Права и обязанности учреждений в рамках Гражданского кодекса РФ

С 1 сентября 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 05.05.2014 № 99-ФЗ, которым были внесены изменения в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации. Изменения коснулись как общих вопросов функционирования юридических лиц, так и специфических аспектов, касающихся некоммерческих организаций в целом и государственных (муниципальных) учреждений в частности. Государственные (муниципальные) учреждения по новой классификации относятся к категории унитарных юридических лиц. При этом деление учреждений на типы: казенное, бюджетное и автономное, остается без изменений. Закон № 99-ФЗ разделил все юридические лица на два вида: корпоративные и унитарные. Разница в том, что участники (учредители) корпоративных юридических лиц обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган. Учредители унитарных юридических лиц, напротив, не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства. В соответствии со ст. 123.21 ГК РФ учреждением по-прежнему признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Приносящая доход деятельность В пункте 4 ст. 50 ГК РФ закреплено, что некоммерческие организации, например образовательные учреждения, могут вести деятельность, приносящую доход. О направлениях и ограничениях при использовании средств от приносящей доход деятельности читайте в системе "Госфинансы". При этом обязательно одновременное соблюдение трех условий: ведение такой деятельности должно быть предусмотрено уставом; ведение такой деятельности должно служить достижению целей, ради которых создана организация, и соответствовать им; учреждение должно иметь достаточное для осуществления указанной деятельности имущество, рыночная стоимость которого равна или превышает минимальный размер уставного капитала, предусмотренный для обществ с ограниченной ответственностью. Первые два условия не являются новыми (п. 2 ст. 24 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", ч. 7 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ "Об автономных учреждениях"). Но теперь ГК РФ уточнено, что возможность ведения приносящей доход деятельности должна быть закреплена именно в уставе, а не в учредительных документах. Третье условие – о наличии имущества – появилось впервые. Введено оно для того, чтобы учреждение имело не формальную, а реальную возможность отвечать по долгам своим имуществом. Приглашаем принять участие в практической конференции «Правовые и финансовые вопросы деятельности бюджетных, казенных, автономных учреждений: итоги 2014 года - подготовка к 2015 году» Подробная программа и условия участия Ответственность учреждения и учредителя Собственником имущества по-прежнему является учредитель. Учреждение же приобретает право оперативного управления (п. 1 ст. 123.21 ГК РФ). При этом вопросы ответственности учреждения и собственника урегулированы по-новому. Главное изменение в том, что собственник имущества бюджетного и автономного учреждения теперь несет субсидиарную ответственность по обязательствам, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества, на которое может быть обращено взыскание (пп. 5, 6 ст. 123.22 ГК РФ). Причем это нововведение распространяется на правоотношения, возникшие после 1 января 2011 г. (п. 15 ст. 3 Закона № 99-ФЗ). Следовательно, если обязательство возместить вред гражданину возникло после этой даты, то собственник имущества бюджетного или автономного учреждения может быть привлечен к субсидиарной ответственности. Раньше собственник имущества вообще не нес ответственности по обязательствам бюджетного и автономного учреждений (п. 2 ст. 120 ГК РФ).

Учреждения

Наши рекомендации