| Теоретические основы местного самоуправления- совокупность научно обоснованных теорий, подходов, взглядов, идей о сущности местного самоуправления, происхождении, практике и проблемах его осуществления в России и за рубежом, а также о перспективах развития муниципальных отношений |
|
| |
| основные теории местного самоуправления |
|
| |
| относительно обособленные взгляды, идеи, мысли, представления об отдельных сторонах (аспектах) в рамках вопросов (проблем) местного самоуправления |
|
| Теории местного самоуправления - система взаимосвязанных взглядов о сущностных признаках местного самоуправления |
|
| |
| общественная |
|
| |
| государственная |
|
| |
| дуализма муниципального управления |
|
| |
| социального обслуживания |
|
| |
| социал-реформистская |
|
| Направления в общественной теории местного самоуправления |
|
| |
| теория свободной общины (естественных прав общины). Основоположник А. Токвиль |
|
| |
| общественно-хозяйственное. Основоположник В. Лешков |
|
| |
| нравственное (теория «белых перчаток»). Основоположник Г. Ресслер |
|
| Направления в государственной теории местного самоуправления |
|
| |
| политическое. Основоположник Р. Гнейст |
|
| |
| юридическое. Основоположник Л. Штейн. |
|
| Модели местного самоуправления за рубежом- типичная форма взаимосвязи органов местного самоуправления в пределах муниципального образования, расположенного на территории иностранного государства |
|
| |
| Сильный Мэр - Совет (Мэр, возглавляющий Администрацию, и члены Совета избираются населением на муниципальных выборах) |
|
| |
| Сильный Совет - слабый Мэр (Мэр, возглавляющий Администрацию, избирается из числа членов Совета, избираемых на муниципальных выборах) |
|
| |
| Совет - менеджер (члены Совета, избираемые на муниципальных выборах, по контракту нанимают руководителя Администрации) |
|
| |
| Комиссия (каждый член Совета, избранный на муниципальных выборах, возглавляет какое-либо структурное подразделение Администрации и руководство ей осуществляют коллегиально) |
|
Тема 3. Понятие, принципы и функции
Местного самоуправления
Понятие и признаки местного самоуправления
По законодательству Российской Федерации
| Подходы в установлении сущности местного самоуправления |
|
| |
| 1) право органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел в интересах местного населения (ст. 3 Европейской Хартии о местном самоуправлении) |
|
| |
| 2) основа конституционного строя, осуществления народом принадлежащей ему власти непосредственно, а также через органы местного самоуправления (ст. 3 Конституции РФ) |
|
| |
| 3) форма управленческой деятельности по решению вопросов местного значения (ст. 2 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ») |
|
Местное самоуправление в Российской Федерации - признаваемая и гарантируемая Конституцией России самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций |
| Признаки (черты) местного самоуправления |
|
| |
| подзаконность |
|
| |
| специфический субъект управления - местное население, действующее непосредственно или через органы местного самоуправления |
|
| |
| характерный объект управления - вопросы местного значения |
|
| |
| особая форма организации публичной власти, отграниченной от государственного управления |
|
| |
| самостоятельность и собственная ответственность местного самоуправления |
|
| |
| обусловленность историческими и иными местными традициями |
|
Основные принципы местного самоуправления
В Российской Федерации
| Принципы местного самоуправления - обусловленные природой местного самоуправления коренные начала, идеи, лежащие в основе организации и осуществления местного самоуправления |
|
| |
| общеправовые (например: демократизм, законность, гуманизм, гласность, и др.) |
|
| |
| отраслевые (основные) |
|
| |
| комплексные (например: принципы юридической ответственности в муниципальном праве, принципы достижения бюджетной обеспеченности муниципальных образований и др.) |
|
| |
| институтов (например: принципы муниципального избирательного права, принципы муниципальной службы и др.) |
|
| Основные принципы местного самоуправления в Российской Федерации |
|
| |
| самостоятельность решения населением вопросов местного значения |
|
| |
| многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления |
|
| |
| соответствие материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочиям |
|
| |
| ответственность органов местного самоуправления и их должностных лиц перед населением |
|
| |
| сочетание федеральных, региональных и местных интересов в вопросах жизнеобеспечения населения муниципального образования |
|
| |
| учет при осуществлении местного самоуправления интересов населения, его исторических и иных местных традиций |
|
| Принцип самостоятельности решения населением вопросов местного значения состоит в |
|
| |
| наличии различных организационных форм при помощи которых население способно решать вопросы местного значения |
|
| |
| финансово-экономической самостоятельности местного самоуправления |
|
| |
| запрете органам государственной власти вмешиваться в деятельность органов местного самоуправления |
|
| |
| отсутствии иерархии (соподчинения) между муниципальными образованиями |
|
| |
| праве принимать нормативные правовые акты |
|
| Принцип многообразия организационных форм осуществления местного самоуправления заключается в |
|
| |
| наличии разнообразных форм непосредственной демократии в осуществлении местного самоуправления |
|
| |
| праве населения самостоятельно определять оптимальную для данного муниципального образования модель местного самоуправления |
|
| |
| наделении органов местного самоуправления собственными полномочиями на решение вопросов местного значения |
|
| |
| независимости органов местного самоуправления от органов государственной власти в решении вопросов местного значения |
|
| |
| предоставлении населению права на территориальное общественное самоуправление |
|
| Принцип соответствия материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочиям выражается в |
|
| |
| достаточности муниципальной собственности, необходимой для решения вопросов местного значения |
|
| |
| праве самостоятельно формировать, утверждать, исполнять местный бюджет и утверждать отчет о его исполнении |
|
| |
| возможности местного населения самостоятельно устанавливать местные налоги и сборы |
|
| |
| наличии системы мер для выравнивания бюджетной обеспеченности населения муниципальных образований |
|
| |
| компенсации муниципальным образованиям дополнительных расходов, понесенных в результате реализации решений, принятых органами государственной власти |
|
Наши рекомендации