Отношения между PR и юристами
Судебные разбирательства – неотъемлемая часть современного бизнеса. На самом деле предположительно 90 процентов американских корпораций постоянно имеют дело с исками. И вот как PRWeek цитирует партнера Вашингтонской юридической фирмы Филипа Рудольфа; «Рамки ответственности начинают выходить за пределы ответственности юриспруденции. Покупатели подают в суд на компании из-за правомерного использования легальной продукции – как, например, иски против McDonalds из-за ожирения.»
При таких обстоятельствах, специалистам по связям с общественностью и юристам приходится вместе поразмышлять, как выиграть не только суд правовой, но и общественного мнения. Как в действительности показало исследование Кэти Р. Фицпатрик, в данный момент профессора в университете DePaul, 85 процентов опрошенных заявили, что их отношения с юрисконсультами либо «отличные», либо «хорошие». Ученые университетов в Хьюстоне и Миссури, проведя независимые исследования, выяснили, что юристы и практики связей с общественностью успешно сотрудничают.
Выигрывать суд общественного мнения – обязанность специалистов по PR, а сама практика называется «связи с общественностью в судебном процессе» (litigation public relations). Хороший пример представляет собой то, как Daimler Chrysler интегрирует связи с общественностью и консультации юристов. Во-первых, специалисты по PR и юристы собираются в общие комитеты и обсуждают возможные судебные ситуации. Во-вторых, когда иск все-таки поступает, получившаяся команда планирует стратегию по донесению ключевых положений до СМИ и общества.
В одном из случаев, еще до того как судья Техасского суда отказал иску на продукцию за $2 миллиарда из-за того, что доказательства адвокатов истцов оказались сфабрикованы, команда Daimler Chrysler уже участвовала в медиа-туре по всей стране с целью показать свою сторону дела. В результате появились заголовки типа «Chrysler ведет борьбу с юристами» и «Компания Chrysler засудила юристов». В другом случае, когда коллегия присяжных вынесла вердикт по делу о противоправных действиях, повлекших смерть, в пользу Chrysler, автопроизводитель непрерывно комментировал происходящее СМИ, чтобы освещение процесса было справедливым.
Слайд (Дима)
PRSA
Тактика PRSA (Американская Ассоциация по Связям с Общественностью) предлагает шесть «положений, помогающих выиграть в судах закона и общественного мнения»:
Тщательно продумывать комментарии и использовать их на ранних стадиях кризиса или судебного разбирательства.
Понимать юристов и позволять им редактировать заявления, когда организация сталкивается или вовлекается в судебный процесс.
Специалисты по связям с общественностью должны воздерживаться от предоставления информации противникам в судебном деле.
PR-специалисты должны советоваться с юристами и натаскивать их.
Строить доверительные отношения с прочими заинтересованными лицами, к примеру, отраслевыми ассоциациями или торговыми палатами.
Обзавестись командой по судебной коммуникации до того, как она понадобится.
Так как сотрудничество между юристами и специалистами по СО трудно переоценить, организации стоит предпринять следующие действия, чтобы между командами устанавливались теплые отношения, построенные на взаимопомощи:
Стоит назначить общего руководителя для пиарщиков и юристов, который способен выслушать обе стороны и принять соответствующее решение.
Специалисты по СО должны быть в курсе основных законодательных принципов и регулирующих положений, чтобы отношения с юридическим отделом строились на доверии и взаимоуважении.
На основных совещаниях должны присутствовать сотрудники обоих отделов.
Организация должна четко уточнить обязанности отделов и их отношения друг с другом. Ни один не должен шефствовать.
Следует проводить периодические консультации, чтобы определить рассматриваемые материалы и программы.
Юристы в качестве одной из своих обязанностей должны инструктировать PR-специалистов по последним изменениям в законодательстве, чтобы те были в состоянии адекватно ответить СМИ.
Судебный PR: защита Майкла Вика (Litigation PR: Quarterbacking for Michael Vick)
Порой, выдающимся личностям нужен не только юридический совет, но и помощь эксперта по судебному пиару. Майкла Вика, квотербек (защитник) Atlanta Falcons, в июле 2007 обвинили в проведении собачьих боев в Вирджинии.
Обвинения подстегнули интерес СМИ и вызвали праведный гнев у общественности, в частности любителей животных. Национальная футбольная лига сразу же отстранила его, а некоторые компании прекратили продажи рекламируемой им продукции. К примеру, Nike, ничего не заплатив, разорвала контракт с Виком и отозвала всю его продукцию из собственных магазинов, мотивировав это ужасным обращением с животными и «ужасной бесчеловечностью». Reebok, которой владеет немецкая фирма Adidas AG, также отозвала трикотажные изделия под брендом Вика, сказав, что обвинения против него «слишком тревожащие, чтобы их игнорировать».
Слайд (Антон)
Заключение