Синтаксические нормы: ошибки в предложениях с однородными членами

Синтаксические нормы. Типичные случаи нарушения синтаксических норм

Типичные случаи Ошибка Исправление ошибки
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым Музей-квартира М.А. Булгакова приобрела личные вещи писателя. Музей-квартира М.А. Булгакова приобрёл личные вещи писателя.
Ошибка в приложении при указании на вид произведения его названия (употребляется в Им.п.) В картине Сурикова «Боярыне Морозовой» отражён один из сюжетов истории раскола. В картине Сурикова «Боярыня Морозова» отражён один из сюжетов истории раскола.
Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогами благодаря, согласно, вопреки (сущ. употребляется в Дат. п.) Согласно приказа директора завода введена новая должность. Согласно приказу директора завода введена новая должность.
Ошибка в употреблении предлогов по приезде, по окончании, по завершении, по прибытии По окончанию лекции у студентов была возможность задать вопросы преподавателю. По окончании лекции у студентов была возможность задать вопросы преподавателю.
Ошибка в построении предложения с однородными членами Дополнительный материал я не только брал из учебной литературы, но и из газет и журналов. Дополнительный материал я брал не только из учебной литературы, но и из газет и журналов.
Нарушение в построении предложения с причастным оборотом Студенты помогали археологам, приехавшие из Москвы. Студенты помогали археологам, приехавшим из Москвы.
Нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом Поднимаясь по лестнице, мне показалось, что на площадке кто-то есть. Поднимаясь по лестнице, я подумал, что на площадке кто-то есть.
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым в сложноподчинённом предложении (СПП) Все, кто бы ни писал о русской природе, отмечал её поэтичность и живописность. Все, кто бы ни писал о русской природе, отмечали её поэтичность и живописность.
Неуместное употребление указательного слова при построении СПП Автор показывает то, как человек может посвятить жизнь просвещению народа. Автор показывает, как человек может посвятить жизнь просвещению народа.
Неправильное построение предложения с косвенной речью Президент фонда резко сказал оппонентам, что как вы можете не замечать падения нравственности в обществе. Президент фонда в ответ на слова оппонента удивился тому, что можно не замечать падения нравственности в обществе.

Синтаксические нормы: ошибки в предложениях с однородными членами

Причина ошибки Ошибка Исправление ошибки
Соединение в одном ряду видовых и родовых понятий В вольере содержались обезьяны и шимпанзе.   В вольере содержались горилы и шимпанзе.  
Соединение в одном ряду скрещивающихся по­нятий По улице шли солдаты, мужчины и женщины. По улице шли мужчины и женщины.
Соединение в одном ряду семантически несоединимых понятий Шел дождь и два студента. Шел дождь. Два студента торопились домой.
Соединение в одном ряду логически несоединимых понятий Демонстранты шли с плакатами и радостными лицами. Демонстранты шли со счастливыми и радостными лицами.
Смешение компонентов двойных союзов – со­здание неправильной пары Побывали не толь­ков Москве, а такжев Санкт-Петербурге. Правильно: ...не только в Москве, но ив Санкт-Петербурге.
Нарушение порядка слов в предложении с двойным союзом Примечание: каждая из частей двойного союза должна быть перед однородным членом Мой отец хорошо знал повадки не только зверей, но и голосаптиц. Мой отец хорошо знал не только повадки зверей, но и голоса птиц.
Пропуск предлога в падежных формах Туристов можно встретить на улицах, площадях, скверах. Правильно: ... на улицах, площадях, в скверах.
Нарушение согласования в падеже членов од­нородного ряда и обобщающего слова В форуме при­нимали участие представители различных стран: Анг­лия, Франция, Бельгия. Правильно: представители различных стран: Англии, Франции, Бельгии.
Употребление в качестве однородных компо­нентов различных элементов пред­ложения. Надо поощрять учеников, стремящихся к зна­ниям и которые активно участвуют в ходе урока. …учеников, стремящихся к знаниям и ак­тивно участвующих…
Использование разных морфологических структур как однородных Необходимо снижение себестоимости продукции и улучшать качество товаров. Необходимо снижать себестоимость продукции и повышать качество товаров.
Использование полной и краткой форм прилагат. как однородных Решение продуманное и объективно. Решение продуманно и объективно.
Нарушение норм управления. Примечание: однородные члены требуют разных падежей управляемого слова Необходимо знать, как разводить и ухаживать за кроликами. Необходимо знать, как разводить кроликов и ухаживать за ними.
Несочетаемость одного из однородных членов с общим для них опорным словом в предложении В ходе прений были внесены предложения и замечания. В ходе прений были внесены предложения и сделаны замечания.

Наши рекомендации