Перспективы развития кредита в России
Снижение величины кредитных ресурсов за счёт оттока депозитов населения. недоступности по причине мирового финансового кризиса ресурсов, предоставляемых зарубежными банками, а также достаточно большие наращенные кредитные портфели к осени 2008 года явилось фактором снижения ликвидности банковской системы. Результатом снижения ликвидности явилась несостоятельность ряда банков (Связьпромбанк, КитФинанс, Лефко-банк, Северная казна, Тюменьэнергобанк и ряд других), которые были проданы или перешли в режим санкции в сентябре-декабре 2008 года.
Стремясь предотвратить кризис ликвидности, в августе Министерство финансов России разместило в коммерческих банках 166 млрд. рублей; в сентябре -- 763 млрд. рублей (лимит повышен до 1,5 трлн. Рублей); ещё 300 млрд. рублей были высвобождены ЦБ посредством снижения требования к резервам банков. 7 октября 2008 года президент заявил, что государству предоставит российским банкам субординированный кредит на сумму до 950 млрд. рублей сроком не менее чем на пять лет. Из общей суммы кредита Сбербанк должен был получить до 500 млрд. рублей, ВТБ -- до 200 млрд. Рублей, Росседьхозбанк -- до 25 млрд. рублей; оставшиеся 225 млрд. смогут получить прочие российские банки при условии, что сумма кредита не будет превышать 15% уставного капитала банка, а владельцы банка будут готовы внести два рубля своих средств на рубль государственных.
10 октября 2008 года Государственная дума приняла ряд законопроектов по стабилизации финансовой системы. В частности поправки разрешающие размещать средства Фонда национального благосостояния во Внешэкономбанке на депозиты до 31 декабря 2019 года на общую сумму не более 450 млрд. рублей по ставке 7% годовых в порядке, установленном российским правительством.
Также 10 октября, Председатель Правительства заявил, что в роли оператора размещения госсредств (включая средства Фонда национального благосостояния России) в российские акции и облигации выступит Банк развития (Внешэкономбанк). 13 октября 2008 года Президент подписал пакет законов, ранее принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерайии, касающихся вопроса обеспечения стабилизации на нашем финансовом рынке. 23 октября 2008 года Госдума приняла сразу во втором и третьих чтениях поправки в федеральный бюджет на 2008-2010 годы, которые увеличивают финансирование по отдельным антикризисным направлениям; также были приняты законы, расширяющие полномочия Банка России, позволяя ему идти на «спецмеры» по скупке кризисных банков и оперировать не только государственными ценными бумагами, но и осуществлять куплю-продажу ценных бумаг. 27 октября 2008 года Наблюдательный совет Внешэкономбанка одобрил выделение денег ряду компаний, распределив около $10 млрд. из общей суммы $50 млрд.: в числе компаний, спасаемых от проблем с margin call, были UC Rusal, ритейлер X5 Retail Group, Вымпелком; часть средств получило также ОАО РЖД. Около половины выделенной ВЭБом суммы -- $4,5 млрд. - досталась компании UC Rusal.
В настоящее время определилась конфигурация стратегии государства на кредитном рынке, которую можно охарактеризовать следующим:
- использование резервных средств (Фонда национального благосостояния) для поддержки ликвидности и увеличения кредитных ресурсов банков (прежде всего, крупных и с государственным участием);
- снижение ряда требований к резервированию и кредитная поддержка всех банков, выполняющих необходимые требования по уровню ликвидности (предоставление МБК со стороны Центробанка);
- кредитная поддержка крупных предприятий посредством государственного банка (ВЭБ), направленная на замещение привлечённых на внешнем рынке ресурсов на внутренние ресурсы (фактически -- перераспределение резервов из фонда национального благосостояния).
Данные мероприятия можно представить в виде следующей схемы:
Опасность в такой политике, разумеется, может быть связана с нехваткой государственных резервов на реализацию всех данных мероприятий, а также с возможным давлением на рубль (для возврата задолженностей, в частности, предприятия будут покупать иностранную валюту, увеличивая на неё спрос и курсовую стоимость, а это вновь ведёт к росту рублёвого объёма необходимой государственной поддержки).