Раскрытие учетной политики.

Учетная политика организации, принципы ее формирования и раскрытия

В соответствии с ПБУ 1/2008 УП, Учетная политика организации - это совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

Филиалы и представительства иностранных организаций, находящиеся на территории РФ могут формировать УП исхода из правил, установленных в стране нахождения иностранной организации, если последние не противоречат МСФО.

Учетная политика организации формируется главным бухгалтером организации или другим лицом, на которое в соответствии с законодательством РФ возложено ведение бухгалтерского учета организации и утверждается руководителем организации.

Если по конкретному направлению в нормативных документах не установлены способы учета, то организация должна самостоятельно разработать способ учета, исходя из требований бухгалтерского учета, а также МСФО.

При формировании УП утверждаются:

· рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий применяемые в организации синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета;

· формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

» способы оценки активов и обязательств организации;

· порядок проведения инвентаризации активов и обязательств;

· правила документооборота и технология обработки учетной информации

· порядок контроля за хозяйственными операциями

o и др. решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Выбранные способы ведения бухгалтерского учета применяются с 01 января года следующего за годом утверждения и применяются всеми структурными подразделениями организации (филиалами, представительствами и др. в том числе и выделенными на самостоятельный баланс независимо от их места нахождения.

Вновь созданные организации, организации, возникшие в результате реорганизации, оформляют избранную учетную политику не позднее 90 дней со дня государственной регистрации, при этом учетная политика считается применяемой со дня государственной регистрации юридического лица.

Принятая организацией учетная политика подлежит оформлению организационно-распорядительной документацией {приказы, распоряжения).

При формировании УП предполагается:

1) допущение имущественной обособленности 2) допущение непрерывности деятельности

3) допущение последовательности применения УП 4) допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности

Учетная политика должна обеспечивать:

1) требование полноты 2) требование своевременности 3) требование осмотрительности 4) требование приоритета содержания перед формой 5) требование непротиворечивости 6) требование рациональности

Изменение учетной политики организации может производиться в случаях:

1) изменения в законодательстве РФ и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету 2) разработки новых способов бухгалтерского учета; 3) существенного изменения условий деятельности организации (реорганизации организаций, смены собственников, изменение видов деятельности), 4) изменения в УП должны был. обоснованы и оформлены соответствующими организационно-распорядительными документами. 5) изменение учетной политики производиться с отчетного года, если иное не обуславливается причиной такого изменения.

Изменения УП производятся с начала года. Последствия изменения УП оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, отражаются в бухгалтерской отчетности ретроспективно, за исключением случаев, когда оценка в денежном выражении таких последствий в отношении периодов, предшествовавших отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью.

Не считается изменением учетной политики утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации.

РАСКРЫТИЕ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ.

В соответствии с ПБУ 1/08 организации согласно законодательству, учредительным документам, либо по собственной инициативе должны публиковать свою отчетность полностью или частично. В случае публикации неполной бухгалтерской отчетности информация об УП подлежит раскрытию как минимум в части, относящейся к опубликованным материалам.

Организация должна раскрывать в пояснительной записке к годовой бухгалтерской отчетности, избранные при формировании УП способы ведения бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятия решения пользователей бухгалтерской отчетности.

Существенными признаются способы ведения бухгалтерского учета, без знания о применении которых пользователями бухгалтерской отчетности невозможна достоверная оценка имущественного и финансового состояния, организации. Обязательному раскрытию подлежат:

* способы оценки основных средств и нематериальных активов;

· способы начисления амортизации основных средств, нематериальных активов;

* о принятых сроках полезного использования основных средств и нематериальных активов;

♦ способы оценки производственных запасов, товаров, незавершенного производства и готовой продукции;

· виды и способы начисления резервов, расходов будущих периодов и др. способы без знания о применении которых пользователи

бухгалтерской информации не будут иметь возможность достоверно оценить имущественное, финансовое состояние и результатов

деятельности организации.

Изменения в УП, существенно влияющие на оценку и принятие решения пользователей бухгалтерской отчетности подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности, а именно:

· причины изменения УП;

· оценка последствий изменения УП в денежном выражении;

· информация о том, что включенные в бухгалтерскую отчетность за отчетный год соответствующие данные предшествующих отчетных периодов скорректированы.

Состав и содержание информации, подлежащей раскрытию в составе бухгалтерской отчетности по конкретным вопросам бухгалтерского учета устанавливаются соответствующими ПБУ.

2) Метод бухгалтерского учета - совокупность способов и приемов, с помощью которых познается предмет (объекты) бухгалтерского учета. Он позволяет изучить явления в движении, изменении, взаимосвязи и взаимодействии. Метод бухгалтерского учета зависит от предмета учета, т.е. отражаемых и контролируемых объектов, а также поставленных перед учетом задач и предъявляемых к нему требований. Поэтому метод нельзя рассматривать как нечто застывшее. Изменение экономических отношений, развитие научно-технического прогресса предъявляют новые требования к бухгалтерскому учету, а это вызывает изменение его приемов и способов.
Например, применение ЭВМ приводит к совершенствованию способов наблюдения, контроля и регистрации хозяйственных операций, съема информации. Содержание метода бухгалтерского учета вытекает из его сущности и особенностей бухгалтерского учета.
Метод бухгалтерского учета включает в себя следующие способы и приемы, которые принято называть элементами метода бухгалтерского учета:
· документация и инвентаризация,
· оценка и калькуляция,
· счета и двойная запись,
· баланс и отчетность.
Документация - письменное свидетельство о совершенной хозяйственной операции или о праве на ее совершение. Каждая хозяйственная операция оформляется документами. Документ служит не только основанием для фиксирования операций, но и способом первичного наблюдения и регистрации их. Документация служит целям контроля, даст возможность проводить документальные проверки, обеспечивает сохранность имущества.
Инвентаризация - способ проверки соответствия фактического наличия хозяйственных средств в натуре данным учета; как элемент метода бухгалтерского учета — средство наблюдения и последующей регистрации явлений и операций, неотраженных первичной документацией в момент их совершения. Поэтому инвентаризация является дополнением документации.
Документация и инвентаризация являются приемами первичного наблюдения за объектами бухгалтерского учета.
Оценка - способ, с помощью которого хозяйственные средства получают денежное выражение. Оценка хозяйственных средств каждого хозяйствующего субъекта базируется на их фактической себестоимости. Этим достигается реальность оценки.
Для руководства хозяйственными процессами требуется знать все затраты, связанные с их осуществлением. При этом исчисляется не только величина каждого вида затрат, но и общая их сумма, относящаяся к определенному объекту, т.е. исчисляется себестоимость учитываемых объектов. Себестоимость объектов учета исчисляется при помощи калькуляции, используемой для контроля за величиной затрат.
Для постоянного контроля за хозяйственными процессами предприятия, за состоянием средств и источников их образования необходимо все хозяйственные операции учитывать непрерывно по отдельным стадиям, а также в разрезе отдельных групп и видов хозяйственных средств. В бухгалтерском учете такое отражение хозяйственных средств и процессов производится путем наблюдения за изменениями, происходящими с различными видами имущества и источниками его образования, за всеми затратами, производимыми в том или ином хозяйственном процессе.
Экономическая группировка объектов бухгалтерского учета, позволяющая получать о них показатели, необходимые для текущего наблюдения за хозяйственной деятельностью, обеспечивается также системой счетов. Необходимость в счетах объясняется тем, что сведения, имеющиеся в документах, дают только разрозненную характеристику объектов учета.
Счета в бухгалтерском учете позволяют производить группировку и получать обобщенные характеристики объектов учета.
Отражение хозяйственных операций в системе счетов осуществляется при помощи двойной записи, сущность которой заключается во взаимосвязанном отражении различных явлений, вызываемых хозяйственными операциями.
Например, на счетах бухгалтерского учета процесс поступления на предприятие купленных материалов увязывается с расходованием денежных средств, уплаченных продавцу этих материалов. Такой способ записей раскрывает их экономическое содержание, позволяет более глубоко изучать хозяйственную деятельность предприятий.
Контроль за всей совокупностью объектов в бухгалтерском учете производится путем сопоставления хозяйственных средств с источниками их образования. Такое сопоставление носит название балансового обобщения. Балансовое обобщение характеризуется равенством общей суммы видов средств и суммы источников их образования. Равенство это сохраняется постоянно. Балансовое обобщение позволяет осуществлять строгий контроль за наличием и использованием средств любого хозяйствующего субъекта.
Результаты хозяйственной деятельности, а также конкретизация отдельных показателей баланса содержатся в отчетности. Бухгалтерская отчетность - единая система информации о финансовом положении хозяйствующего субъекта за определенный период времени. К отчетности, как элементу метода бухгалтерского учета, предъявляется целый ряд требований:
· достоверность
· целостность;
· сопоставимость;
· последовательность;
· отчетный период;
· оформление.
В данной курсовой работе мы подробнее рассмотрим метод документации и первичный учет.
Документы должны составляться четко, разборчиво с помощью ручной записи, с применением пишущей машинки или вычислительной техники. Каждый документ должен быть заполнен выбранным способом от начала и до конца. Для документов, как правило, используются типовые формы, изготавливае­те; виде бланков, образцы которых утверждены Госкомстатом РФ.
Что предпринять, если допущена ошибка в первичном документе?
Можно применить способ отрицательной, или сторниро­вочной, записи. При этом ошибочная запись повторяется красными чернилами или стандартным цветом (синий, черный) с заключением ее в прямоугольную рамку. Крас­ный цвет или прямоугольная рамка аннулируют ошибоч­ную запись, после чего делается правильная запись;
Можно зачеркнуть неправильно написанную сумму одной чертой. Над ней сделать правильную запись с указанием даты исправления и подписью бухгалтера- При необходи­мости составляется справка, раскрывающая исправление и причину ошибки. Такой способ исправления называется корректурным.
В кассовых и банковских документах никаких исправлений, подчисток, помарок быть не должно. Для правильного составления документа необходимо:
заполнять документ на бланке (при его отсутствии — на чистом листе бумаги) ручкой, на пишущей машинке или с применением ПЭВМ;
· строго соблюдать установленную форму и реквизиты до­кумента;
· точно излагать содержание документа;
· четко и разборчиво писать текст и цифры;
· незаполненные пробелы в бланке документа прочеркивать;
· сумму в денежных документах указывать цифрами и про­писью;
· снабжать документ необходимыми разборчивыми подпи­сями с указанием должностей лиц, подписавших документ.
Бухгалтерские документы подразделяются по назначению, способу отражения хозяйственных операций; месту составления, способу охвата операций.
По назначению документы подразделяются на распорядительные, оправдательные (исполнительные), комбинированные и документы бухгалтерского оформления.
Распорядительные документы содержат в себе приказ, распоряжение или дают право на совершение операции (платежное поручение, доверенность, распоряжение о проведении инвентари­зации и др.). Эти документы не подтверждают факта совершения операции и не являются основой для отражения ее в учете,
Оправдательные документы оформляют уже совершенную операцию (инвентаризационная опись, различные акты и др...) и служат основанием для отражения хозяйственной операций в учете,
Комбинированные документы содержат в себе распоряжение и одновременно оформляют уже совершенную операцию (приходные и расходные кассовые ордера, накладные и др.). Использование в учете комбинированных документов сокращает их обще количество, ускоряет обработку и уменьшает расходы предприятия на приобретение документов.
Документы бухгалтерского оформления составляются и используются для нужд бухгалтерии (справки об ошибках, обнаружении в учетных записях, расчет реализованной торговой надбавки и др.).
По способу отражения хозяйственных операций документы подразделяются на первичные и сводные,
Первичный документ составляется в момент совершения операции и является первым свидетельством хозяйственной операции (накладные, кассовые ордера, акты и др.). Их название определяется тем, что они служат основанием для первичного этапа в учете.
Сводный документ составляется на основании первичных документов и обобщает сведения, содержащиеся в них (товарные, кассовые отчеты и др.), что позволяет осуществлять контроль; сохранностью материальных ценностей и денежных средств.
Сводные документы широко распространены в практике бухгалтерского учета, так как они сокращают количество записей и значительно упрощают и облегчают учетную работу.
По месту составления документы подразделяются на внутренние и внешние.
Внутренние документы составляются и имеют юридическую силу только на самом предприятии (платежная ведомость, инвентаризационная опись и др.).
Внешние документы поступают на предприятие с других предприятий (счет-фактура, товарно-транспортная накладная и др.),
По способу охвата операций первичные документы подразделяются на разовые, накопительные и группировочные.
Разовые документы оформляют одну хозяйственную опера­цию (наряд на работу).
Накопительный документ отражает однородные разовые операции в последовательности порядка их составления. Накопительные документы (чьные ведомости обычно заводятся для записи в них разовых документов в течение определенного периода. Накопительные ве­домости составляются по приходу материалов на склад, расходу . натериалов со склада, по приходу денег в кассу и др. Использова­ние этих документов сокращает количество документов в обороте предприятия, ускоряет процесс документального оформления “рации и сокращает расходы по ведению бухгалтерского учета.
Группировочным считается документ, в котором отражается информация из однородных разовых документов, сгруппирован­ных по тем или иным видам материалов, затрат и. т. д.
Бухгалтерская обработка документов
Все документы до записи их по счетам предварительно должны быть обработаны. Выделяют следующие этапы обработ­ки бухгалтерских документов.
1. Проверка документов:
• проверка соблюдения формы, реквизитов;
• проверка законности совершения операции;
• арифметическая проверка.
2. Таксировка (выражается в переводе натуральных измери­телей в денежные).
3. Гашение.
4. Группировка документов по однородным признакам (по кассе, расчетному счету).
5. Перенос содержания документов в учетные регистры,
6. Подшивка по группам документов и сдача в архив. Особое внимание уделяется проверке документов. При полу­чении документа должна быть проведена проверка полноты его содержания (формальная проверка), арифметическая (счетная проверка) и проверка по существу (логическая проверка).

9)

16)Формы и системы оплаты труда;

Заработная плата — денежная компенсация, которую работник получает в обмен за свой труд.

Форма оплаты труда - механизм начисления заработной платы, обеспечивающий учет количества труда, затраченного работниками.

СУЩЕСТВУЕТ ТРИ СИСТЕМЫ ОПЛАТЫ ТРУДА:

1) ПОВРЕМЕННАЯ (ТАРИФНАЯ) СИСТЕМА ОПЛАТЫ ТРУДА.Оплата производится за фактически отработанное время, независимо от результатов работы. В основе расчета – оклад или тариф.

· Простая повременная.Оклад = 1000 руб., отработано 20 дней из 25 положенных

· Премиальная повременная.ЗП = ЗП по тарифу + премия в %х от оклада

2) СДЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ОПЛАТЫ ТРУДА. Оплата производится за объем выполненных работ, независимо от потраченного времени. В основе расчета – сдельные расценки.

Прямая сдельная

ЗП = сдельная расценка за 1цу работ * объем работ

Сдельно-премиальная

ЗП = ЗП прямая сдельная + % за перевыполнение плана

Сдельно-прогрессивная

Увеличенные расценки оплаты за выработку сверх нормы

Косвенно-сдельная

ЗП вспомогательных рабочих = % от ЗП основных рабочих

Аккордная

Объем работ и расценок устанавливается на бригаду, выплаты участникам зависят от квалификации и коэффициента трудового участия работника.

3) КОМИССИОННАЯ СИСТЕМА ОПЛАТЫ ТРУДА.Оплата производится в размере процента от выручки организации.:

1.С применением минимального оклада. ЗП=минимальный оклад + % от выручки

2.Без применения минимального оклада. ЗП=% от выручки организации

Порядок применения той или иной системы труда к конкретному сотруднику оговаривается в трудовом договоре, а общий порядок, принятый в организации, утверждается приказом или распоряжением руководителя в виде Положения об оплате труда.

Информация о наименовании структурных подразделений организации, профессиях (должностях) сотрудников, количестве штанных единиц сотрудников, окладах и надбавках отражается в Штатном расписании организации (унифицированная форма Т-3). Штатное расписание также утверждается отдельным приказом или распоряжением руководителя организации.

Наши рекомендации