Правило (стандарт) n 12. согласование условий проведения аудита

14.

Мониторинг — систематический сбор и обработка информации, которая может быть использована для улучшения процесса принятия решения, а также, косвенно, для информирования общественности или прямо как инструмент обратной связи в целях осуществления проектов, оценки программ или выработки политики

.Документальная ревизия (иногда, просто ревизия) — это наиболее полная форма последующего финансового контроля. Под документальной ревизией понимают систему контрольных действий по проверке законности и обоснованности хозяйственных операцийревизуемой организации, правильности их отражения в бухгалтерском учёте и отчётности.

Контроллинг — это комплексная система управления организацией, направленная на координацию взаимодействия систем менеджмента и контроля их эффективности. Контроллинг может обеспечивать информационно-аналитическую поддержку процессов принятия решений при управлении организацией (предприятием, корпорацией, органом государственной власти) и может быть частью прописывающей принятие определённых решений в рамках определённых систем менеджмента.

Эксперти́за (от лат. expertus — опытный, сведущий) — исследование, проводимое лицом, сведущим в науке, технике, искусстве или ремесле, привлечённым по поручению заинтересованных лиц, в целях ответа на вопросы, требующие специальных познаний.

Ауди́т (от лат. audit — слушает) или ауди́торская прове́рка — процедура независимой оценки деятельности организации, системы, процесса, проекта или продукта. Чаще всего термин употребляется применительно к проверке бухгалтерской отчётности организаций с целью выражения мнения о её достоверности.

Виды и этапы аудита

1. Независимость внутреннего аудитора условна, поскольку определяется его подчиненностью в организации – непосредственно директору или его заместителю, правлению или собранию акционеров. Но в любом случае внутренний аудитор имеет перед организацией обязательства и финансовую заинтересованность, определяемые договором трудового найма и внутренним распорядком.

2. Главной задачей внутреннегоаудита является не подтверждение достоверности отчетности, а обеспечениеконтрольных мер для предотвращения потери ресурсов.

Этапы: 1. Подготовка- определение необходимых спецификаций или требований, ознакомление с документацией, определение продолжительности аудита и согласование времени

2.Проверка – задать вопросы сотрудникам, Проверить работу сотрудников выборочным методом ,Установить соответствие или несоответствие требованиям

3. завершение – опр-ть кол-во несоответствий Согласование и распределение несоответствий по категориям, Информирование высшего руководства организации о результатах аудита, Согласование сроков и состава корректирующих действий.

Стандарты аудита

Стандарты аудита регулируют профессиональную деятель­ность аудиторов и широко признаны во всем мире, поскольку позволяют достичь наибольшей объективности в выражении аудиторского мнения по поводу соответствия финансовой от­четности общепринятым принципам ведения бухгалтерского учета и формирования финансовой отчетности, а также устанав­ливают единые качественные критерии сравнения результатов аудиторской деятельности. Единообразие аудиторской деятель­ности является необходимым ее условием ввиду многообразия методик, применяемых в аудиторской практике, и сложности их сопоставления.

Аудиторские стандарты формулируют единые базовые требо­вания, определяющие нормативы по качеству и надежности аудита и обеспечивающиеопределенный уровень гарантии ре­зультатов аудиторской проверки при соблюдении этих требова­ний. Они устанавливают единые требованияк процедуре аудиро­вания, аудиторскому заключению и самому аудитору. С измене­нием экономической ситуации аудиторские стандарты подлежат периодическому пересмотру в целях максимального удовлетво­рения потребностей пользователей финансовой отчетности.

На базе аудиторских стандартов формируются программы для подготовки аудиторов, а также требования для проведения экза­менов на правозаниматься аудиторской деятельностью. Ауди­торские стандарты являются основанием для доказательства в суде качества проведения аудитаи определения меры ответствен­ности аудиторов.

Стандарты устанавливают общий подход к проведению ауди­та, масштаб аудиторской проверки, виды отчетов аудиторов, методологию аудита,а также базовые принципы, которым должны следовать все представители этой профессии независи­мо от условий, в которых проводится аудит. Аудитор, допуска­ющий в своей практике отступления от стандарта, должен быть готов объяснить причину этого.

Стандарты играют важную роль в аудите и аудиторской дея­тельности, поскольку они:

· обеспечивают высокое качество аудиторской проверки; содействуют внедрению в аудиторскую практику новых науч­ных достижений;

· помогают пользователям понимать процесс аудиторской про­верки;

· создают общественный имидж профессии; устраняют контроль со стороны государства; помогают аудитору вести переговоры с клиентом;обеспечивают связь отдельных элементов аудиторского про­цесса.

С развитием транснациональных корпораций, интеграции и превращением аудиторских фирм в крупные международные группы появилась необходимость унификации аудита в между­народном масштабе. Проблемы в области аудита практически одинаковы во всем мире, поэтому профессиональные организа­ции какой-либо страны, решающие очередную проблему аудита, прежде всего изучают вариант ее решения в другихорганизаци­ях, разрабатывающих аудиторские стандарты.

В настоящее время выделяют три группы стандартов:

· национальные;

· международные;

· внутрифирменные.

17. 14 стандартОтветственность руководства аудируемого лица
за соблюдение нормативных правовых актов
Российской Федерации

Аудитор не несет ответственности за несоблюдение законодательства Российской Федерации аудируемым лицом, и дохера пунктов с примерным содержанием «аудитор должен опираться на все законодательство РФ»,

Руководству аудируемого лица при выполнении своих обязанностей по предотвращению и обнаружению фактов несоблюдения нормативных правовых актов Российской Федерации рекомендуется осуществлять в первую очередь следующие процедуры:
отслеживание изменений законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности и обеспечение гарантий того, что хозяйственная деятельность аудируемого лица соответствует установленным требованиям;
разработка и функционирование надлежащей системы внутреннего контроля;
разработка, утверждение и обеспечение соблюдения правил внутреннего распорядка с обязательным уведомлением работников аудируемого лица;
условия, обеспечивающие ознакомление и понимание правил внутреннего распорядка;
осуществление контроля за соблюдением правил внутреннего распорядка и применение дисциплинарных мер к работникам, не соблюдающим указанные правила;
привлечение специалистов в области права для отслеживания изменений законодательства Российской Федерации;
ведение реестра нормативных правовых актов Российской Федерации, которые должны соблюдаться аудируемым лицом.

ПРАВИЛО (СТАНДАРТ) N 12. СОГЛАСОВАНИЕ УСЛОВИЙ ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТА

С точки зрения интересов аудитора и аудируемого лица целесообразно заблаговременное подписание с предполагаемым аудируемым лицом договора оказания аудиторских услуг.
6. Форма и содержание договоров оказания аудиторских услуг (писем о проведении аудита) для различных аудируемых лиц могут иметь особенности, но, как правило, в договоре оказания аудиторских услуг (письме о проведении аудита) указываются:
цель аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности;
ответственность руководства аудируемого лица за подготовку и представление финансовой (бухгалтерской) отчетности;
объем аудита, включая ссылки на законодательство Российской Федерации и федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности;
аудиторское заключение и любые иные документы, которые предполагается подготовить по результатам аудита;
информация о том, что в связи с применением в ходе аудита выборочных методов тестирования и другими свойственными аудиту ограничениями, наряду с ограничениями, присущими системам бухгалтерского учета и внутреннего контроля аудируемого лица, имеется неизбежный риск того, что некоторые, в том числе существенные, искажения финансовой (бухгалтерской) отчетности могут остаться необнаруженными;
требование обеспечения свободного доступа ко всей бухгалтерской документации и другой информации, запрашиваемой в ходе проведения аудита;
цена проведения аудита (либо способ ее определения), а также порядок признания услуги оказанной и порядок расчетов.

Наши рекомендации