Сущность и структура денежного обращения. Формы безналичных расчетов и инструменты платежа.(ДКБ)Схема 9 страница
57. Управление денежными потоками. Бюджет предприятия. (танашева лекции, готовые шпоры)
Управление финансами сопровождается движением денежных потоков, которые можно охарактеризовать как результат чистой коммерческой деятельности фирмы.
Анализ денежный потоков необходим потому, что именно его результаты позволяют получить наиболее точное представление о механизме формирования прибыли по всем направлениям деятельности. Поэтому осн.задачами анализа выступают:
- изучение размеров, каналов поступления и причин выбытия ден.средств
- оценка роли видов деятельности в формировании денежных потоков
- оценка взаимосвязи ден.потоков с финансовым результатом
- оценка показателей эффективности деятельности.
Решение первой задачи возникает в связи с тем, что одним из главных положительных результатов деятельности коммерческой структуры является приток в нее денежных средств: Д-Т-Т’-Д’, Д<Д’
Существуют следующие виды денежных потоков в зависимости от вида деятельности предприятия:
Основная деятельность:
Приток – выручка от реализации, авансы полученные, прочие поступления.
Отток - платежи поставщикам, выплата зарплаты, авансы выданные, платежи в бюджет и внебюджетные фонды, прочие расходы.
Инвестиционная деятельность:
Приток – выручка от продажи активов (в т.ч. цен.бум), возврат ранее выданных займов, полученные % и дивиденды.
Отток –инвестиции в НМА и ОС, вложения в УК других организаций и совместную деятельность, предоставление займов, приобретение цен.бум.
Финансовая деятельность:
Приток – поступления от эмиссии акций и облигаций, поступления по полученным кредитам и займам, поступления от продажи и оплаты векселей, целевое финансирование.
Отток – погашение ранее полученных кредитов и займов, выкуп акций, выплата процентов и дивидендов, погашение обязательств по финансовой аренде, оплата векселей.
Методы анализа денежных потоков:
1. Прямой метод – основан на непосредственном изучении «Отчета о движении денежных средств» (Ф.4). Основой расчета является выручка от реализации. Поток определяется как разница между всеми притоками средств предприятия и их оттоками по 3 видам деятельности (так в РФ).
2.Косвенный метод – основан на преобразованиях прибыли, отраженной в бух.учете, в величину денежных средств. Показывает взаимосвязь различных видов деятельности предприятия, а также влияние на прибыль, изменение в активах и пассивах. Основой расчета является нераспределенная прибыль.
Задачи, решаемые при анализе прямым методом:
- оценка вклада в формировании потоков денежных средств каждого вида деятельности
- изучение роли хозяйственный операций, приведших к отрицательному денежному потоку
- оценка возможности у организации погашать текущие обязательства.
Для проведения анализа рассчитываются следующие группы показателей.
Абсолютные показатели денежных потоков
1.Поток денежных средств по видам деятельности: положительный (приток) и отрицательный (отток)
2.Совокупный денежный поток
СПДП=∑(ПДПтд+ПДПид+ПДПфд)
СПДП – совокупный положительный денежный поток, тд – текущая деятельность, ид – инвестиционная деятельность, фд – финансовая деятельность.
СОДП=∑(ОДПтд+ОДПид+ОДПфд)
СОДП – совокупный отрицательный денежный поток
3.Чистый денежный поток:ЧДП = ПДП - ОДП
Для оценки роли операций, которые привели к отрицательному денежному потоку рекомендуется исчислять соотношение = положительный денежный поток по видам деятельности / отрицательный денежный поток по видам деятельности.
Эффективными будут считаться те операции, по которым данное состояние > 1.
В целях управления ден.потоками разрабатывается бюджет предприятия.
Важным инструментом как долгосрочного, так и краткосрочного фин. планирования и контроля за движением ден.средств на предприятии является бюджет предприятия.
Общий бюджет (основной бюджет) — это скоординированный по всем подразделениям и функциям план работы предприятия в целом, объединяющий блоки отдельных бюджетов и характеризующий информационный поток для принятия и контроля управленческих решений в области финансового планирования.
Операционный бюджет (текущий, периодический, оперативный) — система бюджетов, характеризующих доходы и расходы по операциям, планируемым на предстоящий период для сегмента или отдельной функции организации.
Составление общего бюджета начинается именно с операционного бюджета.
Первым этапом в разработке операционного бюджета является составление бюджета продаж, цель и заключительный этап - это составление отчетного бюджета о прибылях и убытках.
Бюджет продаж объединяет информацию об объемах реализации, ценах и выручки от реализации. Он является отправной точкой всего процесса бюджетирования.
Прогнозирование продаж отражает оценку предсказания, которая в последующем может стать, а может и не стать бюджетом продаж. Прогноз превращается в бюджет, если допускается его реальность. Сложность окончательного расчета бюджета связано с тем, что объем реализации определяется не только производственными возможностями, но и факторами конъюнктуры. На базе бюджета продаж формируется бюджет затрат на производство и реализацию продукции или внедрения нового проекта. Для составления этих бюджетов определяется объем затрат, затем затраты группируются с учетом специфики производства и изменения объема реализации. Т.о. этап оперативного бюджетирования заключается в установлении связи общего бюджета с бюджетами центров финансовой ответственности. Полученные количественные показатели используются не только как плановые и контрольные ориентиры, но и как исходные данные для построения финансового бюджета.
Финансовый бюджет – прогнозируемая финансовая ответственность в укрупненной номенклатуре статей. Документы:
1.Бюджет доходов и расходов – он составляется непосредственно на основе данных операционного бюджета и представляет собой прогнозный отчет о прибылях и убытках
2.Бюбджет ден.средств –отражает план денежных поступлений и платежей. При его составлении используют время фактических поступлений
3.Бюджет формирования и распределения финансовых ресурсов. Важный элемент этого этапа –сведение всех результатов в единую шахматную таблицу расчетов, где проверяются и балансируются все источники. Структура таблицы:
*направления расходования средств (капвложения, оплата эл/эн, погашение %, отчисления, уплата дивидендов)
*источники покрытия затрат (средства оценок цен.бум, мобилизация внутренних ресурсов). Итоговые суммы по горизонтали и вертикали должны совпасть.
58. Анализ стоимостных результатов. (финансы п/п + шпоры) не нравится как написан
Стоимостные результаты деятельности являются показателями, характеризующими деятельность п/п, и являются объектом финансового планирования. К ним относятся: валовый оборот и выручка от реализации.
Валовый оборот - один из стоимостных показателей объема промышленного производства, суммарный объем всех видов продукции и работ предприятия, произведенных за определенный промежуток времени всеми производственными цехами предприятия. Показатель валового оборота используется во внутризаводском планировании. Также показатель валового оборота употребляется как показатель суммарной продукции организации за определенный период.
Затраты на реализуемую продукцию возмещаются за счет выручки, поступающей от реализации.
Выручка – стоимостной результат деятельности п/п. Как эк категория она выражает эк денежные отношения между поставщиком и покупателем по поводу реализации продукции.
В = сумма (Рi*Qi).
В-выручка,
Р –цена,
Q-натуральное количество реализованной продукции.
Выручка от реализации тру представляет собой денежные средства, поступающие на расчетный счет или в кассу за отгруженную продукцию, произведенные работы или услуги.
Величина выручки меньше стоимости произведенной и отгруженной продукции:
-за счет товаров отгруженных, срок оплаты которых еще не наступил.
-за счет остатков товаров отгруженных, но не оплаченных в срок.
-за счет стоимости товаров на ответственном хранении у покупателя.
Сущность выручки:
-это основной источник поступления средств.
-это завершающий этап кругооборота фондов, т.е. получение средств для нового кругооборота.
Выручка – один из ключевых факторов финн устойчивости фирмы. От своевременности и полноты поступления выручки зависит состояние оборотных средств, размер прибыли, своевременность расчетов с поставщиками, работниками, бюджетом и внебюджетными фондами.
Выручка от реализации не является чистым доходов п/п, из нее осуществляются отчисления и выплаты в бюджет и внебюджетные фонды, выплачивается з/пл, возмещаются затраты и износ ОФ, расчеты с поставщиками. Оставшаяся часть выручки принимает форму чистого дохода, т.е. прибыли.
Выручка формируется за счет след видов деятельности:
-основная – производство тру. Выручка от нее рассчитывается на основе объема реализации на сторону продукции в действующих ценах без НДС. Акцизов, скидок.
-инвестиционная – дает выручку от продажи ВОА, ЦБ, дивидендов по ЦБ, от погашения выданных кредитов.
-финансовая – дает выручку от эмиссии акций, выпуска облигаций, получения % по выданным кредитам.
Существует 2 метода учета выручки от реализации:
1)Кассовый –по мере оплаты продукции, поступившей на расчетный счет или в кассу.
2)метод начислений – по отгрузке товара и предъявлению расчетных документов покупателю.
Применение стоимостных показателей обуславливается важной ролью товарно-денежных отношений, необходимостью обобщающей характеристики затрат и результатов производства. Стоимостным показателям принадлежит важная роль в планировании и статистике, в оценке работы п/п и организаций, в определении эффективности производства.
Стоимостные показатели:
1)объем товарной продукции,
2)объем валовой продукции,
3)объем реализованной и чистая продукция.
Товарная продукция (ТП) включает:
а)стоимость готовых изделий, предназначенных для реализации на сторону, своему капитальному строительству и непромышленным хозяйствам своего предприятия;
б)стоимость полуфабрикатов своей выработки и продукция вспомогательных и подсобных хозяйств, предназначенная к отпуску на сторону;
в)стоимость работ промышленного характера, выполняемых по заказам со стороны или непромышленных хозяйств своего предприятия.
Валовая продуция (ВП)включает весь объем работ, намеченных к выполнению в плановом периоде с учетом НЗП.
Чистая продукция= ТП - материальные затраты – сумма АМ. Этот показатель наиб. точно характеризует деятельность п/п, т.к позволяет исключить повторный счет продукции.
Дополнительно:
Планирование выручки имеет особенности в зависимости от принимаемого метода ее учета. В общем случае, выручка от реализации планируется на объем реализованной продукции также, как и затраты.
Врп = О1 + ТП – О2.
Врп- планируемая сумма выручки от реализации.
О1,О2 – нереализованные остатки ГП на начало и конец года. О1 в ценах периода, предшествующему планируемому, О2 в ценах планируемого периода.
ТП –товарная продукция, планируемая к выпуску в ценах планируемого пер.
О1 – ожидаемая величина остатков нереализованной продукции, т.к. в момент планирования точные данные по ней обычно отсутствуют.
О2 – рассчитывается аналогично производственной с/с этих остатков, т.е. исходя из однодневного выпуска в действующих ценах и соответствующей нормы запаса в днях. Стоимость однодневного выпуска при годовом планировании определяется по данным 4 квартала, а при квартальном – по данным соответствующего квартала предшествующего года.
В случае применения метода начисления нереализованной продукции считается только ГП на складе. Вся отгруженная продукция считается реализованной, т.е. оплаченной и выручка от нее отражается в отчетности независимо от того поступила ли она на расчетный счет или нет. На практике бывает. Что поступление оплаты за отгруженную продукцию задерживается. На этот случай для п/п, использующего метод начисления, предусмотрено создание спец фонда – резерва по сомнительным долгам. НК (ст 266) определяет сомнительный долг как любую задолженность перед организацией, если она не погашена в срок и не обеспечена залогом поручительства иди банковской гарантией. На стадии планирования выручки сомнительные долги учесть невозможно, поэтому п/п формирует указанный фонд. Источник образования фонда Прибыль до налогообложения. Его можно формировать в конце года после тщательного выявления всех сомнительных дебиторов. По сомнительной задолженности более 90 дней в сумме фонда вся сумма выявленной задолженности. От 45 до 90 – 50%, менее 45 дней – не включается в сумму резерва.
При этом сумма резерва по сомнительным долгам не может быть более 10% отчетного года. Другой способ определения резерва – вычисление % сомнительных долгов в общей сумме Дт задолженности по наблюдениям за несколько лет.
Кассовый метод: в состав остатков нереализованной продукции на начало года включается: ГП на складе, отгруженные товары, документы по которым не переданы в банк, срок по которым не наступил и не оплаченные в срок отгруженные товары, а также товары на ответственном хранении у покупателя.
Обычно реальная выручка п/п несколько меньше результатов реализации продукции вследствие задержки платежей и расчетов.
Проблема взаимных неплатежей: тормоз развития экономики, дороговизна кредитных ресурсов, ослабление требовательности к платежной дисциплине. Решение проблемы в активизации системы вексельного обращения во взаиморасчетах, совершенствовании механизма банкротсва неэффективных предприятий, усилении антимонопольной политики.
59. Отчетность предприятия на конкурентном и монопольном рынке (отчетность, являющаяся источником информации в системе финн менеджмента.(финн менеджмент)
Для разработки и принятия управленческих решений, а также для контроля за их исполнением, п/п необходима информация. Информационное обеспечение финн менеджмента – совокупность сведений о состоянии и динамике объекта управления (п/п или его подразделения). В эту совокупность сведений в первую очередь входит фин отчетность, а кроме него различного рода финн, рын и коммерческая информация.
Фин отчетность – совокупность форм отчетности, составленных на основе данных бух учета с целью предоставления пользователям обобщенной информации о финн положении и деятельности п/п, а также о изменениях в его финн положении за отчетный период. Все пользователей, заинтересованных информацией о деятельности п/п можно условно разделить на внешних и внутренних.
Внутренние пользователи – управленческий персонал, он пользуется отчетностью для принятия решений производственного, коммерческого и финн характера.
Внешние:
- пользователи непосредственно заинтересованы в деятельности компании.: нынешние и потенциальные собственники, кредиторы, поставщики, покупатели, государство в лице налоговых органов, работники п/п(их отчетность интересует с т.зр. перспектив работы на данном п/п).
-пользователи, не имеющие прямой интерес, финн отчетность нужна им для профессиональной деятельности: аудиторские службы, консалтинговые агентства, биржи ЦБ, законодательные органы, СМИ
Принципы составления, обеспечивающие эффективность отчетности:
-уместность – информация значима и своевременна.
-достоверность – правдивость, нейтральность. Информация не должна содержать ошибок и фальсификаций, не должна делать акций на интересах одной группы пользователей в ущерб другой.
-понятность.
-сопоставимость – должна сохранять последовательность принимаемых методов бух учета на данном п/п.
-двойной записи: Дт одного и Кт другого.
-периодичности.
-непрерывности: при изучении финн отчетности предполагается, что п/п будет функционировать достаточно долго, не будет ликвидировано или реорганизовано в ближайшее время.
-денежной оценки – денежный измеритель –универсальный.
Баланс характеризует положение п/п на определенную дату и отражает ресурсы п/п в единой денежной оценке по из составу и направлениям использования с одной стороны и по источникам финансирования с другой. В основе расположения статей актива находится критерий ликвидности, т.е. способность средств превращаться в денежную наличность. В основе статей пассива – срочность.
Анализируя бух баланс в целях финн менеджмента обычно делают ряд корректировок:
1)В финн менеджменте принципиально разделение краткосрочных и долгосрочных решений –критерий разделения 12 мес, поэтому долгосрочная Дт зад-ть, платежи по которой ожидаются более чем через 12 мес, включается в состав ВОА. По этой же причине состав краткосрочных кредитов и займов включает долгосрочные кредиты и займы, выплаты по которым ожидаются в текущем году.
2)В рос отчетности в статье добавочный капитал объединены 2 разных по эк содержанию понятия: а)эмиссионная премия – показывает превышение рын цены над его номинальной ценой ,
б)результат переоценки ОФ – отражает инфляционные процессы в экономике. В финн менеджменте инфляционную премию включают в расчет УК, а резерв переоценки к накопленной прибыли прошлых лет.
3)Статья КФВ не рассматривается как отдельный элемент учета и отчетности, а включается в состав статьи денежные средства. КФВ рассматриваются как форма резервирования денежных средств, которая может быть востребована в любой момент
Фин результаты отчетного года отражаются в отчете о прибылях и убытках. В определении источников доходов деятельность п/п разделяется на 3 вида:
1)основная – производство и реализация продукции.
2)финансовая – получение и выдача кредитов, участие в деятельности другого п/п, операции на финн рынках, курсовые разницы и пр.
3)чрезвычайная – не характерная для данного п/п.
Показатели Дохода и прибыли:
1)Чистая выручка от реализации = Валовая выручка от реализ – НДС, акцизы, скидки, возврат товаров.
2)Валовая прибыль от реализации = Чист Выручка – производственные расходы на реализацию.
3)Прибыль/убыток от основной деятельности = Валовая прибыль от реализ - Расходы на управление и сбыт.
4)Прибыль от финн деятельности = сальдо доходов и расходов по финн деятельности.
5)Прибыль по обычной хоз деятельности = Прибыль/убыток от основной деят-ти + Прибыль/убыток от финн деят-ти.
6)Чрезвычайные прибыли.
7)Валовая/бух прибыль = сумма прибыли по всем направлениям деятельности.
8)Налоговая прибыль = бух прибыль, пересчитанная по требованиям налогового учета.
9)ЧП = прибыль после уплаты налогов.
Показатели расходов:
-с/с реализации – определяется путем уменьшения полной с\с товарной продукции на остатки ГП на конец года и увеличением остатков на начало года.
-общехоз и коммерческие расходы.
-расходы по финн деятельности, в т.ч. расходы по облуживанию долга,
-чрезвычайные.
Для анализа движения денежных средств используется форма №4 – движение денежных средств. Основа анализа – разделение денежных потоков по сферам деятельности п/п. Это делается с целью выявления того, из каких источников получены денежные средства за период от основной деятельности, от продажи имущества или вследствие эмиссии цб. Такой анализ необходим для определения перспектив п/п. Если, например, в отчетный пер основным источником средств явилась распродажа своих акций, то для инвестора это будет сигналом об ухудшении ликвидности и неэффективности основной деятельности.
Различают 2 метода расчета показателей денежных потоков:
1)Прямой метод – он раскрывает все виды денежных поступлений, заключающихся в группировке и анализе данных бух учета, отражении движения денежных средств в разрезе всех видов деятельности. Этот метод принимается в рос отчетности.
2)косвенный – заключается в перегруппировке и корректировке данных баланса и отчета о финн результатах с целью расчета финн потоков в денежные. Он используется за рубежом, в РФ его могут применять только фирмы, составляющие отчетность по МСФО.
Основные коэффициенты финн отчетности:
Коэф.ликвидности – отражают возможность погашения текущих обязательств в течение определенного периода времени.
Коэф-т общ.(текущ.) ликвидности = ОА/КСО, оборотные активы на краткосрочные обязательства. Норма 1-2.
Коэф-т срочной ликвидности = (ДС+КФВ+ДЗ) / КСО. Или (А1+А2) / КСО. За рубежом он больше 1, в РФ 0,7-0,8.
Коэф-т абс.ликвидности = ДС/КСО. За рубежом редко рассчитывают, в РФ 0,2-,25.
Чистый оборотный капитал = ОА – КСО. Если он больше 0, то компания не только может погасить свои обязательства, но и имеет ресурсы для расширения деятельности. Недостаток чистого оборотного капитала означает риск банкротства.
Коэффициенты деловой активности / оборачиваемости
Коэф.оборачиваемости активов = Выр от релиз / итог актива баланса. Означает эффективность использования всх ресурсов независимо от источником их привлечения, т.е. сколько денежных единиц выручки принесла каждая денежная единица вложения в активы.
Коэф.оборачиваемости Дт зад-ти = Выр от реализ / ср год сумма чистой Дт зад-ти. Показывает сколько раз, за период, дебиторская задолженность превратилась в денежные средства.
Коэф.оборачиваемости Кт зад-ти = с/с реализ прод / ср год сумма Кт зад-ти. Показывает сколько требуется оборотов для оплаты выставленных счетов. Этот коэффициент сопоставляется в коэффициентов оборачиваемости Дт задолженности.
Коэф.оборачиваемости МПЗ = с/с реализ прод / ср год чтоимость МПЗ. МПЗ – материально-производственные запасы.
Коэф.обор ОФ = Фотд = Выр от реализ / ср год стоимость ОФ. ОФ – основные фонды.
Коэффициенты рентабельности
Рентабельность реализации = ЧП / Выр от реализ. Показывает сколько денежных единиц прибыли принесла каждая денежная единица выручки.
Рентабельность активов = ЧП / ср сумма активов. Показыват сколько денежных единиц потребовалось для получения 1 денежной единицы прибыли независимо от источника привлечения средств. Это важный показатель конкурентоспособностипредприятия.
Рентабельность СК = ЧП / ср сумма СК. Отражает эффективность использования капитала, инвестируемого собственниками.
Коэффициенты фин.устойчивости (структуры капитала). Они отражают способность предприятия погашать долгосрочную задолженность.
Коэф. концентрации СК = Сумма СК /итог пассива. Должен быть примерно 60% (0,6).
Коэф. фин. зависимости = сумма ЗК /итог пассива. Норма 40%.
Коэф. соотношения ЗК и СК = ЗК / СК – отражает зависимость предприятия от внешних займов. Не должен быть больше 1. Чем он больше, тем больше финн риск предприятия.
+ Коэффициенты рын активности п/п – показатели, характеризующие стоимость и доходность акций компании.:
1)Прибыль на 1 акцию = (ЧП – Дивиденд по привил акц) / кол-во обыкновенных акций в обращении.
2)Соотношение рын цены акции и ЧП на 1 акцию. Особое внимание уделяется динамике, сравнению его с др компаниями.
60.Управление доходами п/п на конкурентном и монопольном рынке.(из шпор, у Макушевой тоже самое, только много)
В условиях совершенной конкуренции:
Рынок совершенной конкуренции характеризуется следу признаками: 1) множество продавцов и покупателей- доля каждого продавца в пределах данного товара - незначительна; 2) все товары одинаковы; 3) все субъекты обладают полной информацией о состоянии рынка.4)для новых п/п свободный вход на рынок.
В краткосрочном периоде фирма можно использовать 2 пути: 1 состоит в том, что фирма сравнивает получаемый ей валовой доход при разных объемах выпуска с валовыми издержками, соответствующими необходимому из возможных объемов. Фирма выбирает вариант, когда разница между валовым доходом и валовыми издержками будет мах, иными словами, будет достигнут мах объем производства
До тех пор пока расширение производства будет обеспечивать более быстрый рост дохода по сравнению с ростом издержек, фирма будет наращивать производство. Когда же дополнительная продукция будет больше добавляться к издержкам, чем к доходу, фирма прекратит увеличивать объем выпуска. Переломной точкой станет момент, когда будет достигнуто равенство предельного дохода и предельных издержек. То количество продукции, при котором обеспечивается это равенство, и будет выбрано фирмой. Объем производства, при котором предельный доход равен предельным издержкам, называется точкой оптимального выпуска.
При анализе поведения фирмы используют модели:
1)TR-TC(валовый доход и валовые издержки)
2)MR-MC(предельный дох. и предельные издержки)
(допол) Эффект масштаба в долгосрочный период-это ситуация, когда п/п минимизирует свои издержки и мах Прибыль за счет увеличения объема производства.
В условиях монополии.
Монополия - рыночные условия, когда одна 1 фирма является продавцом данной продукции, не имеющих близких заменителей, барьеры для вступления новых фирм в отрасль практически непреодолимы.
Предельный доход монополиста. Кривая среднего дохода и цены совпадает с кривой рыночного спроса, а кривая предельного дохода лежит ниже ее, т.к. монополист - единственный производитель на рынке и представитель всей отрасли, он снижая цену продукции для увеличения объемов продаж, вынужден снижать ее на все единицы продаваемых товаров, а не только на последние.
Монополистическая конкуренция: Рынок характеризуется большим количеством мелких фирм, производящих дифференцируемую продукцию, доступ на рынок является относительно свободным: в известной степени фирмы в условиях монополистической конкуренции могут контролировать цену продукции, развита неценовая конкуренция.
(допол)Майкрософт –обычная монополия, снижает цены, чтобы продать продукт и охватывает все сегменты рынка от самых дорогих,office,home,start.
Олигополия - существование на рынке нескольких крупных фирм, продукция которых может быть как разнородной, так и однородной, вступление новых фирм в отрасль, как правило, затруднено, особенностью олигополии является взаимная зависимость фирм в принятии решения о ценах на свою продукцию. Т.о., фирма должна учитывать издержки, спрос, ответную реакцию конкурентов.
Модели олигополии. Модель Курно:его модель основывается на ряде предпосылок: на рынке присутствуют только 2 фирмы; каждая фирма, принимая свое решение считает цену и объем производства конкурента постоянными.В модели Курно не отражено одно существенное обстоятельство. Предполагается, что конкуренты отреагируют на изменение цены определенным образом. Когда фирма Y выходит на рынок и отнимает у фирмы X часть потребительского спроса, последняя сдается, вступая в ценовую игру, снижая цены и объем производства. Однако фирма X может занять активную позицию и, значительно снизив цену, не допускать фирму Y на рынок. Такие действия фирм не охватываются моделью Курно.
Модель изогнутой кривой спроса на продукцию фирмы в условиях олигополии отражает реакцию фирмы на изменение цен конкурентами (основоположники Холл, Хитч, Суизи).
Резкое различие в эластичности спроса при цене выше и ниже P0 приводит к тому, что кривая предельного дохода прерывается, а это значит, что снижение цены не сможет быть компенсировано расширением объема продаж. Поэтому фирмы в условиях олигополии стремятся поддерживать стабильные цены, перенося конкурентную борьбу на неценовую область.
Теория игр. При определении собственной стратегии фирма оценивает вероятные прибыли и убытки, которые будут зависеть от того, какую стратегию выберет конкурент. Предположим, что фирма А и В контролируют основную долю продаж на рынке. Увеличить объем продаж можно снижением цен и привлечением дополнительных покупателей., активизацией рекламной деятельности.
Однако результат для каждой фирмы зависит от реакции конкурента. Если фирма А начнет снижать цену и фирма В последует за ней, то ни одна из них не увеличит свой доли на рынке, а их прибыли сократятся. Однако, если фирма А снизит цену, а фирма В не сделает этого же, то прибыли фирмы А увеличатся. Разрабатывая свою стратегию в области цен, фирма А просчитывает все возможные варианты ответной реакции фирмы В.
61.Анализ величины материально-вещественного состава и структуры имущества предприятий. (лекции танашева, готовые шпоры)
Имущество (активы) – эк.ресурсы организации, принадлежащие ей на праве собственности или контролируемее ею.
Состав имущества (активов) и источники информации о нем:
1.Основной капитал (ВОА) - та часть имущества являющаяся собственностью организации, используется в процессе деятельности более 1 года, не меняет свою вещественную форму: