Способ относительных разниц
Данный метод является разновидностью метода разниц абсолютных величин. Он применяется к мультипликативным и смешанным (комбинированным) моделям.
Суть метода: По каждому анализируемому фактору определяют относительный прирост ((факт – базисная величина)*100/ базисная величина). Для установления влияния каждого фактора необходимо базисное значение результативного показателя умножить на величину относительного прироста и разделить полученное значение на 100.
Пустьy0 , y1 результативные показатели;
а0 , б0 , в0 , г0 факторы базисного периода;
а1 , б1 , в1 , г1 факторы отчетного периода;
y0 = а0 * б0 * в0 * г0
y1 = а1 * б1 * в1 * г1
y1 - y0 = ∆у
Тогда, влияние фактора а будет рассчитываться
∆ а (%) = (а1 - а0) *100 / а0
∆у(а) = y0 * ∆ а (%) / 100
Влияние фактора б будет рассчитываться
∆ б (%) = (б1 - б0) *100 / б0
∆у(б) = yа * ∆ б (%) / 100
Влияние фактора в будет рассчитываться
∆ в (%) = (в1 - в0) *100 / в0
∆у(в) = yб * ∆ в (%) / 100
Влияние фактора г будет рассчитываться
∆ г (%) = (г1 - г0) *100 / г0
∆у(г) = yв * ∆ г (%) / 100
Где ∆ а (%) - относительный прирост фактора а;
∆ б (%) - относительный прирост фактора б;
∆ в (%) - относительный прирост фактора в;
∆ г (%) - относительный прирост фактора г;
∆у(а) – влияние фактора а на изменение результативного показателя;
∆у(б) – влияние фактора б на изменение результативного показателя;
∆у(в) – влияние фактора в на изменение результативного показателя;
∆у(г) – влияние фактора г на изменение результативного показателя.
Недостатки методов элиминирования состоят в том, что изменение результата (влияние фактора) зависит от изменения порядка рассмотрения факторов.
Балансовый метод анализа. Индексный метод.
Балансовый метод как способ представления данных широко используется в планировании, учете и экономическом анализе. Кроме привычного бухгалтерского баланса в анализе используются трудовые, товарные, денежные балансы. Они могут быть плановыми и фактическими (отчетными). При помощи этих балансов планируются образование и распределение отдельных видов материалов, продукции, денежных средств, трудовых ресурсов.
Балансы используются для проведения факторного анализа при изучении детерминированных зависимостей. Например, при сравнении планового и отчетного товарных балансов выявляется влияние на изменение объема реализации товаров таких факторов, как запасы на начало и конец анализируемого периода, поступление товаров, величина недокументируемого расхода. В подобных балансах может и не быть равенства итогов, поэтому могут быть балансы активные (например, превышение вывоза товаров над ввозом) и пассивные (с перевесом ввоза над вывозом).
Данный метод широко используется для анализа баланса предприятия, его активов и пассивов, а также:
· для анализа финансового плана, в котором увязываются расходы и доходы предприятия;
· для анализа материально-технического обеспечения производства (потребность в ресурсах и источниках их покрытия).
Данный метод достаточно часто используется как вспомогательный, для подтверждения правильности расчетов факторным методом анализа.
Индексный метод анализа.
Индексный метод позволяет определить влияние изменения общего показателя в результате влияния факторов, не только в относительном, но и в абсолютном выражении.
Как правило, анализируемый показатель представляет собой произведение количественного и качественного показателей в различных единицах измерения и поэтому невозможно прямым сложением или вычитанием показателя установить влияние каждого фактора на результативный показатель.
Пример.Объем реализации в рублях представляет собой произведение реализации продукции в шт. на соответствующую им цену.
Для того, чтобы установить как изменяется объем реализации и влияние на это изменение каждого фактора следует определить.
1. Общий индекс изменения объема реализации
I∆Vp = ( ∑ qi1 * цi1 ) / ( ∑ qi0 * цi0 ) = Vфакт / Vплан
2. Частные индексы изменения и влияния фактора на обобщающий показатель:
а) Индекс изменения объема выпущенной продукции.
Iq = ( ∑ qi1 * цi0 ) / ( ∑ qi0 * цi0 )
б) Индекс изменения цен.
Iц = ( ∑ qi1 * цi1 ) / ( ∑ qi1 * цi0 )
3. Общее изменение объема реализации рассчитывается:
Ivp = Iq * Iц
Пример.Предприятие реализовывает два вида продукции, данные приведены в таблице.
Вид изделия | Выпуск в шт. | Цена за изделие | ||
план (q0) | факт (q1) | план (ц0) | факт (ц1) | |
Изделие А | ||||
Изделие Б |
1. Рассчитаем общий индекс изменения объема реализации.
I∆Vp = (9800*320*53000*79) / (10000*300*50000*80) = 1,046 (104,62%)
2. Рассчитаем
Влияние изменения объема выпуска.
Iq = (9800*300*53000*80) / (50000*80*10000*300) = 1,026 (102,6%)
2.2 Влияние изменения цены реализации.
Iц = 1,02 (102%)
3. Рассчитаем общее изменение объема реализации
Ivp =1,026*1,02 = 1,046
Вывод:
Выручка от продаж повысилась по сравнению с планом на 4% (индекс роста 1,046). Рост выручки произошел в результате роста объема реализации на 2,6%. За счет изменения индекса цен на продукцию выручка от реализации возросла на 2%, что в целом составило 4,6%.