Оценка финансового положения предприятия
Таблица 2
Показатели финансово-экономической деятельности ПФ «ОМЗ».
Наименование показателя | 2004г. | 2005г. | 2006г. | 2007г. | 2008г. | 1 кв. 2009г. |
Стоимость чистых активов эмитента, тыс. руб. | ||||||
Отношение суммы привлеченных средств к капиталу и резервам, % | 116,0 | 145,0 | 138,8 | 142,4 | ||
Отношение суммы краткосрочных обязательств к капиталу и резервам, % | 79,5 | 113,5 | 140,0 | 138,8 | 113,2 | |
Покрытие платежей по обслуживанию долгов, % | 0,16 | 8,8 | 14,0 | 20,8 | 9,8 | - |
Уровень просроченной задолженности, % | - | - | - | - | - | - |
Оборачиваемость дебиторской задолженности, раз | 5,1 | 5,2 | 3,8 | 3,6 | ||
Доля дивидендов в прибыли, % | 10,94 | - | 3,0 | 3,0 | 1,1 | - |
Производительность труда, руб./чел. | ||||||
Амортизация к объему выручки, % | - | 4,6 | 2,6 | 2,5 | 2,5 |
Таблица 3
Прибыль и убытки
Наименование показателя | 2004г. | 2005г. | 2006г. | 2007г. | 2008г. | 1 кв. 2009г. |
Выручка, тыс. руб. | ||||||
Валовая прибыль, тыс. руб. | ||||||
Чистая прибыль (нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)), тыс. руб. | -16946 | -21668 | ||||
Рентабельность собственного капитала, % | 0,2 | - | 6,1 | 1,9 | - | |
Рентабельность активов, % | 0,1 | - | 2,5 | 4,5 | 0,8 | - |
Коэффициент чистой прибыльности, % | 0,15 | - | 2,4 | 4,3 | 0,7 | - |
Рентабельность продукции (продаж), % | 6,6 | 5,9 | 6,8 | 8,5 | 4,2 | |
Оборачиваемость капитала | 1,4 | 1,5 | 2,4 | 2,4 | 1,97 | 0,41 |
Сумма непокрытого убытка на отчетную дату, тыс.руб. | -204753 | |||||
Соотношение непокрытого убытка на отчетную дату и валюты баланса | 0,24 | 0,21 | 0,16 | 0,1 | 0,1 | 0.1 |
Факторы, оказавшие влияние на изменение размера выручки от продажи ПФ «ОМЗ» товаров, продукции, работ, услуг и прибыли (убытков) эмитента от основной деятельности - на изменение размера выручки от продаж оказывали влияние инфляция, изменение курса валют, кризисные явления в экономике.
Таблица 4
Ликвидность ПФ «ОМЗ», достаточность капитала и оборотных средств.
Наименование показателя | 2004г. | 2005г. | 2006г. | 2007г. | 2008г. | 1 кв. 2009г. |
Собственные оборотные средства, тыс. руб. | -1912 | -14743 | ||||
Индекс постоянного актива | 1,003 | 1,02 | 0,9 | 0,9 | 0,9 | 1,24 |
Коэффициент текущей ликвидности | 1,05 | 1,0 | 1,06 | 1,1 | 1,33 | 1,05 |
Коэффициент быстрой ликвидности | 0,38 | 0,26 | 0,54 | 0,5 | 0,4 | 0,3 |
Коэффициент автономии собственных средств | 0,54 | 0,46 | 0,4 | 0,4 | 0,4 | 0,57 |
Производство. Поставки по договорам выполнены на 100%. Произведено продукции на сумму 2 166 580 тыс.рублей. по отношению к 2008 году это составило 108,8 % в ценах действующих.
Изготовлено товаров народного потребления на сумму 509 898 тыс. рублей. Освоены новые модификации мотоблоков. По итогам 2009 года по ПФ «ОМЗ» сложились следующие технико-экономические показатели (табл. 5)
Сведения о финансовых вложениях ПФ «ОМЗ» не представляются, так как ценные бумаги ПФ «ОМЗ» не допущены к обращению организаторах торговли на рынке ценных бумаг.
Таблица 5
№ п/п | Наименование показателя | 2008 год | 2009 год | % 2009г к 2008 г |
Товарная продукция, в т.ч. | 108,7 | |||
1.1 | ТНП в т.ч. | 141,7 | ||
Мотоблоки шт. | 135,6 | |||
1.2. | Гражданская продукция, в т.р. | 106,7 | ||
1.3. | Специальная продукция | 100,8 | ||
2. | Реализация | 99,7 | ||
3. | Среднесписочная численность ППП | 92,3 | ||
4. | Фактическая численность ППП на конец года | 91,1 | ||
5. | Среднесписочная численность производственных рабочих | 95,7 | ||
6. | Выработка 1-го ППП за год | 117,8 | ||
7. | Выработка 1-го пр.рабочего за год | 113,6 | ||
8. | Фонд заработной платы ППП | 121,7 | ||
11, | Средняя з/та произв. рабочего | 127,1 | ||
12. | Средняя з/та 1-го ППП | 13214,9 | 129,9 | |
13. | Расход электроэнергии кВт/час | 101,0 | ||
14. | Расход электроэнергии р рублях | 109,8 | ||
15. | Расход питьевой воды в м3 | 84,1 | ||
16. | Расход питьевой воды в рублях | 98,8 | ||
17. | Расход технической воды в и3 | 83,9 | ||
18. | Расход тех.воды в рублях | 100,2 | ||
19. | Расход газа в тыс.м3 | 94,5 | ||
20. | Расход газа в рублях | 122,6 | ||
21. | Себестоимость ТП Затраты на 1 руб. ТП в т.ч. | 0-86 | 0-95 | 110,5 |
21.1 | Материалы | 0-40 | 0-53 | 132,5 |
21.2 | Зарплата | 0-26 | 0-36 | 138,5 |
21.3 | Энергоресурсы | |||
- электроэнергия | 0-03 | 0-036 | 120,0 | |
- вода | 0-003 | 0-003 | 100,0 | |
- газ | 0-01 | 0-015 | 150,0 | |
22. | Дебиторская задолженность | 58,7 | ||
23.1 | Кредиторская задолженность | 67,5 | ||
23.2 | Кредиты на конец года | 127,6 | ||
24. | Налоги, уплачено | 104,8 | ||
24.1 | Федеральный бюджет | 79,0 | ||
24.2 | Областной бюджет | 120,0 | ||
24.3 | Городской бюджет | 114,0 | ||
24.4 | Внебюджетные фонды | 121,4 |
Анализ хозяйственной деятельности предприятия.
1. Оценка имущественного положения.
1.1. Активы за 2009 г. увеличились на 17 429 тыс.руб., (689724 - 672295стр.122), а за 2008 г увеличилась на 19 845тыс.руб.
1.2. Сумма хозяйственных активов предприятия составляет на 31.12.09 г. 1 884 564 тыс.руб. что на 2 425 тыс.руб. меньше по сравнению с 2008 г. за счет уменьшения дебиторской задолженности, но увеличения запасов по готовой продукции, в связи с сезонностью продаж и незавершённого производства по заказам, которые будут реализовываться в 2010 году.
1.3. Доля основных средств в активах составляет 36,6%., увеличение к 2008 г. на 1%.(за счет обновления основных средств)
1.4. Коэффициент износа основных средств – 0,58 (в 2008г. – 0,58)
1.5. Коэффициент выбытия основных средств – 0,028 (в 2008г.- 0,02)
1.6. Коэффициент обновления основных средств – 0,075 (в 2008 г. – 0,028).
2. Оценка ликвидности баланса (бухгалтерский баланс представлен в приложении 3).
Ликвидность баланса выражается в степени покрытия обязательств предприятия его активам срок превращения которых в денежные средства соответствует сроку погашения обязательств. Ликвидность баланса достигается установлением равенства между обязательствами предприятия и его активами.
Анализ ликвидности баланса показал покрытие обязательств (долгосрочных и краткосрочных) в сумме 1 109 515 тыс.руб. его активами 1 172 149 тыс.руб. на 62 634 тыс.руб.
Вывод – баланс ликвидный.
Применение современных информационных технологий на ПФ «ОМЗ»
ПФ «ОМЗ» автоматизирует полученную документацию и процессы, протекающие в функциональных областях предприятия.
Для этого руководством компании были поставлены следующие задачи:
- упорядочить управления персоналом,
- увеличить прозрачность кадровых процессов,
- исключить ошибки при расчетах,
- создать единый алгоритм расчетов,
- повысить оперативность работ.
Для решения этих задач был выбран программный комплекс "БОСС-Кадровик", как полнофункциональная система управления человеческими ресурсами, предназначенная для крупных промышленных предприятий. Выбор "БОСС-Кадровик" был обусловлен такими факторами как:
- большая численность сотрудников,
- необходимость создания единого информационного пространства для работы кадровой службы, отдела труда и заработной планы, расчетного отдела бухгалтерии.
- потребность в повышении оперативности работы кадровых служб и бухгалтерии,
- потребность в получении оперативных данных для принятия управленческих решений.
После внедрение программы «Босс-Кадровик» руководство предприятия отметило, что поставленные цели выполнены, появился инструмент, настроенный согласно требований ПФ "ОМЗ", который позволяет эффективно управлять бизнес-процессами, оперативно получать необходимую информацию. Работа в программном комплексе "БОСС-кадровик" также удобна и понятна для исполнителей. Работа отдела кадров, отдела заработной платы и бухгалтерии стала более упорядочена.
Компания «АНД Проджект» начала работу над проектом создания единой информационной системы управления ПФ «ОМЗ» на базе системы Microsoft Axapta в мае 2004 года. До мая 2004 года в качестве основного управленческого инструмента на ПФ «ОМЗ» использовались бухгалтерская система отечественной разработки и ряд автоматизированных рабочих мест, настроенных под решение конкретных узкоспециализированных задач (расшифровка бухгалтерских проводок, кадровый учет, расчет заработной платы и другие). Как правило, существующие инструменты обеспечивали руководство аналитическими отчетами с опозданием, что затрудняло процесс принятия оперативных управленческих решений. Кроме того, они не могли предоставить полной информации о предприятии для принятия стратегических решений и планов развития. Оперативная картина экономического состояния предприятия не могла быть предоставлена на основании информации из нескольких десятков программных продуктов, использовавшихся на предприятии, что обусловило необходимость создания современной интегрированной системы управления класса ERP. По результатам проекта предприятие получило возможность вести в системе комплексный бухгалтерский учет:, оперативно формировать бухгалтерскую, налоговую, и управленческую отчетность, вести бухгалтерский и налоговый учет основных средств и нематериальных активов, вести бюджет движения денежных средств и бюджет доходов и расходов, осуществлять учет товарно-материальных ценностей, отслеживать ведение операций с контрагентами, своевременно получать информацию по состоянию финансово-хозяйственной деятельности.
Дальнейшее своё развитие ПФ «ОМЗ» связывает с освоением новой конкурентоспособной продукции, новых технологий, в том числе и информационных систем. Для качественного проектирования новой продукции и сокращения сроков разработок используется современная система автоматизированного проектирования. Создан и функционирует полноценный технический центр, в котором разрабатываются новые конструкции и технологии изделий. Учёт и оперативное управление предприятием ведётся с использованием современной ERP-системы. Эти направления призваны повысить эффективность работы, повысить качество производственныхжпроцессов.
Изделия, изготавливаемые ПФ «ОМЗ», реализуются в 44 регионах России и успешно конкурируют с аналогичной продукцией других производителей. Калужские мотоблоки известны во многих уголках страны. Мотоблок МБ-1Д1М и его модификации являются дипломантами, а двигатель ДМ-1М и мотоблок МБ-90М- лауреатами программы «100 лучших товаровжРоссии».
ПФ «ОМЗ» — стабильное, эффективно работающее современное предприятие, адаптированное к условиям рыночной экономики и растущей конкуренции, вызывающее доверие и уважение со стороны партнёров и клиентов.