Основные функции гос.собственности в системе управления

Гос.соб-ть–сов-ть обществ-х отношений, складывающихся по поводу владения, распоряжения и пользования объектами, ресурсами собств-ти. Гос соб-ть – самая сложная форма собственности (т.к. субъект-Гос-во). Гос соб-ть-комплексная иерархическая система отношений, которая складывается по поводу присвоения объектов соб-ти.

Отличия гос. формы соб-ти от частной:

1. Носит анонимный характер; 2. Она неделима (нет акций, частей). 3. Различие целей упр-я – удовлетворение общественных потребностей, интересов. 5. Реализуется в неприбыльных сферах (соц. сфера)

Функции гос. соб-ти в Системе ГУ:

1) экономическая: к ней отноятся ключевые отрасли сферы экономики (произв-ая инфрастр-ра, электроэнергетика, ж/д транспорт);

2) социальная: гос.собст-ть обеспечивает функционирование некоммерческой соц.сферы;

3) гос.собств-ть выступает в роли антикризисного инструмента (гос.резервы, гос.заказы, национализация, путем снижения налогообл.)

4) гос.собств-ть позволяет гос-ву быть самостоятельным субъектом в экономических правовых отношениях с др.субъектами;

5) гос.собств-ть явл-ся гарантом обеспечения международных договоров и отношений;

6) гос.собств-ть создает благоприятные условия для развития частного предпр-ва, принимая большую долю издержек;

7) гос.собств-ть обеспечивает функционирование капиталоемких отраслей экономики (космос, развитие фунд.науки, нац.без-ти);

8) гос.собств-ть выступает генератором развития экономики;

9) контроль (над нац.ресурсами, богатством)

Существуют 2 вида структур: 1. СТРУКТУРА ПО ОБЪЕКТАМ: - недвижимые объекты: природные ресурсы; земля; государственные предприятия; исторические памятники культуры и искусства. - движимые объекты:средства бюджета; казна; ценные бумаги, которые принадлежат государству; информация; интеллектуальная собственность государства; права собственности.

2. СТРУКТУРА ПО СФЕРАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:-социальная;-военная;-производственная инфраструктура (почта, связь, транспорт);-производственная сфера;-финансово-кредитная сфера (монетный двор, золотой запас);

ОСНОВНЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ НАУЧНЫХ ШКОЛ ГОС.УПРАВЛЕНИЯ

1. НАУЧНАЯ ШКОЛА УПРАВЛЕНИЯ Тейлор. Обосновали: подбор конкретных работников, необходимость обучения, переподготовку, рационализации труда и ее мотивации. Выделены функции управления - стандартизация, контроль, оценка, стимулирование.

2. КЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА А. Файоля. Цель:разработка принципов организации профессионального государственного управления. «Управлять — значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать Файоль сформулировал 14 принципов:

1. Разделение труда 2. Власть. 4. Единство распорядительства. 5. Единство. 6. Подчинение частных интересов общим 7. Вознаграждение. 8. Централизация 9. Иерархия. 10. Порядок. 11. Справедливость. 12. Постоянство состава персонала 13. Инициатива. 14. Единение персонала.

СГУ линейно-функционального типа с четким определением функции каждой должностной категории.

ШКОЛЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ Мэйо. Основной целью этой школы было повышение эффективности работы организации за счет лучшего использования человеческих ресурсов. Рекомендовали использовать приемы управления человеческими отношениями, включающие более эффективные действия начальников, консультации с работниками и предоставление им более широких возможностей взаимного общения на работе.ПОДХОДЫ

Процессный подход Процесс управления состоит из четырех взаимосвязанных функций: планирования, организации, мотивации и контроля.

Системный подход организация как совокупность взаимосвязанных элементов.

Ситуационный подход концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией.

Наши рекомендации