит можно за счет выпуска государственных займов, увеличения налогов или сокращения бюджетных расходов. Покрыть бюджетный дефицит можно и путем увеличения денежной массы в обращении, но не путем простого печатания дополнительных денег, а посредством создания дополнительных резервов денег в коммерческих банках (система Сеньораж).
Бездефицитность бюджета не является признаком здоровой экономики, но и мириться с дефицитом долго – нежелательно. В мировой практике используется несколько концепций регулирования бюджета и обеспечения его бездефицитности: 1) ежегодное балансирование бюджета; 2) циклическое балансирование бюджета; 3) балансирование экономики, а не бюджета.
Нарастание бюджетного дефицита приводит к образованию и росту государственного долга. Государственный долг – это сумма накопившихся за определенное время бюджетных дефицитов за вычетом положительных сальдо бюджета за то же время. Государственный долг делится на внешний и внутренний.
Внешний долг государства – это долг иностранным правительствам, организациям и частным лицам. За этот долг и проценты по нему стране приходится отдавать наиболее ценные товары и услуги, а население в результате этого становится беднее. Внешняя задолженность России на начало ХХI века оценивается в 145 млрд дол., а расходы по его обслуживанию составляют 15–20 млрд дол. в год. Суммарная задолженность иностранных партнеров перед Россией оценивается в 140 млрд дол. Однако следует признать, что равноценность этих долгов разная и иностранный долг перед Россией вряд ли будет погашен.
Внутренний долг – это долг государства своему населению. Сумма внутреннего долга огромна, но не имеет однозначной оценки, так как законодательно не установлен механизм оценки долгов государства, оставшихся в наследство от советского периода. Нарастание внутреннего долга экономически менее опасно для национального хозяйства, чем внешнего, так как при его погашении не происходит оттока материальных ценностей за рубеж. Опасность внутреннего долга кроется в обострении социальных отношений в обществе. Специфика внутреннего долга такова, что страна как бы должна сама себе. Дают в долг государству наиболее состоятельные граждане, имеющие средства для покупки государственных ценных бумаг, а для обслуживания этого долга используются налоговые сборы, уплачиваемые и самыми бедными. Таким образом, усиливается имущественное расслоение населения и возрастает социальная напряженность в обществе.
В целях обслуживания и сокращения государственного долга правительство использует различные способы мобилизации финансовых ресурсов, главным образом, путем выпуска облигационных займов, денежной эмиссии и изменения налоговой политики.