Viii. как людям жить вместе
Приходили слушать поучения Сократа не только жители Афин, но и из других
городов и даже из чужих земель. Приходили слушать Сократа или к нему на дом,
или ждали, чтобы он вышел на городскую площадь, и там окружали его.
Собралось как-то к Сократу много народу, и старые, и молодые, и свои
горожане, и чужеземцы. Сократ не любил долго говорить сам, а все спрашивал у
других. Он говаривал, что как его матушка не сама рожала, а только другим
помогала рожать, так и он сам ничему не учит, а только помогает другим самим
научиться. Так и в этот раз. Сел Сократ на скамью, а вокруг него народ.
Положил Сократ руки на колени, опустил голову и задумался. Все ждали, о чем
он спросит. Поднял голову Сократ и говорит:
- Скажите вы мне вот что: отчего это люди живут вместе, а не в одиночку?
Теперь вот между людьми несогласие, вражда, а то жил бы каждый сам по себе,
и не с кем было бы раздоры заводить. Пожалуй, лучше бы было.
Вот и стали все говорить. Один сказал:
оттого, говорит, живут люди вместе, что вместе жить выгоднее. Одному
человеку и работать неспоро. Сообща больше сделаешь.
Другой сказал: одному жить было бы страшно, обороняться трудно.
Третий сказал: скучно жить человеку одному, с людьми веселей.
Четвертый сказал: да и Богом положено человеку жить не одному, а с людьми.
- Верно, - сказал Сократ. - Но жить-то людям как выгоднее - в мире или во
вражде?
- Конечно, в мире, - отвечали все.
- Вот и вы думаете, и Бог так велел, а у нас идет не то. Отчего бы это
так?
Замолчали все и не знали, что ответить. И опять заговорил Сократ:
- Я ведь и сам не знаю - не доберемся ли как вместе. Давайте я переспрошу
вас, а вы отвечайте. Первое дело, скажите: от кого человеку больше пользы,
от раба-наемника или от друга-товарища?
- Известно, от друга-товарища, - отвечали все.
- Раб-наемник думает о своей пользе, а не о хозяйской пользе, - сказал
один. - а друг-товарищ заботится об тебе, как о самом себе.
- Раб-наемник у тебя пока деньги, или до срока, а срок кончится или нечем
тебе платить, и останешься ты один, - сказал другой.
- А друг-товарищ тем дорог, что в беде он тебя не оставит, последним своим
поделится, - сказал третий.
- С хорошим товарищем и сам лучше станешь, - сказал четвертый.
- Вот вы и все согласны, - сказал Сократ, - что друг-товарищ дороже
раба-наемника, что богат, и силен, и весел, и радостен, и спокоен не тот, у
кого много наемников, а тот, у кого живет много друзей. У вас у всех, верно,
больше друзей, чем рабов?
- Надо бы так, а на деле выходит не так, - сказал один.
- Коли спросишь ты, врагов сколько у каждого из нас, мы сейчас же
перечтем, - сказал другой, - и рабов и наемников тоже начтем немало, а
друзей-товарищей верных у кого найдется два или один, так и то хорошо.
- Отчего же это так? - спросил Сократ. - Сами говорите, что друг-товарищ
самое первое дело, а не заводите друзей. Коли мы знаем, что быки нужны для
нас, мы их заводим много. Отчего же вы не заводите друзей, коли знаете, что
от них польза, и радость, и опора в несчастье?
- А оттого, - сказал один, - что быков хороших много бывает, а людей
хороших мало. Понадобится бык в плуг, выберешь хорошего и купишь; а друг
понадобится, где найдешь хорошего? Людей-то много, да хороших мало.
- Это верно, - сказал Сократ, - а быка в плуге какого ты называешь
хорошим?
- А такого, который пашет, и силен, и смирен.
- Ну, а человека в друзья какого ты назовешь хорошим? - спросил Сократ.
- А такого, который не об себе одном, но и о другом думает, который если
услышит, что друг заболел, пойдет узнать, не нужно ли ему чего, и если
понадобиться, то поможет по хозяйству, чтобы ему за болезнь его не было бы
убытку. Понадобятся деньги - даст. Вот какого я назову другом.
- Ну, а как ты узнаешь про человека, такой ли он или нет?
- А по его добрым делам.
- А тебя он по чему узнает? - спросил Сократ.
- Да, должно быть, по тому же.
- А дружить-то ты когда станешь, - спросил Сократ, - когда тебе нужда
будет или когда нужда ему?
И замолчали все и не знали, что ответить.
- Да как же вы не знаете? - сказал Сократ. - Переехал к тебе сосед, ни он
тебя, ни ты его не знаешь; как тебе узнать, будет ли он хорошим другом:
ждать ли, чтобы он тебе помог, или тебе помочь ему?
- Да, я думаю, лучше подождать, что от него будет, - сказал один.
- А он скажет, что и ему лучше подождать, что от тебя будет. Тогда уж вы
никогда друзьями не будете.
- Правда твоя, Сократ, - сказал другой.
- Все мы хотим, чтобы нам люди добро делали, а сами начать не хотим, -
сказал третий.
- Оттого-то и говорим, что быков хороших много, а людей мало. Да и как же
им быть хорошими, коли мы сами не хотим быть хорошими и за то других
укоряем, - сказал четвертый.
И сказал Сократ:
- Сами говорим мы, что людям вместе лучше. И вместе жить лучше в дружбе,
чем в ссоре. Говорите, что дружба между людьми дороже всего, что дружба в
том, чтобы делать добро людям. А делать сами добро не хотим, а только хотим,
чтобы нам добро делали. От этого и живем мы вместе не в мире и радости, а во
вражде и горестях.