Рассмотрение и утверждение бюджета

8.3.1. Процедуры рассмотрения и утверждения бюджетов

Общие требования к проекту бюджета и прилагаемым к нему мате­риалам определены на законодательном уровне. В законе (решении) о бюджете должны содержаться основные характеристики бюджета, к которым относятся общий объем доходов бюджета, общий объем рас­ходов, дефицит (профицит) бюджета, нормативы распределения дохо­дов между бюджетами бюджетной системы в случае, если они не уста­новлены бюджетным законодательством РФ. Законом (решением)

о бюджете устанавливаются: 1) перечень главных администраторов до­ходов бюджета и источников финансирования дефицита бюджета; 2) распределение бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, це­левым статьям и видам расходов классификации расходов бюджетов в ведомственной структуре расходов на очередной финансовый год (плановый период); 3) общий объем бюджетных ассигнований, направ­ляемых на исполнение публичных нормативных обязательств; 4) объем межбюджетных трансфертов, получаемых из других бюджетов и (или) предоставляемых другим бюджетам бюджетной системы РФ в очеред­ном финансовом году (плановом периоде); 5) общий объем условно ут­верждаемых (утвержденных) расходов в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и плановый период на первый год плано­вого периода в объеме не менее 2,5% общего объема расходов бюджета, на второй год планового периода в объеме не менее 5% общего объема расходов бюджета; 6) источники финансирования дефицита бюджета, установленные на очередной финансовый год (плановый период); 7) верхний предел государственного (муниципального) внутреннего долга и (или) государственного внешнего долга по состоянию на 1 янва­ря года, следующего за очередным финансовым годом (очередным фи­нансовым годом и каждым годом планового периода), с указанием в том числе верхнего предела долга по государственным или муниципальным гарантиям; 8) иные показатели, установленные Бюджетным кодек­сом РФ, законом субъекта РФ, муниципальным правовым актом пред­ставительного органа муниципального образования.

Введено понятие условно утверждаемых (утвержденных) расходов, под которыми понимаются нераспределенные в плановом периоде по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов в ведомст­венной структуре расходов бюджетов бюджетные ассигнования. Их введение направлено на обеспечение устойчивости бюджета, поскольку позволяет создать резерв, который может быть использован для приня­тия новых обязательств в очередном бюджетном цикле в случае непред­виденного сокращения доходов. В случае утверждения бюджета на оче­редной финансовый год и плановый период проект закона (решения) о бюджете утверждается путем изменения параметров планового пе­риода утвержденного бюджета и добавления к ним параметров второ­го года планового периода проекта бюджета.

Одновременно с проектом закона (решения) о бюджете в законода­тельный (представительный) орган предоставляются: 1) основные на­правления бюджетной и налоговой политики; 2) предварительные ито­ги социально-экономического развития соответствующей территории За истекший период текущего финансового года и ожидаемые итоги со­циально-экономического развития соответствующей территории за те­кущий финансовый год; 3) прогнозы социально-экономического разви­тия и основных характеристик (общий объем доходов, общий объем Расходов, дефицита (профицита) бюджета) консолидированного бюд-



Раздел II. Государственные и муниципальные финана

Глава 8. Бюджетный процесс




Рассмотрение и утверждение бюджета - student2.ru Рассмотрение и утверждение бюджета - student2.ru Рассмотрение и утверждение бюджета - student2.ru Рассмотрение и утверждение бюджета - student2.ru Рассмотрение и утверждение бюджета - student2.ru Рассмотрение и утверждение бюджета - student2.ru Рассмотрение и утверждение бюджета - student2.ru Рассмотрение и утверждение бюджета - student2.ru жета соответствующей территории на очередной финансовый год и плановый период либо проект среднесрочного финансового плана; 4) пояснительная записка к проекту бюджета; 5) методики (проекты мето­дик) и расчеты распределения межбюджетных трансфертов; 6) верхний предел государственного (муниципального) долга на конец очередного финансового года (на конец очередного финансового года и конец каж­дого года планового периода); 7) проекты программ государственных (муниципальных) внутренних и внешних заимствований, гарантий, а также предоставления бюджетных кредитов на очередной финансо­вый год (очередной финансовый год и плановый период); 8) оценка ожидаемого исполнения бюджета на текущий финансовый год; 9) про­екты законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов; 10) предложенные законодательными (представительными) органами, органами судебной системы, органами государственного (муниципаль­ного) финансового контроля, созданными законодательными (предста­вительными) органами, проекты бюджетных смет указанных органов, представляемые в случае возникновения разногласий с финансовым органом в отношении указанных бюджетных смет.

Внесение проекта бюджета на рассмотрение представительных органов власти.Правительство РФ, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ, местные администрации муни­ципальных образований вносят на рассмотрение законодательного (представительного) органа соответствующего уровня проект закона (решения) о бюджете и проекты законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов. Для регулирования всех финансовых вопросов и для работы с бюджетом органы представительной власти разных уровней образуют специальные комитеты и комиссии.

Сроки внесения проекта закона о бюджете РФ на очередной финан­совый год и плановый период и проектов федеральных законов о бюд­жетах государственных внебюджетных фондов РФ на очередной фи­нансовый год и плановый период устанавливаются Бюджетным кодек­сом РФ. Внесение проектов аналогичных законов на уровне субъек­та РФ осуществляется в сроки, установленные законом субъекта РФ, но не позднее 15 октября текущего года. Проект решения о местном бюджете вносится в сроки, установленные муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования, но не позднее 15 ноября текущего года.

Порядок рассмотрения проекта закона (решения) о бюджете и его утверждения определяется для: а) федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ — Бюджетным кодек­сом РФ; б) бюджета субъекта РФ и бюджетов территориальных госу­дарственных внебюджетных фондов — законом субъекта РФ в соответ­ствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ; в) местного бюджета — муниципальным правовым актом представительного органа муници-

пального образования в соответствии с требованиями Бюджетного ко­декса РФ.

Порядок рассмотрения проекта закона (решения) о бюджете и его утверждения должен предусматривать вступление в силу закона (реше­ния) о бюджете с 1 января очередного финансового года. В случае если закон (решение) о бюджете не вступил в силу с начала текущего финан­сового года: а) финансовый орган правомочен ежемесячно доводить до главных распорядителей бюджетных средств бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств в размере, не превышающем одной двенадцатой части бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств в отчетном финансовом году; б) иные показатели, опреде­ляемые законом (решением) о бюджете, применяются в размерах (нор­мативах) и порядке, которые были установлены законом (решением) о бюджете на отчетный финансовый год; в) порядок распределения и (или) предоставления межбюджетных трансфертов другим бюджетам бюджетной системы РФ сохраняется в виде, определенном на отчетный финансовый год.

Если закон (решение) о бюджете не вступил в силу через три месяца после начала финансового года, финансовый орган организует исполне­ние бюджета при соблюдении вышеуказанных условий. При этом фи­нансовый орган не имеет права: а) доводить лимиты бюджетных обяза­тельств и бюджетные ассигнования на бюджетные инвестиции и субси­дии юридическим и физическим лицам, установленные Бюджетным ко­дексом РФ; б) предоставлять бюджетные кредиты; в) осуществлять заимствования в размере более одной восьмой объема заимствований предыдущего финансового года в расчете на квартал; г) формировать резервные фонды.

Все указанные выше ограничения не распространяются на расходы, связанные с выполнением публичных нормативных обязательств, об­служиванием и погашением государственного (муниципального) долга, выполнением международных договоров.

Наши рекомендации