Государственный кредит, государственный долг

Гос. кредит –совокупность кред. отношений, в которых и заемщиком и кредитором выступает гос-во и местные органы власти, заимствующие средства на рынке ссудных капиталов путем выпуска займов через фин-кред. учреждения. Отличительная черта – обязательное участие государства (заемщик, кредитор и гарант)

Экон. сущность гос. кредита раскрывается в его ф-циях:

1) Распределительная – распределение фин. ресурсов в соотв. с потребностями эк-ки в целом и целесообразности поддержки опр. направлений соц-экон. деят-ти

2) Контрольная – за соблюдением условий кред. договора, целевым использованием денеж.средств

3) Регулирующая – воздействие гос-ва на состояние денежного обращения, уровень %-ных ставок на рынке денег, капиталов и занятости

В результате образования заемных накоплений образуется гос. долг – долговые бязательства РФ перед юр. и физ. лицами. субъектами РФ, МО, иностр. гос-вами, междунар. фин. Орг-и, иностр. физ. и юр. лицами, возник-ие из гос. заимствованиями, долговые обяз-ва по гос. гарантиям, предоставл. РФ.

Внутренний госуд. долг РФ включает в себя задолженность по ГКО (гос. краткосрочным обязательствам 3,6 и 12 месяцев), ОФЗ (облигациям федер. займа), ОГСЗ (облигациям гос. Сберег. займа), реструктурированную задолж-ть по ОВГВЗ (облигациям внутреннего гос. валютного займа), а также просроченную задолженность по централиз. кредитам сельскому хозяйству и северным регионам.

Обслуж. гос. Внутр. долга РФ производится ЦБ РФ и его учреждениями. Прав-во РФ публикует ежегодно, не позднее мая тек. года, свед. о состоянии гос. Внутр. долга за предыдущий финн. год.

Госуд. внешним долгом РФ являются долговые обязательства Прав-ва РФ перед юр. и физ. лицами, номинированные в основном в евро и долларах США. Внешний гос. долг РФ включает в себя задолженность по кредитам прав-в иностранных гос-в, по кредитам иностранных комм. банков и фирм, по кредитам междунар. Финн. Орг. (МВФ, МБРР, ЕБРР).

Важно контролировать размер гос. задолженности. Если долг превышает доп. границы, необходимо использовать способы и пути его погашения.

Дефолт – отказ Прав-ва от своих долг. обяз-в или нарушение графика выплат по ним в одностороннем порядке, без согласования с держателями этих обяз-в. Цель – снижение чрезмерной нагрузки по обслуживанию и погашению гос. долга, лежащей на гос. бюджете. Много последствий. Крайний вариант решения проблем задолженности.

Природа и функции налога.

Налоги возникли там и тогда, где и когда возникло государство.

Жертвоприношение было неписаным законом и, таким образом, становилось принудительной выплатой или сбором.

Десятины - средства в казне для финансирования расходов по содержанию армии и обороне государства, обеспечению общественного порядка и управлению.

Растут потребности казны - новые налоги, различные сборы, пошлины.

С конца 9в. основным источником доходов княжеской казны была дань - сначала нерегулярный, а затем все более систематический прямой налог.

Конституция: каждый должен платить налог!

Функции налогов и сборов:

1. Фискальная функция означает использование части налоговых поступлений на содержание гос. аппарата управления, правоохранительных органов, на национальную оборону, обслуживание гос. долга, осуществление природоохранных мероприятий.

2. Распределительная функция выражается в перераспределении налогов, аккумулированных в бюджете, на осуществление расходов государства, решение задач по развитию народного хозяйства. К федеральным налогам и сборам относятся: НДС; акцизы; НДФЛ; налог на прибыль организаций; НДПИ; водный налог; сборы за право пользования объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов; государственная пошлина. К региональным налогам относятся: налог на имущество организаций; налог на игорный бизнес; транспортный налог. К местным налогам относятся: земел. налог; налог на имущество физ. лиц.

3. Регулирующая функция проявляется в изменении ставок налогов и сборов, установлении льгот для отдельных категорий налогоплательщиков, создании условий для оптимального развития предпринимательства в РФ, регулировании внешнеэкономической деятельности.

4. Контрольная – контроль за неплательщиками налога, осущ-ся нал., тамож. органами путем сопоставления расх.и дох.

Принципы налогообложения.

Налог - обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физ. лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хоз-го ведения или оперативного упр. денежных средств в целях фин. обеспечения деятельности государства и МО.

НК Гл.1,ст.1,пр-ы:1) виды налогов и сборов: федер-е, региональные, местные;

2) основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

3) принципы установления, введения в действие и прекращения налогов;

4) права и обязанности н/пл, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законод-ом о налогах и сборах;

5) формы и методы налогового контроля;

6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;

7) порядок обжалования актов налог. органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

Пр. из учебника:8) пр. публичности (введение налогов открыто и гласно);

9) Пр. приоритетности гос-ых интересов (получение государством налогового дохода для последующего финансирования общественно необходимых затрат);

10) пр. законности;

11) пр. нейтральности (правовое равенство налогоплательщиков);

12) пр. защищенности налогоплательщика (система защиты законных интересов налогоплательщика в налоговом законодательстве);

13) Пр. экономического равенства н/пл (для субъектов с одинаковым экономическим потенциалом и организационно-правовым статусом устанавливают одинаковые налоги);

14) Пр. соразмерности налогового бремени (налоги должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными);

15) Пр. единства налогообложения (недопустимо установление налогов, нарушающих единое экономическое пространство РФ);

16) Пр. налогового федерализма (определение компетенции в налогообложении на федеральном, региональном и местном уровнях управления).

Наши рекомендации