Вопрос 6.5.Цены: понятие, функции, структура, виды.
Факторы снижения цен. Виды цен. Методы ценообразования.
Понятие цены
Цена – это денежная форма, овеществленного в товаре труда.
Основные соображения при назначении цены
Производители ® Цена товара ←Покупатели
Цена нижнего предела Цена равновесия Цена верхнего предела
2. Функции цен: 1.Учетная – это учет в цене индивидуальных затрат производителя.
2. Регулирующая функция – это обеспечение соответствия между спросом и предложением.
3. Стимулирующая функция – заинтересовывает производителя в выпуске современных товаров и снятия с производства устарелых.
3. Факторы роста цен: 1.Превышение спроса над предложениемNспроса > Nпредложения => Ц растет; 2.Превышение темпов роста доходов с заработной платы над темпами роста производительности труда.
3. Неэффективное использование ресурсов – материальных, трудовых, финансовых.
4. Ажиотажный спрос.
4. Факторы снижения цен: 1.Превышение предложения над спросом.
1. Превышение темпов роста производительности труда над темпами роста заработной платы.
2. Эффективное использование ресурсов.
3. Государственное регулирование цен.
Виды цен
1.1.В зависимости от способа реализации различают:
- оптовая цена предприятия;
- оптовая цена сбытовой организации;
- розничная цена
1.2.В зависимости от степени учета транспортно-заготовительных расходов различают цены по «франкировке».
«Франко» – коммерческий термин, применение которого в сочетании с обозначением конечного пункта доставки означает, что покупатель свободен от расходов по транспортировке до этого пункта.
Франко-склад предприятия (самовывоз)
Франко-вагон станция отправителя (+ доставка прод. на станцию отправления и погрузку в вагон)
Франко-вагон станция назначения (+транспортировка по ж/д тарифам до станции назначения)
Франко-склад станция назначения (+разгрузка и хранение продукции на складе станции назначения)
Франко-склад потребителя(+доставка до склада потребителя и разгрузка на складе)
1.3.В зависимости от степени регулирования государством:
-твердые (фиксированные) пр. тарифы на эл .энергию
-регулируемые(продукция предприятий монополистов); -свободные
1.4.В зависимости от времени действия: -сезонные; -разовые; -постоянные (в течение действия срока договора); -скользящие (учитывают изменения в издержках производства); -ступенчатые (ряд последовательно снижающихся цен на продукцию по предварительно принятой шкале)
1.5.По степени обоснованности: -базисная; -справочная; -прейскурантная; -реальная.
Цена– денежное выражение стоимости товара, означающее сумму денег, за которую продавец хочет продать, а покупатель готов купить товар.
Ценовая политика– это процесс формирования цен на товары и услуги.
Процесс разработки и реализации ценовой политики предприятия: