Способ относительных разниц

Данный метод является разновидностью метода разниц абсолютных величин. Он применяется к мультипликативным и смешанным (комбинированным) моделям.

Суть метода: По каждому анализируемому фактору определяют относительный прирост ((факт – базисная величина)*100/ базисная величина). Для установления влияния каждого фактора необходимо базисное значение результативного показателя умножить на величину относительного прироста и разделить полученное значение на 100.

Пустьy0 , y1 результативные показатели;

а0 , б0 , в0 , г0 факторы базисного периода;

а1 , б1 , в1 , г1 факторы отчетного периода;

y0 = а0 * б0 * в0 * г0

y1 = а1 * б1 * в1 * г1

y1 - y0 = ∆у

Тогда, влияние фактора а будет рассчитываться

∆ а (%) = (а1 - а0) *100 / а0

∆у(а) = y0 * ∆ а (%) / 100

Влияние фактора б будет рассчитываться

∆ б (%) = (б1 - б0) *100 / б0

∆у(б) = yа * ∆ б (%) / 100

Влияние фактора в будет рассчитываться

∆ в (%) = (в1 - в0) *100 / в0

∆у(в) = yб * ∆ в (%) / 100

Влияние фактора г будет рассчитываться

∆ г (%) = (г1 - г0) *100 / г0

∆у(г) = yв * ∆ г (%) / 100

Где ∆ а (%) - относительный прирост фактора а;

∆ б (%) - относительный прирост фактора б;

∆ в (%) - относительный прирост фактора в;

∆ г (%) - относительный прирост фактора г;

∆у(а) – влияние фактора а на изменение результативного показателя;

∆у(б) – влияние фактора б на изменение результативного показателя;

∆у(в) – влияние фактора в на изменение результативного показателя;

∆у(г) – влияние фактора г на изменение результативного показателя.

Недостатки методов элиминирования состоят в том, что изменение результата (влияние фактора) зависит от изменения порядка рассмотрения факторов.

Балансовый метод анализа. Индексный метод.

Балансовый метод как способ представления данных широко используется в планировании, учете и экономическом анализе. Кроме привычного бухгалтерского баланса в анализе используются трудовые, товарные, денежные балансы. Они могут быть плановыми и фактиче­скими (отчетными). При помощи этих балансов планируются образование и распределение отдельных видов материалов, продукции, денежных средств, трудовых ресурсов.

Балансы используются для проведения факторного анализа при изучении детерминированных зависимостей. Например, при сравне­нии планового и отчетного товарных балансов выявляется влияние на изменение объема реализации товаров таких факторов, как запасы на начало и конец анализируемого периода, поступление товаров, величина недокументируемого расхода. В подобных балансах может и не быть равенства итогов, поэтому могут быть балансы активные (например, превышение вывоза товаров над ввозом) и пассивные (с перевесом ввоза над вывозом).

Данный метод широко используется для анализа баланса предприятия, его активов и пассивов, а также:

· для анализа финансового плана, в котором увязываются расходы и доходы предприятия;

· для анализа материально-технического обеспечения производства (потребность в ресурсах и источниках их покрытия).

Данный метод достаточно часто используется как вспомогательный, для подтверждения правильности расчетов факторным методом анализа.

Индексный метод анализа.

Индексный метод позволяет определить влияние изменения общего показателя в результате влияния факторов, не только в относительном, но и в абсолютном выражении.

Как правило, анализируемый показатель представляет собой произведение количественного и качественного показателей в различных единицах измерения и поэтому невозможно прямым сложением или вычитанием показателя установить влияние каждого фактора на результативный показатель.

Пример.Объем реализации в рублях представляет собой произведение реализации продукции в шт. на соответствующую им цену.

Для того, чтобы установить как изменяется объем реализации и влияние на это изменение каждого фактора следует определить.

1. Общий индекс изменения объема реализации

IVp = ( ∑ qi1 * цi1 ) / ( ∑ qi0 * цi0 ) = Vфакт / Vплан

2. Частные индексы изменения и влияния фактора на обобщающий показатель:

а) Индекс изменения объема выпущенной продукции.

Iq = ( ∑ qi1 * цi0 ) / ( ∑ qi0 * цi0 )

б) Индекс изменения цен.

Iц = ( ∑ qi1 * цi1 ) / ( ∑ qi1 * цi0 )

3. Общее изменение объема реализации рассчитывается:

Ivp = Iq * Iц

Пример.Предприятие реализовывает два вида продукции, данные приведены в таблице.

Вид изделия Выпуск в шт. Цена за изделие
план (q0) факт (q1) план (ц0) факт (ц1)
Изделие А
Изделие Б

1. Рассчитаем общий индекс изменения объема реализации.

IVp = (9800*320*53000*79) / (10000*300*50000*80) = 1,046 (104,62%)

2. Рассчитаем

Влияние изменения объема выпуска.

Iq = (9800*300*53000*80) / (50000*80*10000*300) = 1,026 (102,6%)

2.2 Влияние изменения цены реализации.

Iц = 1,02 (102%)

3. Рассчитаем общее изменение объема реализации

Ivp =1,026*1,02 = 1,046

Вывод:

Выручка от продаж повысилась по сравнению с планом на 4% (индекс роста 1,046). Рост выручки произошел в результате роста объема реализации на 2,6%. За счет изменения индекса цен на продукцию выручка от реализации возросла на 2%, что в целом составило 4,6%.

Наши рекомендации