Рассмотрение и утверждение бюджета
8.3.1. Процедуры рассмотрения и утверждения бюджетов
Общие требования к проекту бюджета и прилагаемым к нему материалам определены на законодательном уровне. В законе (решении) о бюджете должны содержаться основные характеристики бюджета, к которым относятся общий объем доходов бюджета, общий объем расходов, дефицит (профицит) бюджета, нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетной системы в случае, если они не установлены бюджетным законодательством РФ. Законом (решением)
о бюджете устанавливаются: 1) перечень главных администраторов доходов бюджета и источников финансирования дефицита бюджета; 2) распределение бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов бюджетов в ведомственной структуре расходов на очередной финансовый год (плановый период); 3) общий объем бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение публичных нормативных обязательств; 4) объем межбюджетных трансфертов, получаемых из других бюджетов и (или) предоставляемых другим бюджетам бюджетной системы РФ в очередном финансовом году (плановом периоде); 5) общий объем условно утверждаемых (утвержденных) расходов в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и плановый период на первый год планового периода в объеме не менее 2,5% общего объема расходов бюджета, на второй год планового периода в объеме не менее 5% общего объема расходов бюджета; 6) источники финансирования дефицита бюджета, установленные на очередной финансовый год (плановый период); 7) верхний предел государственного (муниципального) внутреннего долга и (или) государственного внешнего долга по состоянию на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом (очередным финансовым годом и каждым годом планового периода), с указанием в том числе верхнего предела долга по государственным или муниципальным гарантиям; 8) иные показатели, установленные Бюджетным кодексом РФ, законом субъекта РФ, муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования.
Введено понятие условно утверждаемых (утвержденных) расходов, под которыми понимаются нераспределенные в плановом периоде по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов в ведомственной структуре расходов бюджетов бюджетные ассигнования. Их введение направлено на обеспечение устойчивости бюджета, поскольку позволяет создать резерв, который может быть использован для принятия новых обязательств в очередном бюджетном цикле в случае непредвиденного сокращения доходов. В случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и плановый период проект закона (решения) о бюджете утверждается путем изменения параметров планового периода утвержденного бюджета и добавления к ним параметров второго года планового периода проекта бюджета.
Одновременно с проектом закона (решения) о бюджете в законодательный (представительный) орган предоставляются: 1) основные направления бюджетной и налоговой политики; 2) предварительные итоги социально-экономического развития соответствующей территории За истекший период текущего финансового года и ожидаемые итоги социально-экономического развития соответствующей территории за текущий финансовый год; 3) прогнозы социально-экономического развития и основных характеристик (общий объем доходов, общий объем Расходов, дефицита (профицита) бюджета) консолидированного бюд-
Раздел II. Государственные и муниципальные финана
Глава 8. Бюджетный процесс
жета соответствующей территории на очередной финансовый год и плановый период либо проект среднесрочного финансового плана; 4) пояснительная записка к проекту бюджета; 5) методики (проекты методик) и расчеты распределения межбюджетных трансфертов; 6) верхний предел государственного (муниципального) долга на конец очередного финансового года (на конец очередного финансового года и конец каждого года планового периода); 7) проекты программ государственных (муниципальных) внутренних и внешних заимствований, гарантий, а также предоставления бюджетных кредитов на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период); 8) оценка ожидаемого исполнения бюджета на текущий финансовый год; 9) проекты законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов; 10) предложенные законодательными (представительными) органами, органами судебной системы, органами государственного (муниципального) финансового контроля, созданными законодательными (представительными) органами, проекты бюджетных смет указанных органов, представляемые в случае возникновения разногласий с финансовым органом в отношении указанных бюджетных смет.
Внесение проекта бюджета на рассмотрение представительных органов власти.Правительство РФ, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ, местные администрации муниципальных образований вносят на рассмотрение законодательного (представительного) органа соответствующего уровня проект закона (решения) о бюджете и проекты законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов. Для регулирования всех финансовых вопросов и для работы с бюджетом органы представительной власти разных уровней образуют специальные комитеты и комиссии.
Сроки внесения проекта закона о бюджете РФ на очередной финансовый год и плановый период и проектов федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ на очередной финансовый год и плановый период устанавливаются Бюджетным кодексом РФ. Внесение проектов аналогичных законов на уровне субъекта РФ осуществляется в сроки, установленные законом субъекта РФ, но не позднее 15 октября текущего года. Проект решения о местном бюджете вносится в сроки, установленные муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования, но не позднее 15 ноября текущего года.
Порядок рассмотрения проекта закона (решения) о бюджете и его утверждения определяется для: а) федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ — Бюджетным кодексом РФ; б) бюджета субъекта РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов — законом субъекта РФ в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ; в) местного бюджета — муниципальным правовым актом представительного органа муници-
пального образования в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ.
Порядок рассмотрения проекта закона (решения) о бюджете и его утверждения должен предусматривать вступление в силу закона (решения) о бюджете с 1 января очередного финансового года. В случае если закон (решение) о бюджете не вступил в силу с начала текущего финансового года: а) финансовый орган правомочен ежемесячно доводить до главных распорядителей бюджетных средств бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств в размере, не превышающем одной двенадцатой части бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств в отчетном финансовом году; б) иные показатели, определяемые законом (решением) о бюджете, применяются в размерах (нормативах) и порядке, которые были установлены законом (решением) о бюджете на отчетный финансовый год; в) порядок распределения и (или) предоставления межбюджетных трансфертов другим бюджетам бюджетной системы РФ сохраняется в виде, определенном на отчетный финансовый год.
Если закон (решение) о бюджете не вступил в силу через три месяца после начала финансового года, финансовый орган организует исполнение бюджета при соблюдении вышеуказанных условий. При этом финансовый орган не имеет права: а) доводить лимиты бюджетных обязательств и бюджетные ассигнования на бюджетные инвестиции и субсидии юридическим и физическим лицам, установленные Бюджетным кодексом РФ; б) предоставлять бюджетные кредиты; в) осуществлять заимствования в размере более одной восьмой объема заимствований предыдущего финансового года в расчете на квартал; г) формировать резервные фонды.
Все указанные выше ограничения не распространяются на расходы, связанные с выполнением публичных нормативных обязательств, обслуживанием и погашением государственного (муниципального) долга, выполнением международных договоров.