Общие требования к рекламе. Антимонопольные органы и их полномочия

Антимонопольные органы и их полномочия


Полномочия антимонопольных органов вытекают из их задач и функций.
Основными задачами МАП России, в частности, являются:
- предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;
- содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства;
- осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства Российской Федерации.
В соответствии с основными задачами МАП России:
- обобщает практику применения антимонопольного законодательства Российской Федерации;
- рассматривает факты нарушений антимонопольного законодательства Российской Федерации;
- дает рекомендации федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Федерации и органам местного самоуправления по проведению мероприятий, направленных на содействие развитию конкуренции на товарных рынках;
- разрабатывает и осуществляет меры по демонополизации производства и обращения товаров (услуг);
- предупреждает и пресекает факты ненадлежащей рекламы, допущенные юридическими и физическими лицами;
- разрабатывает мероприятия, направленные на защиту прав потребителей и на предотвращение недобросовестной конкуренции, организует реализацию этих мероприятий.
МАП России имеет, в том числе, право:
- выдавать в пределах своей компетенции предписания, обязательные для исполнения;
- рассматривать административные правонарушения и налагать штрафы в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством;
- обращаться в суд общей юрисдикции или в арбитражный суд, а также принимать участие в рассмотрении дел в судах;
- давать разъяснения по вопросам применения антимонопольного законодательства;
- направлять материалы о нарушении антимонопольного законодательства в органы, выдавшие лицензию на осуществление соответствующего вида деятельности, для решения вопроса о ее приостановлении или об аннулировании, а также в соответствующие правоохранительные органы для решения вопроса о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений, связанных с нарушением этого законодательства;
- заключать соглашения с изготовителями (исполнителями, продавцами) товаров (услуг) о соблюдении ими в интересах потребителей правил и обычаев делового оборота;
- направлять в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления рекомендации:
- о предоставлении льготных кредитов, а также об уменьшении налогов или освобождении от налогов; об освобождении от налогов хозяйствующих субъектов, впервые вступивших на рынок определенного товара;
- об изменении сфер применения свободных, регулируемых и фиксированных цен;
- о финансировании мероприятий по расширению выпуска товаров в целях устранения доминирующего положения на рынке отдельных хозяйствующих субъектов;
- о привлечении иностранных инвестиций, создании организаций с иностранными инвестициями и свободных экономических зон;
- о лицензировании экспортно-импортных операций и изменении таможенных тарифов;
- о внесении изменений в перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию, и о порядке их лицензирования.
Основанием для рассмотрения нарушений в МАП России служат материалы прокуратуры, судов, территориальных управлений МАП России, хозяйствующих субъектов, органов власти, союзов потребителей.

Общие требования к рекламе

Действующий закон устанавливает следующие общие требования к рекламе.

1. Реклама должна быть добросовестной. Недобросовестной считается следующая реклама:

1) содержащая некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами;

2) порочащая честь, достоинство или деловую репутацию лица, в том числе конкурента;

3) представляющая собой рекламу товара, реклама которого запрещена данным способом, в данное время или в данном месте, если она осуществляется под видом рекламы другого товара, товарный знак или знак обслуживания которого тождествен или сходен до степени смешения с товарным знаком или знаком обслуживания товара, в отношении рекламы которого установлены соответствующие требования и ограничения, а также под видом рекламы изготовителя или продавца такого товара;

4) являющаяся актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством.

Согласно статье 14 Закона о защите конкуренции, к формам недобросовестной конкуренции относится следующее:

• распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;

• введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей;

• некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами;

• продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг;

• незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну;

• недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ или услуг.

Понятие недобросовестной рекламы частично включает и ранее существовавшее понятие заведомо ложной рекламы.

В качестве примера недобросовестной рекламы приведем дело, рассмотренное арбитражным судом.

Согласно статье 9 Закона о защите прав потребителей, изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, ее местонахождение (адрес) и режим работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.

Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать следующее:

• наименование технического регламента или иное обозначение, установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара;

• сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг), в отношении продуктов питания – сведения о составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления продуктов питания пищевых добавок,)

• цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг);

• гарантийный срок, если он установлен;

• правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг);

• срок службы или срок годности товаров (работ);

• адрес (местонахождение), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера);

3. Реклама не должна побуждать к совершению противоправных действий.

4. Реклама не должна призывать к насилию и жестокости.

5. Реклама не должна иметь сходство с дорожными знаками или иным образом угрожать безопасности движения автомобильного, железнодорожного, водного, воздушного транспорта. Три перечисленных выше требования можно объединить понятием «безопасность рекламы». В ранее действовавшем Федеральном законе от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ «О рекламе» требования безопасности излагались более конкретно и вместе с тем не позволяли охватить все возможные случаи угрозы безопасности: «Реклама не должна побуждать граждан к насилию, агрессии, возбуждать панику, а также побуждать к опасным действиям, способным нанести вред здоровью физических лиц или угрожающим их безопасности. Реклама не должна побуждать к действиям, нарушающим природоохранное законодательство» (статья 5)

Наши рекомендации