Рост на существующих товарных рынках
Актуальные товарные рынки нередко представляют собой привлекательные направления роста. Если фирма существует относительно долго, у нее имеется основа, от которой она может отталкиваться, и наработки, которые она имеет возможность использовать. Далее, такая фирма уже обладает необходимыми знаниями, опытом и ресурсами (включая человеческие). Рост на существующих товарных рынках достигается посредством увеличения доли рынка (и уменьшения долей конкурентов) или увеличения темпов потребления товара актуальными покупателями.
Глава 13. Стратегии роста-, проникновение на товарный рынок... 359
Увеличение доли рынка
Расширение доли рынка — пожалуй, наиболее очевидное направление роста. Тактические программы (такие как рекламные кампании, акции по стимулированию сбыта или снижение цен) могут быть дорогими и убыточными; при этом временное увеличение доли рынка происходит за счет привлечения наиболее чувствительных к цене покупателей. Чтобы увеличить долю на более длительный срок, фирма должна предложить рынку нечто действительно ценное, что приведет к повышению степеней удовлетворения и лояльности покупателей. В результате, возможно, на новый уровень выйдут активы и компетенции компании. Но следование по данному пути требует приложения намного больших усилий, чем при простом ценовом продвижении.
Еще один дорогостоящий и рискованный подход к увеличению доли рынка заключается в концентрации на конкурентах и их покупателях. Отрицательным примером реализации такого подхода служат баталии американских компаний междугородной и международной телефонной связи, которые поощряют потребителей за нелояльность. Усиливать же лояльность актуальных покупателей, с другой стороны, не только намного проще, но и выгоднее. Когда существующие покупатели чувствуют себя победителями (неважно в чем), к компании подтягиваются новые клиенты, а вместе с ними расширяется и ее доля рынка.
Интенсификация потребления
Вероятнее всего, попытки компании увеличить долю рынка непосредственно затронут интересы конкурентов и вызовут ответные реакции. Альтернативный путь — попытка фирмы инициировать увеличение активности потребления существующими покупателями — обычно воспринимается соперниками как менее значимая угроза.
При разработке программ увеличения темпов потребления полезно начинать с фундаментальных вопросов о пользователях и системе потребления, частью которой является товар. Почему он не используется в больших количествах? Что этому мешает? Кто из покупателей проявляет недостаточную активность в потреблении и имеет ли компания возможность повлиять на них? Как ведут себя активные потребители?
Методы креативного мышления ===================
Не все стратегии роста очевидны. На самом деле существует вероятность того, что очевидная стратегия может оказаться маргинальной с точки зрения вероятного успеха или влияния, поэтому полезно искать неожиданные идеи. В этом
Часть IV. Стратегии роста
вам могут помочь методы и концепции креативного мышления, описываемые в книгах Эдварда де Боно и других авторов. Далее перечислены рекомендации, которые встречаются чаще всего.
• Занимайтесь креативным мышлением в группах, так как наличие разнообразных точек зрения и разного опыта может стимулировать появление полезных альтернативных вариантов.
• Начинайте с «разогревочных» упражнений, которые разрушают комплексы. Например, чтобы продемонстрировать приемлемость самых причудливых высказываний, попросите членов группы определить, какое животное может олицетворять их индивидуальность, и сымитировать звук, издаваемый этим животным. Для тренировки ума попросите кого-нибудь придумать историю, использовав в качестве ее основы два случайно выбранных слова или словосочетания (например, «синий» и «плавать под парусом»), а затем дайте всей группе задание разработать позицию для торговой марки на основе этой истории.1
• Фокусируйтесь на определенной задаче, например, как использовать актив (такой как имя торговой марки) или компетенцию (такую как способность разрабатывать цветные предметы из пластика).
• Разрабатывайте варианты, не оценивая их. Умение избегать оценок при генерировании альтернативных вариантов — это ключ к креативному мышлению.
• Используйте всесторонний подход к вопросу, чтобы изменить точку зрения на проблему. Рассматривайте очевидное предположение («А что, если мы разместим в телефонной будке два аппарата?») или просто выбирайте случайное слово или объект (например, «тигр» или «Рокфеллеровский центр»), чтобы направить мыслительный процесс в другую сторону.
• Оценивайте варианты, основываясь на их потенциальном влиянии и не придавая значения степени их осуществимости.
• Не забывайте о втором этапе креативного мышления, нацеленного на повышение шансов на успех какого-либо привлекательного варианта, — это может быть вариант, который обладает высоким потенциалом влияния, но кажется слишком дорогим или слишком сложным для осуществления.
• Оценивайте окончательный выбор не только с рациональной точки зрения («Что говорят факты?»), но и с эмоциональной («Что подсказывает интуиция?»).
• Создавайте план действий для дальнейшего движения вперед.
Активные пользователи обычно представляют собой самую «легкую» цель. Как правило, проще убедить владельца двух сезонных абонементов на футбольные матчи купить еще два или четыре, чем заставить случайного забредшего на стадион зрителя приобрести хотя бы\цва. Полезно обратить внимание на сегмент самых активных потребителей: правильные взаимодействия с ними позволяют закрепить и значительно усилить темпы потребления. Взять хотя бы комплекс услуг «Gold Signature Services» компании Charles Schwab, торжественные обеды и курьерскую доставку, предлагаемые банком Chase Manhattan крупней-
Глава 13. Стратегии роста: проникновение на товарный рынок... 361
шим клиентам, или первоклассное обслуживание наиболее активных игроков в казино Лас-Вегаса.
Но не следует забывать и о менее активных пользователях, обладающих значительным потенциалом интенсификации потребления. Кто эти люди и почему они приобретают товар или услуги в ограниченном количестве? Компания Hillside Coffee заметила, что люди в возрасте двадцати с небольшим лет потребляют мало кофе. Зная о пристрастии этого сегмента ко всему вкусному и сладкому, компания предложила кофе с вкусовыми добавками (в частности, с ванилью и с миндальным шоколадом).
Обычно выделяют два способа активизации потребления: увеличение либо частоты использования, либо количества потребляемого товара. В каждом из этих случаев могут использоваться несколько эффективных подходов (рис. 13.2).
Стратегия | Примеры |
Напоминающие коммуникации | Напоминание о приближающемся дне рождения по э-почте |
Позиция частого использования | Биржевые котировки на Yahoo! |
Позиция регулярного использования | Использование нити для зубов после еды |
Более удобное применение | Упаковки для приготовления продуктов в микроволновых печах |
Стимулы | Накопительные программы для постоянных авиапассажиров |
Устранение негативных последствий частого использования | Нежный шампунь для частого использования |
Ревитализация торговой марки | Новый «Фольксваген-Жук» |
Новые способы применения | Салаты «Jell-O» |
Рис. 13.2.Методы повышения интенсивности потребления товаров или услуг на существующих рынках
Напоминающие коммуникации
В некоторых случаях интенсивность использования зависит от осведомленности или способности потребителей вспомнить марку. Индивид может знать о марке и ее предназначении, но для того, чтобы он пришел к выводу о возможности применения товара в той или иной ситуации, требуется особое напоминание.
24-2998
Часть IV. Стратегии роста
Для этого и необходимы напоминающие коммуникации. Компания Red Envelope, для того чтобы ее покупатели не забыли купить подарки, рассылает своим покупателям э-сообщения с напоминаниями о приближающихся днях рождения. Некоторые марки, в том числе «Jell-O», провели рекламные кампании, напоминающие потребителям о том, что пора бы достать ее продукт из шкафа и поставить на стол. Что толку от рецептов, если у людей не доходят руки воспользоваться ими?
Очень часто забываются такие рутинные процедуры, как профилактический осмотр у стоматолога или смена масла в автомобиле. В таких случаях напоминания тем более полезны. Некоторые автомобильные дилеры предлагают своим клиентам бесплатную замену масла, с тем чтобы укрепить связь с теми, кто будет оценивать их работу в сфере j технического обслуживания.