Государственный ассигнационный банк

Реформирование банков в 1786г., деятельность Государственного заемного банка и Государственного ассигнационного банка.

К началу 1786 г. сложилось несколько точек зрения относительно даль-нейших преобразований в денежной и банковской сферах. И 10 апреля 1786 г. по предложению главного управляющего ассигнационными банками графа А.П. Шувалова (предложившего и свой проект реформы) была создана комиссия для приведения в порядок финансов империи и реорганизации ассигнационных и дворянских банков. Уже 15 июня 1786 г. члены данной комиссии предложили Совету при Высочайшем дворе общий план переустройства ассигнационных банков и проект манифеста об учреждении Заемного банка. Окончательным результатом деятельности комиссии стала банковская ре-форма, осуществленная в 1786 г. и включавшая:

преобразование дворянских банков в один Государственный Заемный;

объединение прежних двух Ассигнационных банков в один Государст-венный Ассигнационный банк.

Согласно Манифесту 1786 г. учрежденные банки должны были помогать друг другу и действовать совместно, сверять свои балансы. Однако в части ко-ординации действий планы не получили своего реального воплощения, но по-мощь все же осуществлялась. На практике она выразилась в периодической пе-редаче Ассигнационным банком Заемному банку денежных средств для осуще-ствления ссудных операций.

Государственный заемный банк Создание Государственного Заемного банка согласно Манифесту от 28 июня 1786 г. стало удачным продолжением политики расширения прав и приви-легий дворянства и купечества, поскольку его основной целью было долгосроч-ное ипотечное кредитование представителей именно этих сословий во всей Рос-сии. Однако на практике основной объем операций был связан с кредитованием столичного дворянства. Возглавил новый банк сенатор Петр Васильевич Завадовский, являвшийся ранее директором Санкт-Петербургского дворянского банка и входивший в со-став упоминавшейся комиссии по реорганизации банков. Банк открыл свои действия в январе 1787 г. и выдавал ссуды дворянству и купечеству под 5 % годовых. Дворянам кредит выдавался на 20 лет под залог имений с крепостными из расчета по 40 рублей на каждую ревизскую душу. При этом размер ссуды должен был быть не менее 1000 рублей. Купцам ссуда выда-валась под залог домов и заводов сроком на 22 года на сумму не более 75 % оценки недвижимого имущества. Однако на практике кредиты выдавались в ос-новном столичному дворянству. При банке была учреждена Страховая экспедиция, где могло быть застра-ховано от огня недвижимое имущество (в том числе каменные дома, заводы и фабрики), в первую очередь предоставлявшееся в залог при кредитовании. Прием вкладов банк осуществлял с выплатой 4,5 % годовых на срок не менее года. При этом в Заемном банке впервые стало четко действовать правило неприкосновенности вкладов частных лиц. Ни одно правительственное учреж-дение не имело права требовать выдачи денежных сумм вкладчиков, а также их конфискации. На вклады банк выдавал вкладчикам «передаточные» банковые билеты, которые могли ходить из рук в руки как векселя.

Если вкладчик хотел получить обратно вложенные в банк деньги, то он получал их либо сразу, либо по истечении определенного срока, что определя-лось размером требуемой суммы. Если размер вклада не превышал 10 тыс. руб., то его выдавали незамедлительно, если составлял более 10 тыс. руб. — через 7 дней, если более 100 тыс. руб. — через 2 месяца, более 500 тыс. руб. — через 3 месяца, 1 млн руб. — через 4 месяца25. Банк работал в условиях, когда его активы превышали пассивы, поскольку соответствие между этими величинами было желательным, но не обязательным. Кроме того, объемы просроченной задолженности постоянно наращивались, что являлось предметом беспокойства для руководства банка.

Государственный ассигнационный банк

Поскольку казна остро нуждалась в деньгах на покрытие бюджетного де-фицита, главный директор Ассигнационного банка граф А.П. Шувалов предло-жил начать выпуск новых ассигнаций, не обеспеченных металлическим покры-тием. По подсчетам комиссии выпуск ассигнаций на новых условиях должен был принести государству 18,3 млн руб. дохода. Более того, увеличение количества ассигнаций в обращении, по их мнению, должно было способствовать уве-личению капитала и развитию кредита. Новый устав Ассигнационного банка, основанный на проекте переустрой-ства ассигнационных банков, предложенном А.П. Шуваловым, был утвержден в декабре 1786 г. Согласно ему два эмиссионных банка (Петербургский и Москов-ский) были преобразованы в единый Государственный ассигнационный банк с правлением в Санкт-Петербурге и отделением в Москве. Новый банк получил право эмиссии ассигнаций на сумму до 100 млн руб. и приема вкладов под 4,5 %. В целом банк получил гораздо больше возможностей по сравнению с прежними банками. Так, в частности, он мог учитывать векселя из 0,5 % в месяц (однако долгое время подобная возможность оставалась лишь на бумаге), заниматься ку-плей-продажей меди (в том числе и продавать ее за границу), проводить торги зо-лотом и серебром, чеканить на Монетном дворе в Петербурге золотые, серебря-ные и медные монеты, регулировать соразмерное обращение медных и серебря-ных монет. Изначально предполагалось, что банк получит и кредитные функции и в итоге станет аналогом Английского банка, т.е. в стране будет действовать цен-тральный банк. Однако целый ряд обстоятельств (в первую очередь политиче-ских, в т.ч. связанных с военными действиями) не позволил осуществить эти планы. В ходе преобразования банка в 1786 г. были утверждены новые образцы ассигнаций достоинством 100, 50, 25, 10 и 5 рублей. Принципиальным было введение мелких номиналов 5 и 10 рублей. Таким образом, с этого времени ас-сигнации предназначались для использования всеми слоями населения. Как и ранее, ассигнации с крупными номиналами печатались на белой бумаге, а вот вновь введенные пятирублевые отпечатывали на синей, десятирублевые же — на красной. Право подписи ассигнаций с этого времени получили директора столичных контор банка. С этого времени в России начался выпуск ассигнаций без увеличения ме-таллического покрытия, что привело к резкому снижению их курса. В середине 90-х гг. XVIII в. были предприняты попытки, направленные на его повышение, которые позволили несколько улучшить ситуацию.

Наши рекомендации