Различия в типах офф-шорных зон.

Билет 1

Понятие и виды налогового планирования.

Налоговое планирование с одной стороны - это стремление налогоплательщика избежать налога, а с другой - стремление государства не допустить сокращения поступления налоговых сумм в казну.

Налоговое же планирование, или налоговая оптимизация – как составная часть финансового менеджмента - направлены на минимизацию налоговых выплат при недопущении возникновения рисков для бизнеса или штрафных санкций со стороны фискальных органов, что достигается правильностью начисления и своевременностью уплаты налогов. Целью такого планирования является увеличение всех финансовых ресурсов предприятия в целом.

При разработке методик налогового планирования следует учесть, что простое сокращение налоговых выплат по какому-либо налогу зачастую лишь на первый взгляд обеспечит увеличение размера прибыли предприятия.

Часта ситуация, когда сокращение одних налогов приводит к увеличению других, и к финансовым санкциям со стороны контролирующих органов. Поэтому наиболее эффективным способом увеличения реальной прибыльности предприятия (бизнеса) является не механическое сокращение налогов, а построение эффективной системы управления предприятием; как показывает практика, именно такой подход обеспечивает значительное и устойчивое сокращение налоговых потерь на долгосрочную перспективу.

Разделяют три метода налогового планирования, или оптимизации налогового пресса: уклонение уплаты от налогов, избежание налогов и собственно налоговое планирование.

Под уклонением от уплаты налогов (в зарубежной терминологии - tax evasion) понимают нелегальный путь уменьшения своих налоговых обязательств по налоговым платежам, основанное на сознательном, наказуемом использовании методов сокрытия доходов и имущества от налоговых органов, создания фиктивных расчетов и расходов, а также намеренного искажения налоговой отчетности. Уклонение от уплаты налогов является нарушением закона, а в особо серьезных случаях - уголовным преступлением.

Под избежанием налогов (в зарубежной терминологии - tax avoidance)– понимается минимизация налоговых обязательств посредством законного использованием коллизий и недоработок нормативных законодательных актов; при этом налогоплательщик полностью раскрывает свою учетную и отчетную информацию налоговым органам.

основываясь на принципе «что не запрещено законом, то разрешено». При данном способе предприятие нередко комбинирует законные и незаконные способы и методы планирования.

На практике применение метода «что прямо не запрещено в законе, то разрешено» было ограничено так называемым «принципом облагаемости» и ведомственным нормотворчеством. Они предполагали, что под налог попадает все, за исключением объектов, которые напрямую перечислены в законе как необлагаемые, а налогоплательщику самому придется доказывать, что он не заплатил налог на вполне законных основаниях.

Под налоговым планированием (в зарубежной терминологии - tax planning) - понимают легальный путь уменьшения налоговых обязательств, основанный на использовании возможностей, предоставленных налоговым законодательством, путем корректировки своей хозяйственной деятельности с учетом возможностей, предусмотренных законодательством и возможностей сознательно предусмотренных законодательством - налоговых льгот, и наличием различных ставок налогообложения, и существованием пробелов или неясностей в законодательстве не только из-за низкой юридической квалификации законодателей, но и ввиду невозможности учета всех обстоятельств, возникающих при исчислении и уплате того или иного налога.

Виды налогового планированиямогут классифицироваться, в частности, по следующим основаниям:

1) в зависимости от формы предпринимательской деятельности:

налоговое планирование деятельности индивидуальных предпринимателей;

налоговое планирование деятельности организаций;

2) в соответствии со стадией хозяйственной деятельности:

налоговое планирование на стадии создания и организации бизнеса (выбор формы предпринимательской деятельности, выбор территории ведения бизнеса, выбор системы налогообложения и т.д.);

налоговое планирование на стадии развития бизнеса;

налоговое планирование в процессе полномасштабной хозяйственной деятельности;

налоговое планирование на стадии ликвидации бизнеса;

3) исходя из объемов хозяйственной деятельности:

налоговое планирование малого бизнеса;

налоговое планирование среднего бизнеса;

налоговое планирование крупного бизнеса;

налоговое планирование в интегрированных структурах (холдинги, корпорации и т.д.);

4) в зависимости от объектов налогового планирования:

налоговое планирование деятельности организации (индивидуального предпринимателя) в целом;

налоговое планирование структурных подразделений (филиалов, представительств и иных территориально обособленных подразделений);

5) исходя из направленности и масштабов налогового планирования:

стратегическое налоговое планирование, т.е. налоговое планирование всей деятельности организации (индивидуального предпринимателя) на продолжительный период;

оперативное (текущее) налоговое планирование, т.е. налоговое планирование отдельной хозяйственной операции либо совокупности взаимосвязанных хозяйственных операций.

6)Налоговое планирование целесообразно также разделить в зависимости от продолжительности планового периодана:

долгосрочное (период более года);

среднесрочное (период от месяца до года);

оперативное (период не превышает месяца)

7)В зависимости от уровня управления:

Планирование на хозяйственном уровне (государственное)

Хозяйствующих субъектов(корпоративное), в том числе в рамках системы (группы) предприятий

Физических лиц (индивидуальное)

Различия в типах офф-шорных зон.

Различают внешние и внутренние офф-шорные зоны. Внешние офф-шорные компании привлекают упрощенной отчетностью, льготным налогообложением, частичной или полной анонимностью реального владельца. Основой «офф-шорного» налогового планирования являются законодательства некоторых стран, частично или полностью освобождающие от налогообложения компании, принадлежащие иностранным лицам. На сегодняшний день в мире существует около 60 стран, законодательства которых предусматривают налоговые льготы для офшорных компаний. К числу самых известных относятся: Британские Виргинские острова, Белиз, Панама, Гибралтар, Кипр, Багамские острова, Сейшельские острова и др. Законодательство этих государств предусматривает высокую степень защищенности коммерческой тайны, позволяет самим предприятиям вести реестры акционеров и директоров, и обеспечивает высокую конфиденциальность обладания такой компанией. ? Основная цель их использования заключается в возможности для компании – резидента подобной территории исключения из-под налогообложения деятельности не связанной с данной территорией, и это основная ситуация, в которой заключается привлекательность подобного офф-шора при выработке налоговой политики компаний, перед которыми стоит задача снижения налогового бремени.

Таким образом, правовые реалии даже наиболее либеральных офф-шоров заключаются в том, что они предоставляют для бизнеса лишь отдельные ситуации, при которых налогообложение минимально, а общая политика компании по минимизации налоговых платежей при помощи подобных территорий заключается в компоновании льготных ситуаций.

Помимо внешних, существуют также и внутренние офф-шоры. Это разновидность «налоговой "гавани» в территориальных рамках одной страны, когда законодательно определенная географическая область на территории государства, на которой для резидентных компаний определенной формы собственности или осуществляющих определенные виды деятельности на этой территории, предусмотрены налоговые льготы. Российские льготные территории можно разделить на две группы. Первую группу составляют зоны, образуемые в соответствии с федеральными законами. В настоящее время к этой группе можно отнести только две территории - в пределах Магаданской области и Калининградскую область. Возможно, какие-то дополнительные возможности предоставит и Сколково.

Бухгалтерскую, налоговую и прочие виды отчетности надо вести и сдавать в уполномоченные государственные органы контроля. Прохождение обязательного аудита - по необходимости.

Проект федерального закона N 181650-5. Принят Госдумой 22.11.2011 в III чтении

На территории регионов (в отдельных муниципальных образованиях) с низким уровнем экономического развития решено создавать зоны территориального развития (ЗТР). Это позволит организациям и предпринимателям, зарегистрированным на этой территории и получившим в местных органах власти свидетельство резидента ЗТР, пользоваться введенными там налоговыми льготами и другими мерами господдержки. В итоге развитие бизнеса создаст новые рабочие места и люди перестанут уезжать в более благополучные регионы.
Перечень нуждающихся в поддержке регионов будет утверждать Правительство. Создаваться ЗТР будут на срок 12 лет. А заработают все эти положения по истечении месяца после опубликования закона.

В соответствии с Приложением к Указанию ЦБРФ от 7 августа 2003 года выделяют три группы оффшорных зон. При этом в зависимости от группы, устанавливаются различные требования к проведению операций и определению размеров резервов по операциям:1 группа – не требует резервирования, 2 группа – 25%, 3 группа – 50%.

Билет 2

Законные способы налогового планирования.

Существуют два способа основаных на том, что с юридической точки зрения они не предполагают нарушения законных интересов бюджета – это избежание налогов и налоговое планирование. Однако вследствие спорности многих положений закона, применяемых при избежании налогов, этот метод имеет дополнительные риски, связанные с судебными спорами с налоговыми органами.

Под избежанием налогов (в зарубежной терминологии - tax avoidance)– понимается минимизация налоговых обязательств посредством законного использованием коллизий и недоработок нормативных законодательных актов; при этом налогоплательщик полностью раскрывает свою учетную и отчетную информацию налоговым органам. Этот метод позволяет в дальнейшем довольно успешно оспаривать в арбитражном суде претензии налоговых органов к выбранной налоговой политике, основываясь на принципе «что не запрещено законом, то разрешено». При данном способе предприятие нередко комбинирует законные и незаконные способы и методы планирования.

На практике применение метода «что прямо не запрещено в законе, то разрешено» было ограничено так называемым «принципом облагаемости» и ведомственным нормотворчеством. Они предполагали, что под налог попадает все, за исключением объектов, которые напрямую перечислены в законе как необлагаемые, а налогоплательщику самому придется доказывать, что он не заплатил налог на вполне законных основаниях. Дело же органов - поверить или не поверить ему. Однако в появлением презумпции невиновности налогоплательщика избежание налогов стало весьма заманчивым, благодаря многочисленности пробелов и противоречий, содержащихся в законодательстве. На практике налогоплательщику в этом случае нужны очень хорошие отношения с налоговой инспекцией, иначе постоянное доказывание своей правоты может обернуться слишком дорого.

Избежание от уплаты налогов основывается не только на изучении текстов действующих налоговых законов и инструкций, но и на общей принципиальной позиции, занимаемой налоговыми органами. Эта простая истина чаще всего оказывается важнее, чем многие законодательные акты. Существование налоговых планов, основанных на специальных статистических исследованиях и составленных по географическому и отраслевому признаку, не позволяет налогоплательщику принимать на практике решения о резком, бросающемся в глаза снижении налоговых выплат (даже вполне легальным путем). Резкое отклонение объемов платежей того или иного предприятия от предприятия, в среднем с ним схожего, является основанием для комплекса проверочных мероприятий. Небогатые фирмы обычно практически не используют этот метод, поскольку специалисты в данной области достаточно дороги, а tax avoidance имеет смысл, только когда затраты, произведенные на эти меры меньше, чем сумма (сэкономленные налоги плюс риски того, что налоговые органы и/или суды не примут позицию налогоплательщика). Поэтому этот метод используют прежде всего в среднем и крупном бизнесе. Система избежания налога имеет значительное значение и для конкурентной борьбы, поскольку использование схем избежания позволяет проводить более активную маркетинговую и ценовую политику.

Под налоговым планированием (в зарубежной терминологии - tax planning) - понимают легальный путь уменьшения налоговых обязательств, основанный на использовании возможностей, предоставленных налоговым законодательством, путем корректировки своей хозяйственной деятельности с учетом возможностей, предусмотренных законодательством и возможностей сознательно предусмотренных законодательством - налоговых льгот, и наличием различных ставок налогообложения, и существованием пробелов или неясностей в законодательстве не только из-за низкой юридической квалификации законодателей, но и ввиду невозможности учета всех обстоятельств, возникающих при исчислении и уплате того или иного налога.

Понятия налоговой оптимизации нет ни в одном нормативно-правовом акте. В то же время Конституционный Суд РФ в постановлении от 27 мая 2003 г. N 9-П высказал свою точку зрения по этому поводу. Заключается она в том, что при оптимизации фирма уменьшает налоги исключительно в рамках закона.

Основными предпосылками такого налогового планирования являются следующие:

Первая переменная – различная налоговая политика в различных государствах и/или территориях. Таким образом, возникает возможность маневра по размещению получающего наибольшую прибыль субъекта в наиболее выгодном месте;

Вторая переменная – организационно-правовая форма бизнеса. Всего система корпоративного права предусматривает более десятка различных форм, и, поскольку, как правило, для различных форм существуют различные налоговые режимы, можно выбрать ту форму, которая дает в данном государстве наибольшие преимущества;

Третья переменная – форма извлечения дохода из бизнеса. Доход может быть получен в виде дивидендов, заработной платы, либо выплаты за оказанные услуги. Поскольку разные виды доходов облагаются различными доходами, то необходимо лишь юридически корректно перевести один вид налога в другой.

Использование предприятий с различным местом регистрации как метод налогового планирования.

Различия в налоговой политике различных государств мира позволяют субъектам предпринимательства манипулировать с объемами прибыли, получаемой каждым подразделением компании (компанией в составе холдинга) в различных странах мира, то есть обеспечивать получение наибольшего объема прибыли в стране с наименьшим уровнем налогообложения этой прибыли;

Использование предприятий с различным местом регистрации как метод налогового планирования существенно снизить объемы налога на прибыль – приобретение необходимых товаров у западного производителя от имени офф-шорной компании, а затем, уже по значительно более высокой цене, продажа этого товара компании - российскому юридическому лицу. Таким образом, на российском рынке компания – юридическое лицо по законодательству РФ - работает почти без прибыли (или минимальной прибылью от реализации, большую часть которой «съедается» внереализационными расходами) а соответственно, и не уплачивает налога на прибыль в России. Вся прибыль от подобной сделки остается у посредника - в офф-шорной компании страны по выбору владельца. При подобной схеме организации бизнеса помимо проблемы минимизации налога на прибыль автоматически решается и проблема репатриации валютных средств из России. Вместе с тем, при комплексном налоговом планировании внешнеторговой деятельности современной корпорации, работающей через офф-шорную зону, необходимо учитывать и следующие факторы:

Билет 3

5. Суть «презумпции облагаемости».

Презумпция облагаемости предполагает, что налогом должны облагаться все объекты налогообложения, за исключением тех, которые прямо перечислены в законе. Принцип "презумпции облагаемости" подразумевает то, что налогоплательщик сам должен доказывать, что он не заплатил налог на вполне законных основаниях.

Необходимо учитывать, что возможности применения данного способа "борьбы" государства с уклонением от уплаты налогов (уменьшением налогов) в последнее время несколько сократились в связи с принятием и вступлением в силу Налогового кодекса РФ. Данное обусловлено, прежде всего, тем, что данный нормативный документ законодательно закрепил принцип "презумпции невиновности" плательщиков налогов, в связи с чем, в настоящее время обязанность по доказыванию факта совершения правонарушения лежит на налоговых органах и, соответственно, налогоплательщик не обязан доказывать свою невиновность.

Критерии проверки методик налогового планирования.

Любая схема перед внедрением проверяется на соответствие нескольким критериям:

· Разумности

· Эффективности

· Соответствия требованиям закона

· Автономности

· Надежности

· Безвредности.

Эффективность- это полнота использования в схеме всех возможностей минимизации налогов. Соответствие требованиям закона - учет всех возможных правовых последствий использования схемы, продуманность механизмов реагирования на изменение действующего законодательства или на действия налоговых органов. Автономность - схема рассматривается с точки зрения сложности в управлении, подконтрольности в применении и сложности в реализации. Надежность - это устойчивость схемы к изменению внешних и внутренних факторов, в том числе к действиям партнеров по бизнесу. Наконец, безвредность предполагает избежание возможных негативных последствий от использования схемы внутри предприятия.

Билет 4

Незаконные способы налогового планирования.

Разделяют три метода налогового планирования, или оптимизации налогового пресса: уклонение уплаты от налогов, избежание налогов и собственно налоговое планирование.

Под уклонением от уплаты налогов (в зарубежной терминологии - tax evasion) понимают нелегальный путь уменьшения своих налоговых обязательств по налоговым платежам, основанное на сознательном, наказуемом использовании методов сокрытия доходов и имущества от налоговых органов, создания фиктивных расчетов и расходов, а также намеренного искажения налоговой отчетности. Уклонение от уплаты налогов является нарушением закона, а в особо серьезных случаях - уголовным преступлением.

Существует несколько широко распространенных на практике способов уклонения от налогов, которые по своей природе нелегальны, но которые получили широкое распространение в России – особенно в малом бизнесе. Наиболее известны следующие:

· способ неоприходования выручки и товарно-материальных ценностей, при продаже за наличные неучтенного товара;

· один способ - деятельность фирмы без регистрации;

· систематическое использование фиктивных операций посредством обналичивания (заключение фиктивного договора на выполнение работ или оказание услуг);

· выплата «черной» зарплаты работникам;

· обезналичивание, или отмывание денег (обмен неофициально заработанных наличных денег на безналичные деньги, легально зачисляемые на счет соответствующей фирмы). При этом заключается два контракта - один на приобретение специальной фирмой товара у оптовика, другой на поставку этого же товара розничному торговцу. Оба контракта являются фиктивными, т.к. товар на самом деле передается оптовиком непосредственно розничному торговцу.

Все эти действия приводят к занижению налоговой базы. Следовательно, сумма исчисленных фирмой налогов будет гораздо ниже, чем на самом деле. В конечном итоге фирма подаст в инспекцию декларации с искаженными данными. Кстати, непредставление декларации - это тоже уклонение. За уклонение предусмотрена налоговая, административная и уголовная ответственность.

Налоговая оптимизация и уклонение от уплаты налога - это два разных понятия. Но грань между ними очень тонка. Вместе с тем понять разницу чрезвычайно важно. Ведь при уклонении вас могут привлечь к ответственности (в том числе и уголовной). А при оптимизации фирме ничего не грозит.

Под избежанием налогов (в зарубежной терминологии - tax avoidance)– понимается минимизация налоговых обязательств посредством законного использованием коллизий и недоработок нормативных законодательных актов; при этом налогоплательщик полностью раскрывает свою учетную и отчетную информацию налоговым органам. Этот метод позволяет в дальнейшем довольно успешно оспаривать в арбитражном суде претензии налоговых органов к выбранной налоговой политике, основываясь на принципе «что не запрещено законом, то разрешено». При данном способе предприятие нередко комбинирует законные и незаконные способы и методы планирования.

На практике применение метода «что прямо не запрещено в законе, то разрешено» было ограничено так называемым «принципом облагаемости» и ведомственным нормотворчеством. Они предполагали, что под налог попадает все, за исключением объектов, которые напрямую перечислены в законе как необлагаемые, а налогоплательщику самому придется доказывать, что он не заплатил налог на вполне законных основаниях. Дело же органов - поверить или не поверить ему. Однако в появлением презумпции невиновности налогоплательщика избежание налогов стало весьма заманчивым, благодаря многочисленности пробелов и противоречий, содержащихся в законодательстве. На практике налогоплательщику в этом случае нужны очень хорошие отношения с налоговой инспекцией, иначе постоянное доказывание своей правоты может обернуться слишком дорого.

Избежание от уплаты налогов основывается не только на изучении текстов действующих налоговых законов и инструкций, но и на общей принципиальной позиции, занимаемой налоговыми органами. Эта простая истина чаще всего оказывается важнее, чем многие законодательные акты. Существование налоговых планов, основанных на специальных статистических исследованиях и составленных по географическому и отраслевому признаку, не позволяет налогоплательщику принимать на практике решения о резком, бросающемся в глаза снижении налоговых выплат (даже вполне легальным путем). Резкое отклонение объемов платежей того или иного предприятия от предприятия, в среднем с ним схожего, является основанием для комплекса проверочных мероприятий. Небогатые фирмы обычно практически не используют этот метод, поскольку специалисты в данной области достаточно дороги, а tax avoidance имеет смысл, только когда затраты, произведенные на эти меры меньше, чем сумма (сэкономленные налоги плюс риски того, что налоговые органы и/или суды не примут позицию налогоплательщика). Поэтому этот метод используют прежде всего в среднем и крупном бизнесе. Система избежания налога имеет значительное значение и для конкурентной борьбы, поскольку использование схем избежания позволяет проводить более активную маркетинговую и ценовую политику.

Наши рекомендации