Сущность, виды и принципы конкуренции

Конкуренция – 1.соперничество экон. субъектов за лучшие условия производства, купли и продажи товаров; -2. элемент рын. механизма, который позволяет уравновесить спрос и предложение.

Виды:

1)Совершенная конкуренция - это такая рыночная структура, для которой характерны наличие множества, как правило, не очень крупных фирм, производящих однородную продукцию, свобода входа и выхода из рынка, доступность информации для всех субъектов рынка.

2)Чистая монополия - рыночная структура, в которой одна фирма, являясь продавцом продукта, заменители которого отсутствуют, представляет по существу всю отрасль, вхождение на рынок заблокировано, ценообразование полностью контролируется монополией.

3)Монополистическая конкуренция - рыночная структура, занимающая промежуточное положение между совершенной конкуренцией и чистой монополией. На рынке действует множество фирм, выпускающих разнородную продукцию, имеются определенные ограничения в ценообразовании и получении информации, вход на рынок достаточно свободный. Это положение типично для розничной торговли, производства одежды, обуви и т.д.

4)Олигополия характерна для рынка, на котором действует небольшое число фирм, производящих однородную или разнородную продукцию. Вхождение на рынок затруднено, есть ограничения в областях получения информации и в ценообразовании. Данная рыночная структура типична для сталелитейной промышленности, производства автомобилей, сигарет и т.п.

Принципы конкуренции:

-принцип наличия предмета конкуренции

-принцип альтернативности вариантов, т.е.наличие множества продукции и производителей

-принцип конкурентной среды

-принцип многообразия субъектов конкуренции

-принцип спроса –формирование спроса на данный вид продукции

-принцип риска

-принцип обязательности рекламных обещаний

-личностный принцип-авторитет и высокая ответственность предпринимателей перед обществом

Оценка конкурентоспособности предприятия, отрасли,гос-ва

Конкурентоспособность государства – способность государства увеличивать и сохранять долю продукции на мировом рынке.

Определяется на основе след. фактов:

-динамизм экономики

-эфективность производства – опред. путем определения затрат на оплату труда персонала

-динамизм рынка – включает объем потребительских расходов на душа населения и тд

-развитие финансовой системы

-людские ресурсы

-роль гос-ва

-ресурсы и инфраструктура

-стимуляция торговой д-ти

-политики гос-ва в отношении инновационного развития

-социально политическая обстановка в обществе

Оценка конкурентоспособности предприятия. Критерии:

-выбор и анализ рынка для реализации товаров и услуг

-анализ конкурентов

-выбор и анализ конкурентоспособности товара –аналога

-определение необходимых групп аналогов

- определение групп показателей по соответствующим параметрам

-выбор методики расчета

-выработка товарной политики

При оценке конкурентоспособности предприятия необходимо учитывать

-конкурентные факторы товаров конкурентов

-практику конкурентов в рекламе сбыте и тд

- привлекательные стороны товаров конкурентов и тд

Конкурентото способность отрасли оценивается по след. показателям

-темп роста натуральных показателей

-обеспеченность населения продукцией

-наличие объединений в отрасли

-динамика импорта

-наличие барьеров в отрасли

Определение места предприятие:

-Как предприятие оценивают клиенты

-Какие процессы могут обеспечить предприятию конкурентные преимущества

-Каким образом можно достичь улучшения состояния предприятия

- Как оцениваю предприятия акционеры или смежники

Наши рекомендации