Четыре причины, по которым стоит ходить на лекции.
Требования к конспекту и правила его ведения.
Во-первых, общий вид конспекта. Материал в конспекте должен читаться легко и быстро. Для этого необходимо использовать тетради с широким форматом страниц, вести запись достаточно крупными буквами. Главную информацию следует выделять в самостоятельные абзацы, фиксируя ее более крупными буквами или цветными чернилами, а подчиненность тем и заголовков - при помощи уступов. Основные темы целесообразно пронумеровать римскими цифрами, а подчиненные им разделы - арабскими или буквами. Удобочитаемый конспект содержит не более семи пунктов на странице.
Во-вторых, наличие полей. Конспект должен иметь широкие поля для заметок. Иногда рекомендуют использовать для конспекта только одну сторону листа. Вторая используется для различного рода дополнений, которые вносятся в конспект в процессе работы с ним при подготовке к очередному занятию или экзамену. Это может быть любая интересная и важная информация, относящаяся к теме: выписки из литературных источников, примеры, библиографические ссылки и, наконец, собственные комментарии.
В-третьих, применяемые условные обозначения. Для быстрой записи текста необходимо придумать условные знаки. Только не надо придумывать их слишком много, иначе можно запутаться. Таких знаков не должно быть более 10-15. Условные обозначения придумывают для часто встречающихся слов. Чтобы выделить свои знаки из остального текста, используются различные буквы. Можно пользоваться общеупотребительными математическими и логическими символами, такими как > (больше), < (меньше), = (равняется), S (сумма), F (сила), A (работа) и т.д.. Наконец, длинные слова можно «укорачивать» или сокращать, однако это допустимо только для достаточно узнаваемых слов. В энциклопедических изданиях принято такое сокращение: описываемый предмет или явление, названные полностью в заголовке справочной статьи, в тексте обозначают начальными буквами. Так можно делать и при конспектировании лекции, не забывая полностью записать название при первом упоминании в тексте.
Основные требования к обучаемому по ведению
Конспекта в ходе лекции
Лучший способ запомнить мысль - записать ее.
Однако, записывая лекцию дословно, студент почти не задумывается над текстом. Пользы от такой деятельности немного.
Задача студента на лекции – одновременно слушать преподавателя, анализировать и конспектировать получаемую информацию. Средняя скорость речи лектора – 100-130 слов в минуту. Максимальная же скорость чтения лекции, при которой «средний» ученик способен слушать и понимать - 450 слов в минуту. Студент внимательно слушает лектора, выделяет наиболее важную информацию и сокращенно записывает ее.
содержание фиксируется в сознании четыре раза:
во-первых, при самом слушании;
во-вторых, когда выделяется главная мысль;
в-третьих, когда подыскивается обобщающая фраза, и,
в-четвертых, при записи
Что нужно записывать?
В учебном материале содержится:
- главная и
- второстепенная информация.
Главную важную информацию (определения, формулировки законов, основные выводы) необходимо записывать обязательно. В лекциях ее повторяют или даже диктуют. Второстепенная информация (теоретическая аргументация, примеры, описания методов и процедур и т.п.) нужна для понимания главной информации.
Основное содержание конспектирования составляет обобщение и сокращение второстепенной информации.
Важно уметь оформить конспект так, чтобы при взгляде на него не пришлось мучительно долго морщить лоб, вспоминая содержание лекции.
Четыре причины, по которым стоит ходить на лекции.
Зачем ходить на лекции? Чем заняться на лекции?
1.Непосредственное общение. Человек лучше и легче усваивает информацию при непосредственном общении. Эффект непосредственного присутствия увлеченного, талантливого, знающего специалиста трудно чем-то заменить. Французский лексикограф П.Буаст считал, что кто говорит, тот сеет, кто слушает, тот собирает жатву.
2.Возможность задавать вопросы. Дети учатся в 25 раз быстрее взрослых. Почему? Они спрашивают! Таким образом, задавая вопросы, обучаемый думает агрессивно и усваивает информацию лучше. Вопросы помогут разобраться в том, что излагает преподаватель, связать новое с тем, что обучаемому уже известно по данной теме. В вопросах нет ничего зазорного. Студент приходит на лекцию учиться. Преподавателю платят деньги за то, чтобы он учил студентов. Это надо использовать. Если вопросы появились, то их надо задать. Иначе объем неусвоенного материала будет только возрастать. Необходимо записывать вопросы по мере изложения преподавателем материала лекции и задать их в конце лекции или тогда, когда об этом спросит преподаватель.
3.Основные ориентиры. На лекции дается не весь материал, а опорные пункты, помогающие не утонуть в море информации, понять цель изложения материала, уловить логическую последовательность изложения. Усвоив изложенный материал на лекции, студент обязан еще и работать самостоятельно, читать литературу, даваемую для подготовки к семинарским занятиям. Но основой для понимания будет все-таки лекция и написанный студентом конспект. Правильно написанный конспект лекции помогает усвоить до 80% изложенного преподавателем материала.
4.Последние достижения науки. Может так случиться, что учебник, полученный студентом в библиотеке, безнадежно устарел. Преподаватель готовится к лекции, учитывая последние достижения науки. Знания – это не мертвый груз, который нужно донести до экзамена или зачета, а потом выбросить, а информация, которую можно применить на практике и в жизни. Меняется жизнь – развивается наука.