Своеобразие личности и творческая биография писателя
Тема: «Дон-Кихот сибирской литературы» Антон Семенович Сорокин
План
1.Своеобразие личности и творческая биография писателя.
2. Творчество А.С. Сорокина. Повесть «Хохот Желтого дьявола» и ее антивоенная направленность.
3. Тема золота в творчестве А.С. Сорокина.
4. Творчество А.С. Сорокина в оценке современников.
Моя заслуга в том, что 25 лет работал я в Сибири, первый создал художественную литературу и показал русскому читателю душу казахского народа, в таком же духе, как это сделал Джек Лондон с жителями тихоокеанских островов. Антон Сорокин |
Своеобразие личности и творческая биография писателя
Антон Семёнович Сорокин - «король сибирских писателей» - родился 29 июня 1884 года в городе Павлодар, тогда Семипалатинской области, в семье богатого купца-старовера. Представьте человека, которого стоит на крыльце двухэтажного красного кирпича особнячка на Лермонтовской: тощего, сутулого, с торчащими усами, похожего на Дон-Кихота в пенсне. Поэтому его так и называли «Дон-Кихот сибирской литературы». В 1892 году вместе с семьей переехал в Омск. Сменил несколько профессий: был учеником иконописца, торговал кожей и солью, работал счетоводом в Управлении Омской железной дороги, регистратором в пригородной больнице. Примечательно, что за два с половиной месяца до смерти, заканчивая небольшую статью о своей литературной работе, он написал: «Теперь моя биография. Она в несколько букв: Антон Сорокин - и только». Он не хотел иметь никакой биографии, кроме писательской. Любой омич знал, что он, счетовод управления Сибириской железной дороги Антон Семенович Сорокин:
1) выдвигал себя на Нобелевскую премию;
2) разослал одно из своих произведений главам всех монархий и республик мира (ответил только император Сиама, любезно сообщивший, что в его империи нет ни одного человека, владеющего русским языком, и поэтому, к сожалению, познакомиться с содержанием книги г-на Сорокина не представляется возможности);
3) опубликовал в «Огоньке» (еще дореволюционном) собственный некролог, где сообщалось: писатель Сорокин покончил с собой, выпрыгнув из аэроплана во время полета над городом Гамбургом;
4) печатал и расклеивал на стенах такие, например, объявления: «Каждому, прослушавшему, десять моих рассказов подряд, выплачиваю керенку, желающие благоволят приходить ко мне на дом. Национальный писатель, гордость культурной Сибири Антон Сорокин». И совершил еще сотни подобных поступков - нелепых, дерзких, безумных, бессмысленных.
Писать А. Сорокин начал с 1900 года. После революции Сорокин занимает одно из ведущих мест в литературной жизни Омска. В свое время Давид Бурлюк вручил Антону Сорокину «Удостоверение в гениальностии», которое он позднее выдавал своим ученикам. Сорокин считал своими учениками всех молодых литераторов, которые бывали у него в гостях. В то время дом писателя на Лермонтовской улице (сейчас г. Омск, ул. Лермонтова, 28а) стал литературно-художественным клубом, объединившим литераторов и художников. Здесь бывали В.В. Иванов, Л.Н. Мартынов, А.И. Алдан-Семенов, Л. Сейфуллина и многие другие. Иванова и Мартынова Сорокин считал своими лучшими учениками.
В 1926 году Сорокин стал членом Союза сибирских писателей. Также являлся членом омской организации работников науки, литературы и искусства, литературно-художественной секции при Сибирском отделении государственного издательства.
Писать он начал рано. М. Никитин, автор повести «Здесь жил Достоевский», указывал в мемуарном очерке «Дикий перец»: «Он родился в городе Павлодаре. В этом городе, обильном пшеницей и мельницами, семья Сорокиных была наиболее богатой. Купеческое могущество фамилии основал дед писателя - Антон, известный скотовод, владевший табуном из одиннадцати тысяч лошадей». Омский литературовед Еф. Беленький в статье об Антоне Сорокине (она помещена как предисловие к новосибирскому сборнику 1967 года, а также вошла в книгу критика «Писатели моей земли») сравнивает писателя с горьковскими героями - купцами, «выламывающимися» из своего класса, понявшими, что они живут «не на той улице». Об этом свидетельствуют два характерных случая из жизни писателя. 1) В годы мировой войны Сорокин однажды явился на «благотворительное» собрание («помощь жертвам войны») членов управы, где присутствовала вся омская элита, и обратился к неприветливо встретившим его филантропам с такой фомагордеевской речью: «Антону Сорокину не подали руки, и я это одобряю. Правильно! Руки Антона Сорокина слишком чисты, чтобы пачкать их об эти общественные руки. Посмотрите, кто сидит за столом? Кто не подал руки Антону Сорокину? Председатель Кирьянов. Но кто из вас не знает, что он ростовщик? А вот сидит пивовар Мариупольский, не платящий полтора миллиона долгу. Но зато он приехал на автомобиле. Какая честь пожать руку Минею Михайловичу! Правильно вы делаете: рука пивовара не нужна Антону Сорокину. А дальше жирный, как боров, хозяин бани Коробейников, ограбивший своих родственников. Не видали вы своего брата-босяка под забором? Честные благородные люди, вы правы. Антон Сорокин позорит ваше благородное общество. Антону Сорокину не место среди вас». 2) Сорокин редактировал газету «Омский день», в которой в первом же номере дал объявление: «В ближайших номерах газеты «Омский день» начнут печататься биографии омских миллионеров: Липатникова, Шаниной, Мариупольского, Кирьянова, Волкова и более мелких купцов». Купцы мгновенно собрали восемь тысяч и вручили их издателю газеты. Следующий номер подписывал уже новый редактор. Отметим, павлодарские и омские купцы ненавидели писателя и боялись. Именно они распространяли слухи о его психической ненормальности.
Однако при остром конфликте с социальной средой, из которой он вышел, у Сорокина не было конфликта в семье, не было разрыва с отцом. Семен Антонович, отец писателя, не требовал от старшего сына продолжения «дела», не возражал против его писательства, терпел его «скандалы». Семен Антонович, тяжело заболев, разделил значительную часть состояния между тремя сыновьями. Выздоровев, к делам не вернулся. Чуть ли не первым в Сибири стал разводить кактусы, увлеченно изучал историю сибирских старообрядцев. Вел по этому поводу обширную переписку с В.Д. Бонч-Бруевнчем. Во время правления Колчака он помогал сыну прятать разыскиваемых адмиральской охранкой. Он пережил своего знаменитого сына. Писатель Вс. Иванов вспоминал, что свою долю Антон Сорокин потерял, попытавшись ввести новые формы торговли - устроив чайный магазин без продавца. Поскольку Антон Сорокин не додумался заменить работающего приказчика наблюдающим контролером, то он быстро прогорел - магазин растащили. Однако большую часть полученных от отца денег Антон Семенович потратил на выпуск своих книг в издательствах Петербурга, Москвы, Киева. Это произошло в начале десятых годов. Пьесы и рассказы никому не известного молодого сибиряка совершенно не заинтересовали читателя и безвозвратно унесли средства автора. Конечно, неуспех его первых книг был закономерен. Они подражательны и художественно очень несовершенны.
Поскольку по складу ума Антон Семенович был изобретателем и рационализатором, то на литературном поприще Сорокин имел твердое убеждение, что одного таланта (в свой талант он верил непоколебимо) мало для признания. Главное – реклама: умение любыми способами привлечь к себе всеобщее внимание. «После хорошей, умной рекламы, — говорил писатель, - можно печатать любые, самые плохие сочинения, и публика, ослепленная рекламой, будет считать их шедевром. Но поскольку у меня нет плохих произведений, люди будут читать мои хорошие и извлекать из них для себя пользу. Ничего сложного. Дело маленькое». И он решил стать великим рекламистом. К этому времени Сорокин, отец и сын, жили в Омске, в двухэтажном доме на Лермонтовской. Этот дом прочно вошел в биографию писателя, он тоже был странен. Если смотреть на внушительный фасад особняка, он кажется очень вместительным. На самом деле на втором этаже, где жил писатель, было только две комнаты. Одна из них служила Сорокину и столовой и кабинетом. Так, Н.И. Анов, часто бывавший в комнате Сорокина, вспоминает стоявший в углу сконструированный самим Антоном Семеновичем шкаф. Его можно было мгновенно превратить в кровать. Гостей Сорокин уверял, что шкаф может служить и в качестве дивана и в качестве письменного стола, а в случае нужды - и гроба. Сорокин был домоседом. До самого года смерти он из Омска выезжал лишь несколько раз к родственникам в Павлодар (бывая при этом не только в городе, но и в окрестных степях).
Своеобразное шутовство Сорокина рождалось из его преувеличенного представления о силе художественного слова, из уважения к литературе, к писательству. Он считал, что писатель (такой, как он) - это проповедник, пророк, который может научить человечество лучшей жизни, избавить от пороков, указать ему путь к счастью. Надо только, чтобы люди прочли и поняли. Надо любыми средствами привлечь их к написанному. И пусть они смеются и издеваются над клоуном - это терновый венец писателя, - мудрость его поучений исправит их. На одной из своих картин Сорокин изобразил себя в облике распятого Христа. «Омские епархиальные ведомости» называли его «отрицающим христианство сектантом-никудышником». Но писателю хотелось быстрее прорваться к сердцу и сознанию читателя, он писал притчи и аллегории. В его рассказах, особенно дореволюционного периода, часто нет вещного, пластического наполнения, нет звуков, красок и запахов живой жизни. Он сводит образ к формуле. Он хватает первые подвернувшиеся слова, не заботясь об их точности, ломая живую интонацию речи. Ему было важно ч т о и совсем не важно к а к.
Антон Сорокин не сомневался в своем посмертном писательском будущем. Он считал, что его начнут читать так через полвека. «Всякий талант, - говорил он, - и особенно, если это талант оригинальный (неоригинальные таланты тоже существуют), требует по крайней мере полустолетия для того, чтобы прорасти и еще полстолетия для того, чтобы дать плоды. Он ошибся: большая часть архива писателя погибла вскоре после его смерти. А то, что осталось, после его смерти не было издано ни в столице, ни в Сибири, ни в Казахстане. Ни советы Горького, ни прошения в докладах, ни некрологи не подействовали. Только спустя четыре десятилетия после его кончины вышел в Новосибирске небольшой сборник, который объединил воспоминания о писателе и десятка два его рассказов. Но он прошел малозамеченным.
О Сорокине было сложено немало легенд. К примеру, рассказ Ильяса Есенберлина о том, что в день торжественного пуска городского трамвая Сорокин ехал в санях, груженных сеном, по рельсам навстречу вагонам и требовал, чтобы свернул трамвай, потому что он пустой, а сани - груженые. Трамвай в Омске пустили через десять лет после похорон писателя. Рассказ этот интересен тем, что в нем писатель Антон Сорокин обретает все черты фольклорного героя. Хотя не такой посмертной славы хотел писатель.
Антон Сорокин печатал свои бумажные деньги, на которых стояла определенная сумма и подпись «Король писателей Антон Сорокин, директор Государственного банка Всеволод Иванов». На эти отлично напечатанные деньги писатель без особого труда купил продукты на базаре. Но через два дня его по обвинению в производстве фальшивой монеты арестовала чека:
« - Я не фальшивомонетчик. Я был бы фальшивомонетчик, если бы напечатал деньги от имени Советского правительства. А я напечатал от своего имени. Сибирский народ очень уважает меня как писателя и охотно берет мою валюту.
- Значит, вы признаете себя королем?
- Да, королем сибирских писателей, так как я пишу лучше всех их.
- Король, значит, вы? - спросили его еще раз.
- А вы, собственно, для чего переспрашиваете? — спросил он.
- А для того, чтобы убедиться, что вы сумасшедший, и притом тихий сумасшедший. Мы вас выпускаем, по если вы появитесь на базаре со своими деньгами, мы каждый раз будем сажать вас за это в кутузку на неделю».
Антон Сорокин заболевает. Он лежит то в тубдиспансере, то дома на кровати, которая в случае нужды может служить и гробом. Рядом с ним его супруга, Валентина Михайловна, жена, которая никогда не взывала к здравому смыслу. Только лечила синяки от ушибов.
Ранней весной двадцать восьмого года состояние Сорокина становится катастрофическим. Близкие предпринимают последнюю попытку спасти его, помогают получить путевку в один из крымских санаториев. После тяжелой пересадки в Москве Сорокин еле жив. Собрав последние силы, он сходит на перрон в Севастополе. Но оказывается, чиновник, выписывавший путевку, был нe очень внимателен: санаторий не принимает больных с открытой формой в третьей стадии. Растерянная, испуганная, измученная Валентина Михайловна металась по улицам Ялты, по учреждениям и квартирам, сдающимся внаймы. Но никто не хотел принимать больного, харкающего кровью. Денег почти не осталось. Оставалось одно - отправляться в обратную дорогу. Где-то под Харьковым Сорокин, задыхаясь, прошептал жене: «Валя, я хочу, чтобы меня похоронили в красном гробу… Дело маленькое…».
Сорокин умер 24 апреля 1928 г., похоронили его в Москве на Ваганьковском кладбище. В августе 2004 года в рамках празднования дня основания Омска на бульваре Мартынова (аллее Литераторов) был открыт мемориальный камень Антону Сорокину.