Направления законопроектной деятельности Комитета Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству

1. Прогнозирование и планирование экономического развития РФ

2. Макроэкономическая, структурная, научно-техническая политика

3. Экономическое обоснование бюджетной политики

4. Государственные федеральные и региональные целевые и инвестиционные программы

5. Разграничение полномочий между органами власти РФ и субъектов РФ в части регулирования экономики

6. Региональная экономическая политика

7. Платежный баланс и государственный внешний долг

8. Концептуальные вопросы экономической реформы

9. Государственное регулирование экономики

10. Интегрированные структуры

11. Инвестиционная деятельность и инвестиционные фонды в РФ

12. Стимулирование научно-технического прогресса, ресурсосбережения и энергосбережения

13. Регулирование государственных закупок, поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных нужд

14. Антимонопольное регулирование, обеспечение конкуренции

15. Экономическая интеграция государств – участников СНГ

16. Общие принципы функционирования Таможенного союза

17. Таможенное дело, таможенные тарифы

18. Ценовая политика, регулирование цен и тарифов

19. Регулирование биржевой деятельности

20. Обеспечение единства экономического пространства РФ, свободы экономической деятельности, свободного перемещения товаров и финансовых средств

21. Регулирование экспорта и импорта товаров, услуг и исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности, экспортный контроль

22. Защита экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговли

23. Свободные экономические зоны на территории РФ

24. Единое таможенное пространство и зоны свободной торговли

25. Экономические вопросы обеспечения национальной безопасности РФ

26. Концессионные договоры

27. Приведение законодательства РФ, регулирующего внешнеэкономическую деятельность, в соответствие с требованиями ВТО

28. Основы технического регулирования в РФ, стандартизация, сертификация,

29. Ратификация, прекращение и приостановление действия международных договоров РФ об экономическом, инвестиционном и военно-техническом сотрудничестве, о внешней торговле, международной кооперации и участии в международных экономических и внешнеторговых организациях (совместно с Комитетом по международным делам)

30. Вопросы государственной монополии по производству отдельных видов товаров

31. Социальные основы государственной политики в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива, табака и табачных изделий, включая лицензирование такой деятельности

32. Регулирование внутренней торговли, платежно-расчетных отношение

33. Реклама товаров и услуг

34. Кредитная кооперация

35. Организация хозяйственной деятельности в государственном секторе экономики

36. Средства идентификации продукции

37. Государственная статистическая деятельность

38. Правовое регулирование предпринимательской деятельности

39. Лизинг

40. Некоммерческие организации

41. Защита прав потребителей

42. Государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива, табака и табачных изделий, реклама алкогольной продукции, пива , табака и табачных изделий

В структуре законодательной власти существует единственный контрольный финансовый орган – Счетная палата. Она руководствуется законом «О счетной палате РФ» от 11. 01. 1995 года № 4 ФЗ. (Степашин Сергей Вадимович)

Счетная палата Российской Федерации является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием и подотчетным ему.

Счетная палата осуществляет контроль за исполнением федерального бюджета на основе принципов законности, объективности, независимости и гласности.

В целом Счетная палата осуществляет контроль за федеральной собственностью и федеральными денежными средствами. Контролю подлежат все юридические лица, деятельность которых связана с исполнением федеральных финансов, в том числе и Центральный Банк РФ и внебюджетные фонды. Основная функция Счетной палаты – контроль за исполнением федерального бюджета. При чем этот контроль представляет собой трехлетний цикл, то есть Счетная палата одновременно контролирует бюджеты трех лет. Счетная палата создается как юридическое лицо, независимое от Правительства, но подотчетное Федеральному собранию РФ.

Контроль производится предварительный, текущий и последующий. Предварительный контроль осуществляется на стадии составления финансовых планов, текущий – на стадии их выполнения, а последующий – на стадии отчета по выполнению финансовых планов.

Счетная палата Российской Федерации осуществляет:

• контроль за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

• определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;

• оценку обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

• финансовую экспертизу проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы федерального бюджета или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов.

• аудит эффективности, определяет результат использования государственных средств, проверяет не только законность и целевое назначение, но и эффективность затрат финансовых ресурсов с точки зрения решения общегосударственных задач.

Исполнительные органы власти:

1. Министерство финансов РФ

2. Министерство экономического развития РФ

3. Центральный банк РФ

Министерство финансов РФ руководствуется Положением «О Министерстве финансов РФ» № 273 от 06. 03. 1998 года. (Сулианов Антон Германович)

Основные задачи:

1. совершенствование бюджетной системы и развитие бюджетного федерализма в РФ

2. разработка и реализация единой бюджетной, налоговой и финансовой политики в РФ

3. концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях развития

4. разработка проекта федерального бюджета

5. составление отчета об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ

6. разработка программ государственных заимствования и управления государственным долгом

Полномочия Министерства финансов РФ распространяются только на финансовые средства Федерации. По структуре Министерство финансов РФ – совокупность служб по различным направлениям деятельности:

· федеральная служба по налогам и сборам – Мишустин Михаил Владимирович

· федеральная служба страхового надзора – Коваль Александр Павлович

· федеральная служба финансово – бюджетного надзора – Павленко Сергей Юрььевич

· федеральное казначейство – Артюхин Роман Евгеньевич

Важное подразделение – Главное управление федерального казначейства. Оно создано в соответствии с Указом президента от 08. 12. 1992 года. Основная задача – исполнение федерального бюджета. Он осуществляет контроль за бюджетными средствами на государственных предприятиях и в коммерческих организациях, в целом за финансовой деятельностью предприятия, находящегося в муниципальной собственности, а также проводит проверки по заданиям правоохранительных органов.

Федеральное казначейство осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

1. доводит до главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета показатели сводной бюджетной росписи, лимиты бюджетных обязательств и объемы финансирования;

2. ведет учет операций по кассовому исполнению федерального бюджета;

3. открывает в Центральном банке Российской Федерации и кредитных организациях счета по учету средств федерального бюджета, устанавливает режимы счетов федерального бюджета;

5. ведет сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;

6. ведет учет показателей сводной бюджетной росписи федерального бюджета, лимитов бюджетных обязательств и их изменений;

7. составляет и представляет в Министерство финансов Российской Федерации оперативную информацию и отчетность об исполнении федерального бюджета, отчетность об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации;

8. осуществляет распределение доходов от уплаты федеральных налогов и сборов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

9. осуществляет прогнозирование и кассовое планирование средств федерального бюджета;

10. осуществляет управление операциями на едином счете федерального бюджета;

11. осуществляет в установленном порядке кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

12. осуществляет предварительный и текущий контроль за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета;

В целом Министерство финансов РФ может накладывать следующие санкции:

1. приостановить или прекратить финансирование из федерального бюджета

2. взыскивать государственные средства в виде налогообложения и штрафов

3. проводит лицензирование и аттестацию аудиторской деятельности, страховой деятельности

Федеральная налоговая служба РФ. Руководствуется Положением

«О Федеральной налоговой службе РФ» (утв. постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. N 506)

Основные функции:

1. Обеспечить контроль за соблюдением налогового законодательстваза правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов.

2. Информирование Министерства финансов РФ и других финансовых органов о фактических поступлениях сумм налогов в бюджет и о случаях нарушения налоговой дисциплины.

3. Контроль за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции.

4. Надзор за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов.

5. Осуществление государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств

6. Разработка совместно с Министерством финансов РФ направлений по совершенствования налогообложения.

Федеральная служба страхового надзора.

4 марта 2011 года Указом Президента РФ № 270 Федеральная служба страхового надзора присоединена к Федеральной службе по финансовым рынкам (ФСФР). Этим же Указом были переданы функции ФССН к ФСФР (п. 2 Указа), которая теперь и осуществляет функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности.

Основные функции:

· принятие решений о выдаче или отказе в выдаче лицензий, об аннулировании, ограничении, приостановлении, восстановлении действия и отзыве лицензий;

· выдача и отзыв квалификационных аттестатов;

· ведение единого государственного реестра субъектов страхового дела и реестра объединений субъектов страхового дела;

· осуществление контроля за соблюдением субъектами страхового дела страхового законодательства, в том числе путем проведения проверок их деятельности;

· осуществление контроля за соблюдением субъектами страхового дела, в отношении которых принято решение об отзыве лицензии, сведений о прекращении их деятельности или об их ликвидации;

· выдача предписаний субъектам страхового дела при выявлении нарушений ими страхового законодательства;

· получение, обработка и анализ отчетности, представляемой субъектами страхового дела;

· обращение в случаях предусмотренных законом в суд с исками о ликвидации субъекта страхового дела — юридического лица или о прекращении субъектом страхового дела — физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;

· обобщение практики страхового надзора, разработка и представление в установленном порядке предложений по совершенствованию страхового законодательства, регулирующего осуществление страхового надзора.

Федеральная служба финансово – бюджетного надзора

Деятельность ФСФБН регламентируется Указом Президента России от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», Постановлением Правительства России от 08.04.2004 № 198 «Вопросы Федеральной службы финансово-бюджетного надзора «, Постановлением Правительства России от 15.06.2004 № 278 «Об утверждении положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора».

Министерство экономического развития РФ – Набиулина Эльвира Сапихзадовна

Федеральный орган исполнительной власти, действующий на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. № 437 (в ред. Указа от 01.06.09 № 457) «О Министерстве экономического развития Российской Федерации» осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития,

развития предпринимательской деятельности, в том числе среднего и малого бизнеса,

внешнеэкономической деятельности (за исключением внешней торговли),

имущественных отношений, несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления,

оценочной деятельности,

земельных отношений (за исключением земель сельскохозяйственного назначения),

государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета и кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки земель, государственного мониторинга земель (за исключением земель сельскохозяйственного назначения),

государственной регистрации прав на недвижимое имущество,

геодезии и картографии,

государственной статистической деятельности,

инвестиционной деятельности и государственных инвестиций,

формирования межгосударственных и федеральных целевых программ (долгосрочных целевых программ), ведомственных целевых программ, разработки и реализации программ социально-экономического развития Российской Федерации,

создания и функционирования особых экономических зон на территории Российской Федерации,

управления государственным материальным резервом,

размещения заказов на поставки товаров,

выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

ПОДВЕДОМСТВЕННЫЕ СЛУЖБЫ И АГЕНТСТВА
РОССТАТ Федеральная служба государственной статистики РОСРЕЕСТР Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии
РОСИМУЩЕСТВО Федеральное агентство по управлению государственным имуществом РОСРЕЗЕРВ Федеральное агентство по государственным резервам
           

Федера́льная тамо́женная слу́жба (ФТС Росси́и) — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.

11 мая 2006 указом Президента Российской Федерации Федеральная таможенная служба передана в подчинение Правительству Российской Федерации. Ранее ФТС России была подчинена Министерству экономического развития и торговли.

Руководитель Федеральной таможенной службы — Бельянинов, Андрей Юрьевич.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2006 года № 459 утверждено Положение «О Федеральной таможенной службе РФ» и на ФТС возложены следующие основные функции:

· ведение реестров лиц, организаций и объектов, включённых в область таможенного дела (таможенные брокеры, объекты интеллектуальной собственности и др.)

· выдача свидетельств и разрешений на право деятельности в определённых сферах таможенного дела

· определение порядка и непосредственное осуществление таможенного оформления и контроля

· классификация товаров в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) (а также ведение ТН ВЭД), определение страны происхождения и таможенной стоимости перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств

· правоохранительная деятельность — борьба с правонарушениями в области таможенного дела

· некоторые консультативные услуги, оказываемые на бесплатной основе участникам внешнеэкономической деятельности

Центральный Банк РФ – Игнатьев Сергей Михайлович

Статус, цели деятельности, функции и полномочия Банка России определяются Федеральным законом 10 июля 2002 года № 86 - ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»

Функции:

  • во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую денежно-кредитную политику;
  • монопольно осуществляет эмиссию (выпуск) наличных денег и организует наличное денежное обращение, а также утверждает графическое обозначение рубля в виде знака;
  • является кредитором последней инстанции для кредитных организаций[3], организует систему их рефинансирования;
  • устанавливает правила осуществления расчётов в Российской Федерации;
  • устанавливает правила проведения банковских операций;
  • осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации;
  • осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России (Международные резервы Российской Федерации по годам);
  • осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;
  • регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;
  • организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;
  • принимает участие в разработке прогноза платёжного баланса Российской Федерации и организует составление платёжного баланса Российской Федерации;
  • проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные.

В работе контрольных органов исполнительной и законодательной власти в области финансов имеет место дублирование функций. Это определяется общностью задач, которые стоят перед этими органами. В то же время есть существенная разница в проведении этой контрольной деятельности. А именно, законодательная власть контролирует соответствие осуществляемых действий существующему законодательству.

Контроль со стороны исполнительных органов власти направлен на решение конкретных задач в области финансов, а также на степень достижения поставленных целей.

Президент РФ обеспечивает взаимодействие органов законодательной и исполнительной власти. Непосредственный контроль реализуется по следующим направлениям:

1. президент РФ подписывает принимаемые законодательные акты

2. ежегодно выступает с бюджетным посланием Федеральному собранию, которое служит началом для подготовки проекта федерального бюджета на следующий год, в нем определяются основные направления финансовой политики государства на предстоящий год

3. имеет право назначить и снять с должности министра финансов

4. представляет кандидатуру на должность председателя ЦБРФ в Государственную думу

Функции Президента РФ существенно отличаются по сравнению с другими странами. Он не относится ни к законодательной, ни к исполнительной власти. Для осуществления контрольной деятельности в его администрации создается бюджетно – финансовое управление, в задачи которого входит:

1. анализ информации и выработка прогнозов по финансовым проблемам

2. определение приоритетов в расходовании финансовых ресурсов

3. подготовка предложений по основным направлениям финансового регулирования экономики страны

4. подготовка предложений по проектам законодательных и нормативных актов

На основе финансового планирования осуществляется деятельность хозяйствующих субъектов и государства.

Финансовое планирование – деятельность, направленная на обеспечение сбалансированности и пропорциональности финансовых ресурсов.

Объектом финансового планирования является финансово – хозяйственная деятельность. Итоговым результатом – хозяйственный план.

Финансовый план – это документ, где выражается и закрепляется движение средств конкретных денежных фондов. Состав показателей и форма финансового плана зависит от специфики деятельности, формы собственности и функций экономического субъекта.

Процесс планирования должен осуществляться при использовании таких принципов как:

  • гибкость(постоянная адаптация к изменениям среды функционирования предприятия, для чего необходима корректировка плана при различных изменениях внешней и внутренней среды)
  • непрерывность
  • коммуникативность
  • участие
  • адекватность
  • комплексность
  • многовариантность
  • итеративность(неоднократная увязка уже составленных разделов плана(итерации), что обусловливает творческий характер процесса планирования)

Виды планирования:

По срокам:

  • стратегическое
  • долгосрочное
  • краткосрочное
  • текущее
  • по степени охвата (общее и частичное);
  • предмету (объекту) планирования (целевое, средств — потенциал, оборудование, материалы, финансы, информация, программное, действий);
  • охвату (глобальное, контурное, макровеличин, детальное);
  • срокам (кратко-, средне-, долгосрочное);

Процесс финансового планирования состоит из следующих этапов.

· Анализ финансовых показателей за предыдущий период

· Долгосрочное финансовое планирование.

· Оперативное финансовое планирование.

· Практическое внедрение планов и контроль за их выполнением.

Всю совокупность финансовых планов можно разделить:

1. баланс на коммерческих предприятиях

2. смета не некоммерческих предприятиях

3. бюджет на уровне государства и другие макроэкономические планы

Баланс доходов и расходов составляется на основе балансового метода, который предполагает соответствие доходов и расходов. Это определяется экономической самостоятельностью коммерческих организаций – они самостоятельно формируют источники финансирования своей деятельности и направления их использования.

Смета – документ, который обосновывает целесообразность расходования бюджетных средств. По составу показателей – это перечень расходов бюджетной организации. Самостоятельность бюджетной организации существенно ограничена, поскольку она финансируется за счет средств бюджета. Это не означает, что не могут быть иные источники доходов. В соответствии с законодательством некоммерческие организации могут осуществлять коммерческую деятельность, но расходовать полученные средства на цели, предусмотренные при создании этой организации. В связи с этим доходы должны также учитываться в финансовом плане, при составлении сметы доходов и расходов.

В основе составления бюджетов лежит балансовый метод, но сбалансированность в реальности трудно достижима. Это связано с тем, что:

· доходы формируются за счет налогов и, как следствие, зависят от экономической ситуации

· расходы определяются его функциями и они могут превышать запланированные в случае непредвиденных обстоятельств

Существует теория дефицитного финансирования государственных расходов, то есть дефицит покрывается за счет заемных средств. Составляются сводные финансовые балансы по каждой территории, они объединяют в единую систему все финансовые планы страны: баланс доходов и расходов населения, платежный баланс страны и др.

Методы финансового планирования:

1. Метод экстаполяции – метод финансового планирования, который состоит в определении финансовых показателей на основе выявления их динамики исходя из показателей отчетного периода, то есть происходит сравнение текущих показателей с базовыми (темпы роста, прироста) и прогнозирование на будущее.

2. Нормативный метод – метод финансового планирования с использованием установленных норм и нормативов. Особенно этот метод применяется при расчете государственных расходов и расходов бюджетных организаций. В отдельных случаях он используется и в коммерческих организациях в части установленных государством норм по отношению к этим субъектам (нормируется резервный фонд, уставный фонд).

3. Метод экономико – математического моделирования – метод финансового планирования, который заключается в построении экономико – математических моделей, имитирующих течение реальных социально – экономических процессов.

4. Программно – целевой подход в финансовом планировании заключается в составлении социально – экономических прогнозов на долгосрочный период. Конкретные показатели не утверждаются и могут корректироваться в процессе исполнения плана. Составляются программы по различным направлениям социально – экономического развития, как правило, с определением строго целевого использования средств. Такой подход развит на федеральном уровне. Принято много федеральных социальных программ.

Все финансовые планы тесно связаны между собой и влияют друг на друга.

Финансовый контроль – совокупность действий и операций по проверке финансовой деятельности государства и хозяйствующих субъектов и других вопросов, связанных с использованием финансов.

Объектом финансового контроля выступают денежные отношения, связанные с формированием и использованием финансовых ресурсов.

Предмет финансового контроля – показатели, денежные средства на счетах, любые операции, связанные с использованием материальных, трудовых и иных видов ресурсов.

Задачи финансового контроля:

1. обеспечение сбалансированности между потребностями и наличием финансовых ресурсов

2. обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств

3. проверка правильности использования государством и предприятиями государственных ресурсов

4. проверка соблюдений финансово – хозяйственных операций

5. проверка правильности ведения бухгалтерского учета и отчетности

6. выявление факторов увеличения финансовых ресурсов, определение резервов роста

7. предупреждение и устранение нарушений финансово – хозяйственной дисциплины

Принципы финансового контроля:

1. Законность – содержание контроля определяется основными законодательными и нормативными актами.

2. Гласность – результаты финансового контроля должны быть общедоступны.

3. Объективность – финансовый контроль строится только на фактической и документальной основе деятельности объекта для всесторонней и беспристрастной ее оценки.

4. Подотчетность органов финансового контроля создающим их органам власти или собственникам

5. Разграничений функций и полномочий между различными органами финансового контроля

6. Независимость – органы контроля и их работники должны быть максимально ограждены от возможного влияния на результат их деятельности со стороны окружающих.

Виды:

1. по субъектам, осуществляющим финансовый контроль:

· государственный

· внутрихозяйственный

· внутриведомственный

· общественный

· аудиторский

2. по времени проведения

· предварительный

· текущий

· последующий

3. в зависимости от функций субъектов:

· обязательный

· инициативный

Методы финансового контроля:

· ревизия (полные, частичные, тематические, комплексные, плановые, внеплановые, документальные и тематические)

· проверка, которая проводится по отдельным вопросам финансово – хозяйственной деятельности на основе отчетных, балансовых, расходных документов

· обследования отдельных сторон деятельности. Обследования проводятся по более широкому кругу показателей, чем проверка, с целью определения финансового состояния и его перспектив. Используются специфические методы: опросы, анкетирование

· анализ, проводимый по отчетности

· мониторинг – (наблюдение) постоянный контроль за использованием финансовых ресурсов объектом контроля и его финансовым состоянием.

· Надзор – контроль за осуществлением финансовых операций в целях их приведения в соответствие с нормативами и требованиями, предъявляемыми действующим законодательством

6 Современные задачи управления финансами

В настоящее время в связи со сложившейся экономической ситуацией основными проблемами развития отраслей экономики являются:

снижение спроса на продукцию со стороны внутреннего и внешнего рынков;

удорожание кредитов, отсутствие свободных оборотных средств не позволяет предприятиям инвестировать в модернизацию оборудования и обновление основных фондов;

перенос сроков завершения ряда проектов по модернизации действующих предприятий и вводу новых мощностей;

рост цен на тарифы естественных монополий и потребляемые материально-технические ресурсы;

снижение цен на конечную продукцию, делающее производство отдельных видов продукции нерентабельным;

высокая капиталоемкость строительства новых производств и развития новых месторождений;

низкая глубина переработки и качество производимой продукции;

высокая степень изношенности и низкий уровень фондовооруженности;

недостаточный уровень развития транспортной инфраструктуры и инфраструктуры связи;

дефицит квалифицированных кадров;

недостаточные темпы освоения прогрессивных технологий.

В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 ключевой целью на предстоящий период является переход российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному социально ориентированному типу развития.

В рамках данной цели Министерство в 2009-2011 годах реализовываломероприятия по следующим направлениям:

содействие повышению конкурентоспособности приоритетных отраслей экономики с использованием механизмов частно-государственного партнерства, создания территориально-производственных кластеров, поддержки экспорта высокотехнологичной продукции и продукции с высокой добавленной стоимостью и рациональной защиты внутренних рынков с учетом международной практики в данной области;

повышение эффективности деятельности субъектов естественных монополий, включая формирование стимулов для снижения их издержек, и повышения эффективности инвестиционной политики монополий;

обеспечение эффективного функционирования системы государственных институтов развития в соответствии с общенациональными приоритетами экономической политики;

обеспечение эффективного функционирования промышленно-производственных и технико-внедренческих особых экономических зон и создание туристско-рекреационных и портовых особых экономических зон;

обеспечение стимулирования инноваций и технологического развития, в том числе путем содействия формированию национальной инновационной системы, включая такие элементы, как интегрированная с высшим образованием система научных исследований и разработок, гибко реагирующая на запросы со стороны экономики, инжиниринговый бизнес, инновационная инфраструктура, институты рынка интеллектуальной собственности, механизмы стимулирования инноваций и другие.

Обеспечение высоких и устойчивых темпов экономического роста в Российской Федерации напрямую зависит от повышения конкурентоспособности приоритетных отраслей экономики.

Задача устранения ограничений долгосрочного экономического роста требует системного подхода. Разработка комплекса мер по развитию секторов экономики является одной из важнейших задач Правительства Российской Федерации, реализация которой позволяет выработать стратегические и тактические решения в части экономических реформ и обоснования стратегий развития секторов экономики.

В целях обеспечения основных направлений Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 годах, решались следующие задачи:

разработка и внедрение административных регламентов государственных (муниципальных) функций и услуг;

оптимизация исполнения функций и оказания государственных (муниципальных) услуг, в том числе в режиме «одного окна», с использованием многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ), порталов государственных услуг, центров телефонного обслуживания, упразднение избыточных функций;

обеспечение роста открытости государственного управления, эффективного взаимодействие государства с бизнесом и гражданским обществом;

переход на предоставление государственных услуг в электронном виде;

оптимизация расходов на деятельность государственных органов и подведомственных организаций при исполнении государственных функций и оказании государственных услуг.

К 2012 году планируется создать более 100 МФЦ. Создание МФЦ позволит сократить численность территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, а также региональных и муниципальных органов власти, предоставляющих государственные и муниципальные услуги.

В рамках программы «Электронная Россия (2002-2010 годы) решались основные задачи:

создание информационных систем, обеспечивающих предоставление электронных государственных услуг в сфере предпринимательской деятельности, создание единой системы порталов по поддержке предпринимательства в России;

формирование федеральной информационной системы, обеспечивающей управление государственной поддержкой субъектов малого и среднего предпринимательства и мониторинг их деятельности;

создание информационных систем, обеспечивающих предоставление электронных государственных услуг в сфере недвижимости и регистрации сделок с недвижимостью;

создание общероссийского официального сайта Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов для удовлетворения государственных и муниципальных нужд;

создание единой системы Интернет-порталов государственных и муниципальных услуг;

внедрение в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг информационной системы обеспечения их деятельности;

создание Единого федерального информационного ресурса сведений о банкротстве.

Наши рекомендации