Органы управления кредитной организации, порядок их создания.
ФЗ «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990
Статья 11.1. Органы управления кредитной организации (введена ФЗ от 19.06.2001 N 82-ФЗ)
Органами управления кредитной организации наряду с общим собранием ее учредителей (участников) являются совет директоров (наблюдательный совет), единоличный исполнительный орган и коллегиальный исполнительный орган.
Единоличный исполнительный орган, его заместители, члены коллегиального исполнительного органа (далее — руководитель кредитной организации), главный бухгалтер кредитной организации, руководитель ее филиала не вправе занимать должности в других организациях, являющихся кредитными или страховыми организациями, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, а также в организациях, занимающихся лизинговой деятельностью или являющихся аффилированными лицами по отношению к кредитной организации, в которой работают ее руководитель, главный бухгалтер, руководитель ее филиала.
Кандидаты на должности членов совета директоров (наблюдательного совета), руководителя кредитной организации, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера кредитной организации, а также на должности руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера филиала кредитной организации должны соответствовать квалификационным требованиям, установленным ФЗ и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России.
Кредитная организация обязана в письменной форме уведомить Банк России обо всех предполагаемых назначениях на должности руководителя кредитной организации, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера кредитной организации, а также на должности руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера филиала кредитной организации.
Кредитная организация обязана в письменной форме уведомить Банк России об освобождении от должностей руководителя кредитной организации, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера кредитной организации, а также руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера филиала кредитной организации не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия такого решения.
Общее собрание вырабатывают стратегию деятельности кредитной организации на рынке банковских услуг. Конкретные вопросы этой стратеги претворяет в жизнь, своими решениями, совет директоров. Текущим управлением занимаются исполнительные органы кредитной организацииОрганы управления кредитной организации предусмотрены в статье 11.1 ФЗ «О банках и банковской деятельности». Однако следует иметь в виду, что кредитная организация — это хозяйственное общество. Поэтому вопросы управления в хозяйственных обществах регулируются не только банковским, но и гражданским законодательством. Это нормы ГК РФ и нормы ФЗ «Об акционерных обществах», ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».
Единоличный орган называется так, как это указано в уставе кредитной организации. Чаще всего — президент или председатель правления кредитной организации. Название коллегиального исполнительного органа тоже зафиксировано в уставе кредитной организации. Как правило, — правление кредитной организации.
Единоличный исполнительный орган, его заместители, члены коллегиального исполнительного органа (далее — руководитель кредитной организации), главный бухгалтер кредитной организации, руководитель ее филиала не вправе занимать должности в других организациях, являющихся кредитными или страховыми организациями, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, а также в организациях, занимающихся лизинговой деятельностью или являющихся аффилированными лицами по отношению к кредитной организации, в которой работают ее руководитель, главный бухгалтер, руководитель ее филиала.
Охарактеризуем основные этапы создания кредитных организаций. 1. До заключения учредительного договора учредители кредитной организации направляют в Банк России запрос о возможности использования кредитной организацией предполагаемых полного официального и сокращенного наименований (на русском языке). Банк России в течение 5 рабочих дней после получения данного запроса направляет учредителям кредитной организации и в территориальное учреждение Банка России по предполагаемому местонахождению кредитной организации письменно сообщение, действительное в течение 12 месяцев с даты его направления, содержащее заключение о возможности использования предполагаемых фирменного и сокращенного наименований кредитной организации. 2. Заключение учредительного договора и утверждения устава кредитной организации. Учредителями кредитной организации могут быть юридические и (или) физические лица, участие которых в кредитной организации не запрещено федеральными законами. Учредитель – юридическое лицо должен иметь устойчивое финансовое положение, достаточно собственных средств для внесения в уставный капитал кредитной организации, осуществлять деятельность в течение не менее трех лет, выполнять обязательства перед федеральным бюджетом, бюджетом субъекта РФ, местными бюджетами за последние три года. 3. Не позднее чем через один месяц после заключения учредительного договора и утверждения устава кредитной организации в территориальное учреждение Банка России должны быть представлены следующие документы: - заявление с ходатайством о государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций на имя руководителя Банка России. В заявлении также указываются сведения о местонахождении (адресе) постоянно действующего исполнительного органа кредитной организации, по которому с ней осуществляется связь; - учредительный договор, содержащий следующие сведения: о порядке совместной деятельности по созданию кредитной организации, составе учредителей кредитной организации, условиях передачи учредителями (участниками) своего имущества кредитной организации и их участия в ее деятельности, размере уставного капитала, составе органов управления кредитной организации и их компетенции, принятия ими решений, иные сведения, предусмотренные федеральными законами; - устав кредитной организации, утвержденный общим собранием учредителей, который должен содержать следующие сведения: фирменное (полное официальное) и сокращенное наименование кредитной организации на русском языке; о местонахождении (адресе) органов управления кредитной организации и ее обособленных подразделений; перечень осуществляемых кредитной организацией банковских операций и сделок; о размере уставного капитала, порядке его формирования; сведения о системе органов управления кредитной организацией; положения, определяющие порядок реорганизации и ликвидации кредитной организации; иные положения, предусмотренные федеральными законами; - бизнес-план кредитной организации, утвержденный общим собранием учредителей кредитной организации; - протокол общего собрания учредителей кредитной организации, содержащий решения о создании кредитной организации, об утверждении ее наименования, устава, кандидатур для назначения на должности руководителей кредитной организации, бизнес-плана и другие решения. Кроме того, представляется протокол заседания совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации, содержащий решение об избрании председателя совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации; - документы, подтверждающие уплату государственной пошлины за государственную регистрацию кредитной организации (в размере 2000 рублей) и лицензионного сбора за рассмотрение вопроса о выдаче лицензии на осуществление банковских операций (в размере 0,1 % от размера объявленного уставного капитала кредитной организации, указанного в ее уставе); - копии документов о государственной регистрации учредителей – юридических лиц кредитной организации, аудиторские заключения о достоверности их финансовой отчетности, а также подтверждения налоговыми органами выполнения учредителями – юридическими лицами обязательств перед федеральным бюджетом, бюджетом субъекта РФ и местными бюджетами за последние три года, иные документы, предусмотренные нармативными актами Банка России, устанавливающими порядок и критерии оценки финансового положения учредителей кредитной организации; - документы, подтверждающие источники происхождения средств, вносимых учредителями – физическими лицами в уставный капитал кредитной организации; - анкеты кандидатов (соответствующих установленным квалификационным требованиям) на должности руководителей кредитной организации, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера кредитной организации. Анкеты должны содержать сведения о наличии у этих лиц высшего юридического или экономического образования и опыта руководства отделом или иным подразделением кредитной организации, связанным с осуществлением банковских операций; о наличии или отсутствии судимости и иные сведения, установленные нормативными актами Банка России[8]; 4. Территориальное учреждение Банка России выдает учредителям кредитной организации письменное подтверждение получения от них указанных документов, срок рассмотрения которых не должен превышать девяносто календарных дней с даты их представления. При наличии замечаний по представленным документам, отсутствии полного комплекта документов, территориальное учреждение Банка России возвращает их учредителям кредитной организации с письменным заключением. Исправленные и повторно представленные документы считаются вновь поступившими и рассматриваются в общем порядке. 5. При отсутствии замечаний территориальное учреждение Банка России направляет в Банк России положительное заключение с документами, представленными учредителями кредитной организации. Данное заключение должно содержать полную информацию, на основании которой им был сделан вывод о возможности государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций. 6. Банк России рассматривает полученные документы и принимает решение о государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций в срок, не превышающий шести месяцев с даты представления в территориальное учреждение Банка России соответствующих документов. 7. В случае принятия решения о государственной регистрации кредитной организации Банк России в течение трех рабочих дней направляет в уполномоченный регистрирующий орган по предполагаемому местонахождению создаваемой кредитной организации документы, предусмотренные ст.12 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», с сопроводительным письмом. 8. Территориальное учреждение Банка России не позднее рабочего дня, следующего за днем получения от уполномоченного регистрирующего органа соответствующих документов, направляет в Банк России уведомление о внесении в единый государственный реестр юридических лиц записи о государственной регистрации кредитной организации, а также копии документов, полученных от уполномоченного регистрирующего органа; вносит в Книгу государственной регистрации кредитных организаций сведения об основном государственном регистрационном номере кредитной организации и о дате его присвоения. 9. Далее Банк России осуществляет следующие действия: - не позднее рабочего дня, следующего за днем получения уведомления, осуществляет государственную регистрацию первого выпуска акций кредитной организации и направляет соответствующее уведомление в территориальное учреждение Банка России; - не позднее трех рабочих дней со дня получения уведомления о внесении записи государственной регистрации кредитной организации, вносит в Книгу государственной регистрации кредитных организаций сведения о государственной регистрации кредитной организации, ставит на титульном листе каждого из представленных экземпляров учредительных документов штамп с указанием даты государственной регистрации и основного государственного регистрационного номера, а также направляет в территориальное учреждение Банка России следующие документы: 2 экземпляра свидетельства о государственной регистрации кредитной организации, 2 экземпляра каждого ее учредительного документа; - публикует в «Вестнике Банка России» сообщение о государственной регистрации кредитной организации. Порядок создания кредитной организации — установленная нормативными актами последовательность действий, целью которых является получение права на осуществление банковской деятельности. 1. До подписания учредительного договора учредители кредитной организации направляют в Банк Россиизапрос о предварительном согласовании предполагаемого полного официального и сокращенногонаименований кредитной организации. Предварительное согласование предполагаемых наименований кредитной организации действительно в течение 12 месяцев с момента получения согласия Банка России. 2. Подписание учредительного договора.Учредителями кредитной организации могут быть лица, участие которых в кредитной организации не запрещено законодательством. Учредителем банка может быть как юридическое, так и физическое лицо. Юридическое лицо должно отвечать следующимтребованиям: 8 иметь устойчивое финансовое положение; 8 иметь достаточно средств для внесения в уставный капитал кредитной организации; 8 действовать в течение 3 лет; и.т.д. Кроме этих общих для всех юридических лиц-учредителейк кредитной организации-учредителю предъявляются дополнительные требования. Она должна быть финансово устойчивой в течение последних 6 месяцев, предшествовавших дате подачи документов для государственной регистрации учреждаемой кредитной организации. Учредители банка не имеют право выходить из состава его участников втечение первых 3 лет со дня его регистрации, а также не имеют права собственности на имущество кредитной организации, а имеют только обязательственные права. 3. Не позднее чем через 1 месяц после подписания учредительного договора учредители кредитной организации должны представить в территориальное учреждение Банка России вместе с сопроводительным письмом следующие документы: - заявление с ходатайством о государственной регистрации кредитной организациии выдачелицензии на осуществление банковских операций, - заявление о постановке создаваемой кредитной организации на учет в налоговом органе; - учредительные документы; - протокол общего собрания учредителей (о принятии учредительных документов и об утверждении кандидатур для назначения на должности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера); - документы об уплате государственной пошлины за регистрацию кредитной организациии лицензионного сбора - копии свидетельств о государственной регистрации учредителей -юридических лиц, аудиторские заключения о достоверности их финансовой отчетности; - документы, подтверждающие источники происхождения средств, вносимых учредителями - физическими лицами в уставный капитал кредитной организации (справка о доходах с места работы, справка о наличии средств на счете в кредитной организации, декларация о доходах, заверенная налоговым органом, и т.п.); - анкеты кандидатов на должности руководителя и главного бухгалтера кредитной организации; - бизнес-план, составленный в соответствии с требованиями Банка России. - заключение федерального антимонопольного органа о согласовании вопроса создания кредитной организации и о соблюдении антимонопольных правил; - опись документов, представленных в комплекте Срок рассмотрения документов в территориальном учреждении Банка России не должен превышать 4 месяца с даты их поступления. При наличии замечаний по представленным документам, территориальное учреждение возвращает их учредителям с письменным заключением. Исправленные и повторно представленные документы считаются вновь поступившими и рассматриваются в общем порядке. 4. При отсутствии замечаний территориальное учреждение Банка России направляет в Банк Россииположительное заключение с необходимыми документами, представленными учредителями кредитной организации кредитной организации и лицензионного сбора за рассмотрение вопроса о выдаче лицензии и др. 5. Банк России рассматривает полученные документы и принимает решение о возможности государственной регистрации кредитной организации. Срок, в течение которого Банк России должен принять решение составляет 2 месяца. |