Методические указания и рекомендации к проведению семинарских (практических) занятий
Участие студентов на семинарских занятиях имеет своей целью:
1) обобщение, систематизацию, углубление, закрепление
полученных теоретических знаний по конкретным темам дисциплины;
2) формирование умений публично демонстрировать полученные
знания, реализацию единства интеллектуальной и практической
деятельности;
3) выработку при решении поставленных задач таких
профессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, творческая инициатива.
Семинарское занятие проводится как заранее подготовленное совместное обсуждение выдвинутых вопросов с коллегиальным поиском ответов на них. Форма семинара определяется содержанием темы, характером рекомендуемых по ней источников. Наиболее распространенным видом проведения семинарских занятий является развернутая беседа. Он предполагает подготовку студентов по всем вопросам семинара с единым для группы перечнем рекомендованной литературы; выступления студентов; обсуждение выступлений, выступление и заключение преподавателя по отдельным вопросам и семинару в целом.
Другим видом семинарского занятия является система докладов. Преподаватель назначает докладчиков, содокладчиков, оппонентов. Доклады должны носить характер краткого, но аргументированного сообщения по определенной проблеме, в котором раскрывается ее теоретическое и практическое значение. Темы докладов могут полностью совпадать с формулировкой вопроса в плане семинарского занятия или отражать одну из сторон.
Семинар-круглый стол предполагает обсуждение наиболее острых и дискуссионных вопросов, имеющих практическую значимость для правовой деятельности и несомненный теоретический интерес. Студенты, заранее выбравшие какой-либо аспект темы, готовят выступления. После запланированных выступлений предоставляется возможность высказаться всем желающим. В заключительной части круглого стола преподаватель подводит резюме.
Необходимой предпосылкой овладения навыками правильного применения норм гражданского законодательства при решении конкретных жизненных ситуаций (казусов), сформулированных в виде учебных задач, является глубокое изучение студентом нормативных правовых актов и литературы, хорошее усвоение закона и теоретических положений гражданского права.
Оценки за выполнение семинарских занятий
выставляются по пятибалльной системе и учитываются как показатели
текущей успеваемости обучающегося.
Задания для семинарских (практических) занятий
Тема 1. Понятие, предмет, система и методы международного частного права
1. Понятие международного частного права. Предмет МЧП.
2. Формы выражения иностранного элемента в международном частном праве. Методы правового регулирования.
3. Место МЧП в правовой системе.
4. Система международного частного права.
5. Соотношение и взаимодействие международного частного права и международного публичного права.
Тема 2. Источники МЧП. Унификация и гармонизация
1. Понятие и виды источников МЧП.
2. Внутригосударственное законодательство как источник МЧП. Основные нормативные акты РФ, содержащие нормы МЧП.
3. Международный договор как источник МЧП. Роль и значение международных договоров в области МЧП.
4. Обычай как источник МЧП. Унифицированные обычаи и правила МЧП. ИНКОТЕРМС.
5. Значение судебной и арбитражной практики как источника МЧП в различных странах.
6. Унификация, систематизация и кодификация МЧП. Гармонизация.
7. Роль международных организаций в процессе создания норм МЧП.
8. Участие России в нормотворческом процессе в рамках различных международных органов.
Тема 3. Основные понятия и принципы международного частного права
1. Содержание понятия «трансграничные частноправовые отношения». «Иностранный элемент» в международных частноправовых отношениях. Международная вежливость.
2. Национальный режим. Режим наибольшего благоприятствования. Взаимность, виды взаимности. Дипломатический порядок установления взаимности.
3. Реторсии и их использование в ответ на грубые нарушения иностранными государствами прав и интересов российских организаций и граждан.