Аналитический обзор состояния: российской и зарубежной практики
2.1Организация налично-денежного оборота в РФ
В соответствии с законодательством деятельность по организации и управлению наличным денежным обращением осуществляется в централизованном порядке ЦБ РФ.
Наличные деньги (банковские билеты - банкноты и металлические монеты) являются безусловными обязательствами ЦБ РФ и обеспечиваются всеми его активами.
Образцы банкнот и монет, их номинал утверждаются Советом директоров ЦБ РФ. Официальные сообщения о выпуске в обращение новых денежных знаков и их описание публикуются в средствах массовой информации. Решение по этим вопросам в порядке предварительного информирования направляется в Правительство РФ[21].
При необходимости повысить техническую защищенность банкнот и монет от подделок (фальшивомонетничества) осуществляется их модификация (как правило, это относится к наличным деньгам наиболее крупного достоинства). В целях обеспечения максимальных удобств при обращении наличных денег могут вводиться денежные знаки нового достоинства.
Ответственность за покупюрный состав наличных денег, находящихся в обращении и необходимых для проведения бесперебойных расчетов наличными деньгами на территории Российской Федерации, возлагается на ЦБ РФ. Ветхие и поврежденные банкноты обмениваются ЦБ РФ без ограничений в соответствии с установленными им правилами.
Ограничений на расчеты в наличной денежной форме между физическими лицами, физическими и юридическими лицами не имеется. Расчеты в наличной денежной форме между юридическими лицами ограничиваются. Наличный денежный оборот является непрерывным процессом движения наличных денег в форме банкнот (банковских билетов), казначейских билетов, металлических монет.
Наличный денежный оборот в стране организуется государством посредством центральных (национальных) банков. В России субъектами, организующими данный вид денежного обращения, являются ЦБ РФ, его территориальные учреждения, а также система РКЦ. Обслуживая хозяйственный оборот, деньги постоянно выпускаются в оборот и изымаются из оборота. Такого рода операции не влияют на увеличение денежной массы и этим отличаются от эмиссии денег.
Количество денег в обращении определяется как сумма наличных денег и банковских депозитов. Предоставляя кредиты, банки увеличивают объем денежной массы. Задача ЦБ РФ заключается в ограничении или расширении возможности банков эмитировать кредитные деньги. Для этого ЦБ РФ устанавливает систему обязательных резервов банков, предусматривающую депонирование кредитными организациями в ЦБ РФ определенной части привлеченных ими денежных средств. Изменяя норматив резервирования, ЦБ РФ поддерживает на определенном уровне объем денежной массы, находящейся в обращении в стране. Чем меньше сумма обязательных резервов, тем большее количество денег может создать банковская система[1].
На основе кассовых оборотов банков и составляемой аналитической отчетности ЦБ РФ прогнозирует размер предполагаемой эмиссии, а также регионы ее проведения. В осуществлении эмиссии принимает участие не только ЦБ РФ, но и его региональные РКЦ, содержащие резервные фонды и оборотные кассы.
В резервных фондах РКЦ хранится запас денежных знаков, предназначенных для выпуска их в обращение в случае увеличения потребности хозяйства данного региона в наличных деньгах. Эти деньги не относятся к находящимся в обращении, поскольку не совершают движения, не накапливаются, не служат средством платежа и являются резервными. В оборотную кассу постоянно поступают и из нее выдаются наличные деньги от банков. Эти деньги находятся в постоянном движении, в обращении.
Если сумма поступлений наличных денег на счете банков превышает установленный лимит для данного РКЦ, то деньги изымаются из обращения и переходят в резервный фонд. При потребности банка в наличности происходит обратный процесс. Со счета банка в пределе его свободного резерва РКЦ выдает требуемую сумму наличности, перемещая ее из резервного фонда в оборотную кассу РКЦ с разрешения ЦБ РФ. Для данного РКЦ это будет эмиссионной операцией. Правление ЦБ РФ составляет ежедневный баланс на основе сведений по сети РКЦ: где прошла эмиссия наличных денег, а где - их изъятие[1].
Наличные деньги являются важной составляющей российской денежной системы. По ряду исторических, экономических, технических и психологических причин доля налично-денежного обращения в РФ пока еще достаточно велика (на протяжении последних десяти лет - около 30%), в то время как в индустриальных западных странах эта доля существенно ниже и составляет не более 3-8% совокупного денежного оборота.
Наличные деньги как абсолютно ликвидное платежное средство обслуживают:
- расчеты предприятий, учреждений и организаций с населением (с одной стороны - при выдаче заработной платы, пенсий, стипендий и других социальных выплат населению, с другой - при оплате населением наличными деньгами товаров и услуг в торгово-сервисной сети);
- расчеты между отдельными гражданами на товарных и продуктовых рынках;
- частично расчеты населения с финансово-кредитной системой (уплата налогов, сборов, выдача и погашение ссуд, оплата ценных бумаг и выплата по ним доходов, внесение денег во вклады и получение по вкладам, выплата страховых возмещений и т. п.);
- платежи населения за жилищные и коммунальные услуги, при подписке на периодическую печать и др.;
- в ограниченных размерах платежи между предприятиями и организациями[4].
В настоящее время в соответствии с указанием Банка России О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства. Указание Банка России от 11.03.2014 N 3210-У // Вестник Банка России", N 46, 28.05.2014" такие расчеты ограничены суммой 100 тыс. руб[3]. Указанная сумма является предельной по совокупности платежей, совершенных в рамках одного договора, заключенного между указанными лицами.
Несмотря на то, что в целом по объему официальный оборот наличных денег значительно меньше безналичного оборота, значение его в организации экономических отношений в хозяйстве очень велико. Именно в сфере налично-денежного оборота происходит окончательная реализация произведенных товаров (работ, услуг). Поэтому от его состояния во многом зависит характер циркуляции денег в стране, устойчивость их покупательной способности.
Исключительное право выпуска и изъятия наличных денег из обращения, организации их обращения принадлежат Банку России как эмиссионному центру страны. В части регулирования наличного денежного обращения на территории Российской Федерации на Банк России в соответствии с законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" возложены следующие функции:
- исключительное право эмиссии наличных денег, организации их обращения и изъятия из обращения;
- прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монеты, создание их резервных фондов;
- установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций;
- установление признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монеты, а также их уничтожения;
- определение порядка ведения кассовых операций для кредитных организаций[1].
Непосредственное кассовое обслуживание предприятий и организаций возложено на коммерческие банки. Схема налично-денежного оборота в Российской Федерации представлена на рисунке3.
Рисунок 3 - Схема налично-денежного оборота в Российской Федерации[10]
Приведенная схема показывает, что налично-денежный оборот начинается в Банке России. Наличные деньги переводятся из его резервных фондов в оборотные кассы, таким образом, они поступают в обращение. Из оборотных касс ГРКЦ (головного расчетно-кассового центра) или РКЦ наличные деньги направляются в операционные кассы коммерческих банков для выдачи клиентам - юридическим и физическим лицам (либо непосредственно, либо в кассы предприятий и организаций). Меньшая часть наличных денег, находящихся в кассах предприятий и организаций, используется для расчетов между ними (в случаях, когда стоимость покупки не превышает предельной суммы платежа, установленной в законодательном порядке), но большая часть выплачивается населению в виде различных видов денежных доходов.
При организации наличного денежного обращения особое значение имеет прогнозирование потребности хозяйственного оборота в наличных деньгах. Его составление базируется на прогнозе кассовых оборотов на квартал в областях, краях, республиках и в целом по Российской Федерации. Прогнозы кассовых оборотов отражают объем и источники поступлений всех наличных денег в банки, размеры и целевое направление выдач наличных денег предприятиям, организациям и отдельным лицам, а также эмиссионный результат, т. е. сумму изъятия или выпуска денег в обращение. Основная задача банков всех уровней в работе по составлению прогноза кассовых оборотов состоит в определении изменения наличной денежной массы в обороте, экономном их использовании и разработке мероприятий по увеличению поступлений наличной денежной выручки в банки[11].
Прогнозирование налично-денежных оборотов на очередной квартал начинается с коммерческого банка. Прогноз кассовых оборотов банка составляется по источникам поступлений наличных денег в его операционную кассу и по направлениям их выдач по действующим символам прихода и расхода. Прогнозные расчеты составляются коммерческим банком на основании динамических рядов отчета банка о его кассовых оборотах и кассовых заявок, полученных им от обслуживаемой клиентуры. Кассовая заявка предприятия, в конечном счете, должна показать банку, с одной стороны, сколько наличных денег поступит от данного клиента в кассу банка, а с другой - в каком размере потребуется ему выдача наличных денег из кассы банка.
Прогноз кассовых оборотов, составленный на очередной квартал, сообщается банком РКЦ, в котором ему открыт корреспондентский счет, за 14 дней до начала планируемого квартала. РКЦ используют представленные расчеты для составления прогнозов по подкреплению оборотной кассы. В случае превышения расхода над приходом предполагается выпуск наличных денег в оборот, при превышении прихода над расходом - их изъятие. РКЦ обобщают информацию и за семь дней до начала прогнозируемого квартала сообщают в территориальное учреждение Банка России, которое на этой основе составляет прогноз кассовых оборотов и эмиссионный результат соответствующего региона, что учитывается при составлении планов подкрепления наличными деньгами резервных фондов РКЦ[6].
Прогнозные расчеты кассовых оборотов по регионам сообщаются территориальными учреждениями Банка России Департаменту регулирования денежного обращения Банка России за три дня до начала прогнозируемого квартала. Департамент, обобщив полученные данные, составляет сводный расчет потребностей экономики страны в денежной наличности. В этом расчете учитываются происходящие в экономике структурные изменения, темпы инфляции, а также принимаемые Банком России меры в области денежно-кредитной политики по стабилизации денежного обращения.
На основе составленного прогноза Банк России формирует заказ предприятиям ГПО "Гознак" на изготовление денежных знаков с указанием их количества и покупюрного строения. ГПО "Гознак" находится в подчинении Минфина России. Поэтому все взаимоотношения Банка России с этим объединением по вопросам изготовления денежных знаков строятся на договорной платной основе[16].
2.2 Особенности налично-денежного оборота в мировой практике
В последние годы во многих странах мира наблюдается целый ряд изменений в традиционной организации наличного денежного обращения и в управлении оборотом денежной наличности. Эти изменения вызваны появлением альтернативных форм платежа, глобальными экономическими спадами деловой активности, появлением новых игроков в сфере обработки наличности и в управлении денежными потоками.
Для решения проблем, связанных с этими факторами, центральные банки стремятся тщательно анализировать процессы регулирования денежных операций и находить решения, позволяющие им уделять повышенное внимание своим основным операциям по выпуску в обращение и уничтожению денежных знаков, и, вместе с тем, делегировать по аутсорсингу часть операций цикла наличного денежного обращения (далее - НДО) коммерческим банкам, инкассаторским компаниям и компаниям, регулирующим денежные операции (CashManagementCompanies, CMC) (в том числе и создаваемым с государственным участием специально для этих целей)[22].
В исследовании CurrencyResearchпроведённом в 2013 г. рассмотрены изменения моделей НДО в 11 странах различных регионов земного шара и показан опыт центральных банков этих стран, ход внедрения новых моделей и полученные результаты. В обзоре результатов реорганизации оценивается функциональная вовлеченность центрального (национального, резервного) банка каждой страны в процессы НДО. В итоге выявлены три основных типа операционных моделей (централизованная, частично децентрализованная и децентрализованная), в которых обязанности и ответственность основных участников наличного денежного обращения различаются в зависимости от реализованной стратегии и взаимодействия между центральным банком, его партнерами и населением в ходе НДО [21].
Исследование основывается на информации, полученной в результате анкетирования центральных банков Австралии, Австрии, Англии, Бельгии, Малайзии, Нидерландов, Новой Зеландии, Норвегии, Швеции и ЮАР, а также другой доступной информации (годовые отчеты центральных банков, материалы международных конференций и СМИ и т. д.). Это было сделано для того, чтобы обрисовать проблемы, стоявшие перед центральным банком каждой из этих стран, и пути, которые они выбирали для их решения, принимая во внимание специфические обстоятельства и операционные требования для национальных моделей НДО. Кроме того, выбор стран осуществлялся с целью обеспечения достаточно широкого обзора альтернативных подходов к реорганизации НДО - от Англии и Австралии, вступивших на этот путь более 20 лет назад, до тех, которые занялись этим сравнительно недавно.
Рисунок 4 - Основные участники наличного денежного оборота и их функции[12]
Во всех странах ключевые игроки и участники цикла денежного обращения одни и те же, хотя степень их участия и мера ответственности в отдельных странах могут отличаться. В любом случае центром денежной системы и организатором НДО является центральный банк, несущий всю полноту ответственности за управление денежной наличностью в стране от момента заказа банкнот и монеты до их уничтожения. А кроме того, и за то, чтобы обеспечение экономики и населения наличными деньгами было своевременным, достаточным и эффективным.
Вместе с тем каждый из участников наличного денежного оборота (рис. 3) выполняет определенные функции и должен нести ответственность за полное и качественное их исполнение.
На государственном уровне для центрального банка ключевой задачей является управление обращением наличных денег и запасами банкнот и монеты. В дальнейшем в курсовой будем ориентироваться на циркуляцию банкнот, как наиболее важного средства платежа, учитывая не только их объемы, но также и их состояние, и то, где и как они циркулируют в стране. Возможность наблюдения за оборотом банкнот и тенденций в их обработке и распределении также являются основной частью исследования. Важно и выдвижение на первый план ситуации в каждой стране до и после процесса реорганизации, а также определение ключевых метрик для оценки любых результатов реорганизации: как в экономических терминах, так и в характеристиках цикла оборота наличности[13].
Таким образом, основным фактором, непосредственно влияющим на организацию наличного денежного обращения в любой стране, является денежная масса, ее выпуск и размещение, циркуляция и уничтожение после вывода из обращения. А также возможность наблюдения за этими процессами и управления ими со стороны центрального банка страны, что достигается с помощью анализа наличия и состояния банкнот на разных этапах денежного цикла.
Как показано на рис. 5, всю массу банкнот, имеющихся в государстве, можно разделить на три уровня. Первый - это банкноты, заказанные центральным банком, но не полученные от компаний - производителей банкнот. Второй - это банкноты, находящиеся в резервных фондах, и банкноты, непосредственно участвующие в денежном обороте (находящиеся в учреждениях центрального банка, в коммерческих банках и их филиалах, в банкоматах, в кассах торговых и других организаций). И третий - это банкноты, изъятые из операций обработки (находящиеся у населения в личном хранении, используемые для взаиморасчетов и т. д.).
Рисунок 5 - Уровни распределения банкнот по степени их вовлечения в обработку[13]
Среди причин, стимулировавших структурные изменения, ключевым фактором в большинстве случаев было стремление центрального банка сосредоточиться на своих основных функциях и стратегической ответственности, с осознанием того, что обработка денежной наличности и ее распределение могут быть лучше выполнены организациями, специально созданными для этих целей. А это, в свою очередь, повлияет на затраты как отдельных участников цикла НДО, так и общества в целом.
Кроме того, все респонденты отметили выявленные недостатки в существовавших моделях НДО, что привело их к стремлению упростить процессы, обеспечить обработку наличности за минимальное число проходов и повысить безопасность за счет сокращения перемещений наличности на национальном уровне.
Таким образом, ключевыми факторами для реорганизации были:
- сосредоточение на основных операциях центрального банка;
- снижение затрат, связанных с обработкой наличности в центральном банке;
- потребность в замене/модернизации технологического оборудования;
- социальные затраты для обеспечения национального наличного оборота;
- безопасность доставки денежной наличности;
- оптимизация цикла наличного денежного обращения;
- повышение качества услуг инкассаторских компаний[12].
В результате анализа моделей организации НДО (выявленных в ходе исследования) были определены три типа моделей, основанных на распределении основных функций между центральным банком и его коммерческими партнерами. В таблице А1 для каждой из моделей (централизованной, частично децентрализованной и децентрализованной) показано, кто из партнеров отвечает за выполнение основных функций, изначально присущих центральному банку. Причем степень этой ответственности подразделяется на первичную и вторичную. Разумеется, детали построения модели организации НДО заметно отличаются для каждой из исследуемых стран, однако, так или иначе, все они попадают в одну из этих трех групп. Причем отмечается тенденция изменений в сторону децентрализованной модели.
Таким образом, можно сделать вывод, что центральные банки стремятся уменьшить степень своей вовлеченности в текущий цикл денежного оборота (и снизить свои издержки) путем передачи части функций и ответственности коммерческому сектору финансовой системы. Желаемые ключевые преимущества, на которые нацелена реорганизация НДО, это:
- сокращение непосредственного вовлечения центральных банков в процесс обращения;
- улучшение качества процессов в цикле НДО;
- возможность обработки банкнот за один проход;
- сокращение перемещения наличности по стране;
- улучшение национальных стандартов качества банкнот[21].
Однако центральные банки, готовясь передать часть своих полномочий, одновременно хотят быть уверенными в том, что впоследствии будут иметь надежные средства контроля и управления НДО, чтобы обеспечить качество и необходимое количество банкнот, эффективность денежного оборота. Поэтому в каждой стране в соглашениях об уровне обслуживания ServiceLevelAgreement были предусмотрены средства и набор показателей для контроля процессов НДО. Если обобщить опыт по исследованным моделям, получим такой перечень примененных средств:
- соглашения о производительности:
- связь с объемами банкнот и их распределением;
- эффективность обработки;
- обеспечение качества банкнот в обращении;
- взносы и схемы штрафа за невыполнение требований;
- выбор денежных хранилищ в коммерческом секторе;
- применение типовых видов упаковки;
- регулярный аудит операций;
- проведение машинных тестов;
- организация отделов инспектирования;
- оценка результатов деятельности.
В дополнение к этим средствам некоторые центральные банки также отслеживали эффективность и производительность наличного оборота для того, чтобы гарантировать управление им с помощью следующих показателей:
- количество обработанных банкнот;
- отношение платежеспособных банкнот к ветхим;
- уровень выявления поддельных банкнот;
- износостойкость банкнот;
- купюрное строение;
- время наблюдения банкнот центральным банком.
Все это оценивалось как до, так и после реорганизации процессов[12].
Передача полномочий и ответственности от центрального банка, разумеется, вызывала дополнительные издержки для коммерческого сектора (оборудование, помещения, транспорт, персонал и т. д.). Поэтому центральные банки применяли различные экономические меры для поддержки и стимулирования коммерческих банков и компаний, принимающих на себя эти функции. Впрочем, в дополнение к помощи на этих партнеров возлагалась и ответственность за несоблюдение требований новой модели в виде системы штрафов. В целом к экономическим мерам, принимаемым центральными банками для того, чтобы помочь реорганизации, относятся:
- передача технологического оборудования коммерческому сектору;
- финансовые схемы для помощи коммерческим банкам:
- особые схемы заказа банкнот (например, NHTO);
- балансовое освобождение;
- награды за качество банкнот;
- штрафы за несоответствие требованиям[12].
Исследование показало, что чем больше центральный банк вовлечен в процессы денежного оборота в стране, тем выше его издержки по НДО и недостатки в организации обращения: многократная обработка наличности, множественные ее перемещения и, как результат, недостаточная операционная эффективность.
В то же время при снижении степени вовлечения центрального банка в обработку наличности (в первую очередь - банкнот) возрастают риски ухудшения функционирования (несоответствия требованиям) системы НДО вследствие ослабления контроля за состоянием НДО и недостаточной «прозрачности», наблюдаемости процессов[12].
Поэтому центральные банки исследуемых стран стремились найти баланс между преимуществами снижения издержек и рисками потери контроля за состоянием НДО в стране.
Таким образом, центральные банки, принявшие участие в исследовании CurrencyResearch, выразили стремление продолжать совершенствование своих моделей наличного денежного обращения в направлении децентрализации. Появление новых технологий рециркуляции банкнот будет дистанциировать обработку банкнот и их распределение вдали от традиционных кассовых центров. Что касается уничтожения банкнот, до настоящего времени практически все центральные банки продолжают разрешать их уничтожение лишь с очень ограниченным аутсорсингом этой функции, и эта тенденция, вероятно, будет сохраняться и впредь[13].
В целом по итогам проведенного исследования можно прийти к таким выводам. В силу различных уровней развития, географических условий и социо-экономических особенностей разных стран нельзя найти единственное, уникальное и подходящее для всех решение: у каждой страны модели НДО будут отличаться. Процесс реорганизации является итерационным, повторяющимся, и им нужно управлять на постоянной и непрерывной основе.
Финансовые цели коммерческого сектора отличаются от аналогичных для центральных банков, и это должно быть признано и закреплено в любых партнерских соглашениях. В результате реорганизации центральные банки получают более низкие затраты, меньшее количество кассовых центров, меньшее число пересчетов наличности и т. д., но это может привести и к ухудшению контроля и «видимости» наличности в национальном цикле НДО. В свою очередь, коммерческий сектор (коммерческие банки, инкассаторские компании и компании, регулирующие денежные операции) получает дополнительную самостоятельность и развитие, конкурентные преимущества и дополнительную прибыль. Однако это требует новых капиталовложений, обеспечения более высоких стандартов качества и повышения меры ответственности.