Тема 7: преобразование финансово-кредитных отношений во второй половине xix в.
7.1. Финансовая ситуация во второй половине XIX в. и «узкий финансизм» И.А. Вышнеградского
Ранее проводимые реорганизации не привели к укреплению позиций рубля. В 1860 г. министр финансов А.М. Княжевич признавал, что Россия находится в состоянии глубокого денежного кризиса. Центральным вопросом финансовой политики при новом министре М.Х. Рейтерне стал вопрос о возобновлении свободного размена кредитных билетов на серебро. Для пополнения разменного фонда правительство обратилось к Ротшильдам. В апреле 1862 г. в Лондоне и Париже был заключен целевой пятипроцентный заем на 15 млн. фунтов для пополнения разменного фонда. Из 94 млн. полученных рублей правительство примерно 50 млн. направило на латание «дыр» в бюджете, что не предусматривалось условиями займа. Разменный фонд удалось довести только до 120 млн. р., тогда как кредитных билетов в обращении находилось на 713 млн. р. М.Х. Рейтерн принял рискованное решение, начав с 1 мая 1862 г. размен кредиток на серебро и золото по курсу 5,7 бумажных рубля за полуимпериал (золотая «пятерка») и 1,15 бумажных и 1 серебряный рубль. Министр надеялся, что Запад оценит столь решительный шаг, проникнется доверием к рублю и даст новые займы. Александр II написал на проекте указа: «Дай бог, чтобы это было началом новой эры!». Надежды не оправдались. Очередное польское восстание дало повод Англии, Франции и Австрии оказывать давление на Россию. Заговорили о войне. Ротшильды отказались давать новые займы. Разменный фонд катастрофически сокращался, в конце октября на петербургской бирже началась паника. Министр финансов вынужден был остановить размен. Император отметил: «Нечего делать, хотя я крайне о том сожалею». Правительство отказалось и от трассировок (валютных интервенций на бирже с целью поддержать курс рубля), которые «имели вредное влияние и усугубили истощение решенного фонда».
Попытка укрепления рубля чисто денежными инструментами потерпела неудачу. Дефицит бюджета, отрицательный торговый баланс, экономическую отсталость нельзя было преодолеть манипуляциями заемными деньгами. Министерство финансов, правильно оценив ситуацию, предложило программу экономического оздоровления. Она включала поощрение экспорта, привлечение иностранных инвестиций, строительство железных дорог.
Намеченная М.Х. Рейтерном программа дала результаты. Быстро росли протяженность железных дорог и количество акционерных обществ, а вместе с ними и доверие иностранных инвесторов. Правительство не отказывалось от цели добиться возвращения к свободному полноценному размену кредитных билетов на металл. В 1867 г. Госбанку было предоставлено право принимать в платежи, а также покупать любую, в том числе иностранную, монету и слитки по ценам выше рыночных. За 10 лет масса кредитных билетов в обращении выросла с 697 до 751 млн. р., а разменный фонд увеличился с 78 до 310 млн. р., почти в 4 раза. В докладе государственного контролера за 1875 г. состояние казны уже называлось блистательным. Блеск этот был весьма относительным. За 1862—1877 гг. государственный долг увеличился с 2492,9 млн. до 4452,1 млн. р.
Серьезную обеспокоенность вызывала утечка российских ценностей за границу. Постоянно росло число лиц, выезжающих за границу (в 1875 г. - 329 тыс. чел.) или живущих за границей на доходы, получаемые из России. За 15 пореформенных лет в стране побывало на заработках около 1 млн. иностранцев. Вывоз драгоценных металлов постоянно превышал ввоз. Минфин наметил ряд очередных мер по ужесточению валютного контроля, уменьшению зависимости от займов.
С 1875 г. вводился поземельный налог - единственный, который платили со своих земель дворяне. Налогом облагались все не принадлежащие казне земли и леса. Сумма платежа рассчитывалась по стоимости земли: от 0,25 к. - в Олонецкой, до 17 к. в Курской губерниях. Неурожай 1875 г. привел к падению платежеспособного спроса населения на промышленные товары. Министр оценил положение страны как «беспримерно дурное». В октябре того же года всех потрясло известие о крахе Московского ссудного банка, пострадали вкладчики. Доверие к кредитным учреждениям пошатнулось, усилился отток вкладов.
Минфин прекратил чеканку серебряной монеты и пытался трассировками поддержать курс рубля на бирже. В сентябре 1876 г. Александр II ставит задачу изыскать источники финансирования предстоящей военной кампании на Балканах в защиту Сербии. М.Х. Рейтерн высказался резко против войны, понимая, что она приведет «к погрому наших финансовых и экономических интересов». С трудом накопленные резервы драгоценных металлов должны были пойти на обслуживание внешнего долга. Финансировать войну можно было только за счет эмиссии. Казначейству было разрешено «позаимствование» из фондов Государственного банка, который в свою очередь получал право выпуска кредитных билетов на военные расходы.
С 1 января 1877 г. вводится взимание таможенных пошлин золотой монетой. Госбанк получил право принимать в уплату пошлин золото и ценные бумаги на золото. Металл также обменивался на депозитные квитанции достоинством 50 и 500 р., служившие средством расчетов для организаций и частных лиц. Предпринятые меры не могли, конечно, компенсировать предстоящие военные расходы. Министр финансов по-прежнему настойчиво выступал против войны в защиту Сербии, предвидя не только экономические, но и политические потрясения. В знак протеста М.Х. Рейтерн принял решение уйти в отставку, что и исполнил сразу после подписания мира.
Экономический прогноз министра полностью оправдался. Расходы на войну составили 1,4 млрд. р., примерно во столько же оценивался дефицит бюджета в 1876—1880 гг. Государственный полг вырос на 26% и составил 6 млрд. р. Выплаченные долги в 1881 г. составили 34% государственных доходов. Резервы драгоценных металлов обеспечивали только 12% кредитных билетов в обращении. Курс кредитного рубля упал с 86 к. в 1875 г. до 64 к. и 1880 г. к серебру.
После отставки М.Х. Рейтерна Министерство финансов возглавил предприниматель, бывший государственный контролер Д.А. Абаза, его товарищем (заместителем) стал известный ученый, профессор киевского университета Н.Х. Бунге.
Указом от 1 января 1881 г. в России прекращались выпуск кредитных билетов и «позаимствования» из Госбанка. Планировалось изъять из обращения кредитные билеты на сумму 400 млн. р. в течение 8 лет, а затем, в перспективе, провести денежную реформу и восстановить размен.
После убийства Александра II (1818-1881) и обнародования нового курса многие либеральные министры ушли в отставку. На долю Н.Х. Бунге выпала сложная задача. Ориентация на денежную реформу, базирующуюся на твердой металлической валюте, подвергалась резкой критике правых и «патриотов» славянофильского толка.
Попытка укрепить рубль на основе указа 1881 г. только денежными инструментами не удалась. Дефицит бюджета, особенно после неурожаев 1883, 1885 гг., продолжал нарастать. Внешние займы заключались на невыгодных для России условиях. Запад не доверял кредитному рублю. Государственный долг достиг 1 января 1887 г. 6,5 млрд. р. Основная часть средств, полученных от займов, поступала на нужды казначейства: выкуп кредитных билетов и приобретение золота. Параметры, заложенные в указе от 1 января 1881 г. по изъятию кредитных билетов, не были выполнены. Казначейство смогло вернуть Госбанку только 169,5 млн. из 419 млн. р. Выплата была практически приостановлена в 1884 г. Изъятие кредитных билетов привело к денежному голоду. В 1885 г. правительство отказалось от политики дефляции. Вопрос о девальвации рубля уже ставился на самом высоком уровне. Укрепление национальной денежной единицы должно было начаться с общего экономического подъема и накопления золотого запаса.
В 1880-х гг. правительство расширяет косвенное налогообложение. Устанавливаются налоги с наследства и на доходы с денежных капиталов (закон 1885 г.). Увеличивается гербовый сбор и налог на недвижимость - поземельный и городской. В этих условиях значение подушной подати резко упало. С 1882 г. началась ее постепенная отмена. В 1887 г. в европейских губерниях, а с 1899 г. и в Сибири подушная подать была заменена для крестьян поземельным налогом. Н.Х. Бунге выдвинул широкую программу преобразований в податной сфере, предусматривавшую в том числе введение единого подоходного налога. Тогда эти идеи не нашли понимания.
Министерство финансов и возглавлявший его Н.Х. Бунге уже в начале 1880-х гг. пришли к твердому убеждению, что единственной возможностью стабилизации рубля является введение золотого монометаллизма. Практика показала, что все попытки реанимировать ведущую роль серебряного рубля обречены на неудачу. Цены на серебро на мировых рынках в 1870-1900 гг. снизились более чем в 2 раза. Серебро уже не могло в прежнем объеме выполнять функции денег. Позиции золота, наоборот, укреплялись, его цена оставалась стабильной. Самые твердые мировые валюты имели золотую основу.
В декабре 1885 г. в России был принят новый монетный устав. Устанавливалась европейская 900-я проба для «звонкой» монеты. Запасы Государственного банка и мощности золотодобычи не могли пока обеспечить введение золотого обращения, для этого был необходим подготовительный период. Таможенные пошлины, с 1877 г. взимаемые в золоте, дали за 5 лет только 1 млн. р., из которых монета составила 416 тыс. р. Утечка золота была связана, прежде всего, с обслуживанием внешнего долга. К середине 1880-х гг. правительству не удалось ни увеличить золотой запас, оставлявший 80-300 млн. р., ни пополнить разменный фонд, покрывавший только 16% обращавшихся кредитных билетов. Деятельность Н.Х. Бунге подверглась интенсивной критике. В декабре 1886 г. он ушел в отставку и по складывающейся традиции стал председателем Комитета министров.
«Узкий финансизм» И.А. Вышнеградского
Новым министром стал видный математик, известный предмриниматель-миллионер, глава ряда АО, биржевик И.А. Вышнеградский. Среди первоочередных мер он назвал введение винной и табачной монополий, разрешение сделок на монету и допущение свободного размена кредитных билетов. Главной целью стало увеличение золотого запаса. Министр ориентировался на Запад, где на золотое обращение еще в 1816 г. перешла Англия. К началу 1870-х гг. золотые системы действовали в Бельгии, Германии, Голландии, Италии, Дании, Норвегии, Греции, Швеции. В1887 г. план денежной реформы в России был в основном составлен. Комитет финансов, при участии М.Х. Рейтерна, Н.Х. Бунге, И. А. Вышнеградского, предполагал усиление разменного фонда и разрешение на этой основе сделок на золото. Металлический рубль планировалось обменивать на 1,5 кредитных.
В области финансового управления перед новым министром также стояли сложные задачи. Его предшественники способствовали созданию жесткой системы правительственного контроля над кредитными учреждениями. Их уставы утверждались правительством, а годовая отчетность обязательно публиковалась. С 1884 г. действовали правила ликвидации несостоятельных кредитных учреждений. К началу 1890-х гг. в России действовало 36 коммерческих банков и 107 обществ взаимного кредита.
Беспокойство вызывала деятельность банкирских домов и контор, которая не была законодательно регламентирована. Пользуясь этим, аферисты открывали банкирские конторы «на средства, достаточные только для того, чтобы поместить объявление о найме агентов». За короткий период им удавалось сбывать доверчивой публике большое количество якобы выигрышных билетов государственных займов по низкой цене в рассрочку. За год одна из таких контор набрала оборот в 1,2 млн. р., после чего обанкротилась. При описи имущества в кассе было обнаружено всего 300 р. и единственный выигрышный билет, хотя контора продала их более 1,5 тыс. Разразился скандал. Минфин планировал лишить банкирские конторы права спекулировать на бирже за счет вкладов клиентов, но Госсовет встал на защиту частных финансистов. В итоге был принят половинчатый, практически не работавший закон, призванный бороться с недобросовестными фирмами. Только в 1895 г. по инициативе С.Ю. Витте был принят закон, разрешавший ревизию любых частных банкирских заведений.
Бюджетная политика
И.А. Вышнеградский проводил политику «узкого финансизма» - достижения бюджетного профицита пополнением золотого запаса любой ценой, не взирая на социальные последствия. В этот период выросли ставки налогов, возросло их число и ужесточилась практика взимания. В 1888 г. обыкновенный бюджет был сведен с превышением доходов над расходами (900 и 840 млн. р. соответственно). Чрезвычайный бюджет, однако, по-прежнему был дефицитным.
Необходимо пояснить, что российский бюджет (Государственная роспись доходов и расходов) делился на две части: обыкновенную и чрезвычайную. Доходная часть обыкновенного бюджета складывалась из постоянных прямых и косвенных налогов, таможенных пошлин, доходов от государственных регалий (чеканка монеты, винная монополия, почта и телеграф и др.), доходов от государственных имуществ и капиталов, выкупных платежей и пр. Расходовались средства обыкновенного бюджета по сметам министерств на управление, армию, внутренний порядок, просвещение и здравоохранение, строительство железных дорог, платежи по займам.
Доходная часть чрезвычайного бюджета в значительной мере состояла из внутренних и внешних займов. К чрезвычайным относились расходы на ведение войн, участие российской армии в зарубежных операциях, на ликвидацию последствий стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций. С 1888 г. правительству удавалось сводить обыкновенный бюджет с профицитом. Дефицит всегда проходил по чрезвычайному бюджету. В 1889 г. с небольшим плюсом была сведена даже суммарная роспись.
В 1891 г. после принятия откровенно протекционистского тарифа выросли поступления от таможенных пошлин. Если в 1861 г. они давали 8% всех доходов, то в 1894 г. - более 15%. Акциз на производство алкоголя дал в 1894 г. 297 млн. р. (25% всех доходов). Если в 1863 г. государство брало 3 р. с ведра чистого спирта, то в 1894 г. - уже 10 р. Существенно пополняли бюджет казенные железные дороги и налоги с частных обществ. И 1894 г. из этих источников было получено 155,5 млн. р. (более 13% доходов). Все большее развитие получали промысловые налоги. Доходы от них выросли с 21 млн. р. в 1884 г. до почти 70 млн. р. и 1900 г. Развитие промышленности и торговли вело к увеличению поступлений от нотариальных пошлин с коммерческих и гражданских сделок и иных юридических действий. Гербовый сбор в 1900 г. с 462 сортов гербовых знаков (марки, бланки, гербовая бумага) составил 42 млн. р.
И.А. Вышнеградский всеми средствами стремился к положительному сальдо торгового баланса через форсирование экспорта. К 1891 г. протекционистские тарифы были доведены до предельных значений. Экспорт сельхозпродукции всячески поощрялся. Транспортные тарифы стимулировали вывоз хлеба к портам. Повышение налогов заставляло крестьян продавать часто не только излишки, но и необходимое по ценам оптовиков. Уплата налогов привязывалась к срокам уборки урожая. Повышенное предложение зерна в эти месяцы приводило к снижению цен, часто ниже уровня себестоимости.
Социальные последствия «узкого финансизма» (голод) министра не останавливали. Весной 1891 г. он провозгласил свой знаменитый лозунг: «Сами не будем есть, но будем вывозить». «Голодный экспорт» мог быть гораздо эффективнее. Помещики и предприниматели вывозили хлеб осенью, в период максимального предложения и минимальных цен. Российское зерно покрывало 47% хлебного импорта европейских стран. Таким образом, с 1882 г. удавалось добиваться активного торгового баланса. За 1882-1897 гг. превышение экспорта над импортом составило 2635 млн. р.
Государственный кредит
Для активизации платежного баланса правительство часто прибегало к займам, сумма которых при И.А. Вышнеградском достигла отметки 2,3 млрд. р. Облигации российских государственных займов распространялись на европейских и российских биржах и приносили владельцам доход из расчета 3-4% годовых. Важнейший торговый партнер и кредитор России - Германия высказывала резкое недовольство протекционистской политикой Петербурга. Немецкая пресса начала кампанию по дискредитации российских ценных бумаг, а германские банки перестали давать под них ссуды. Котировки российских фондовых ценностей упали до рекордно низких отметок. Попытка Отто Бисмарка добиться экономических уступок и политической сговорчивости провалилась. И.А. Вышнеградский пригласил французских банкиров воспользоваться ситуацией. Образованный в Париже синдикат скупил русские бумаги по низким ценам, что принесло французским держателям неплохие доходы.
7.2. Бюджетная и кредитная политика во второй половине XIX в.
Крымская война (1853-1856 гг.) имела тяжелейшие последствия для российских финансов. Перестала существовать денежная система, созданная Е.Ф. Канкриным в 1839-1843 гг. Прямые военные расходы составляли по разным оценкам от 500 до 800 млн. р. Бюджетный дефицит за 1852-1857 гг. превысил 700 млн. р. Правительство вынуждено было пойти на необеспеченную эмиссию.
По высочайшему указу от 10 января 1855 г. Николай I обещал через три года, или по возможности раньше, изъять из обращения лишние деньги. Масса кредитных билетов возросла с 311,5 млн. р. в 1853 г. до 735 млн. р. в 1858 г. Внутри страны был прекращен размен бумажных денег на золото (1854 г.), а затем и на серебро (1858 г.). Вывоз золота за границу запрещался. Закон от 1 января 1856 г. обязывал откупщиков и налоговые ведомства сдавать в казну, ту же монету, что они получали от населения. Излишек денег в обращении способствовал ускорению торговых оборотов.
В стране начался акционерный и учредительский бум. В 1856 г. было основано 6 компаний с капиталом 15,5 млн. р., в 1857 г. - 17 компаний с капиталом 300 млн. р. Прибыли, особенно на военных подрядах, резко возросли. Помещики продавали продукты земледелия по повышенным ценам, что позволяло им быстрее гасить ипотечный кредит. До 1856 г. удавалось поддерживать активный торговый баланс и устойчивость вексельного курса.
Иллюзия временного экономического оживления ввела в заблуждение министра финансов П.Ф. Брока. Он разрешил в апреле 1857 г. вывоз золота за границу и восстановил размен. Ажиотажный спрос на золото, превысивший 3 млн. р. за две недели, заставил отказаться от поспешно принятых решений. К этому моменту значительная часть выпущенных кредитных билетов осела на частных вкладах в банках. Только в Государственном коммерческом банке в 1857 г. они превысили 1 млрд. р. Вклады лежали мертвым грузом. Годовой объем операций по учету векселей в том же банке не превышал 20 млн. р., незначительным был также объем кредитования предпринимателей. В июле 1857 г. правительство для стимулирования частных инвестиций в промышленность снижает с 4 до 3 процент по частным вкладам, «выталкивая» деньги из банков. Одновременно с 5 до 4% были снижены ставки по ссудам. Из банков начался отток вкладов.
Вырос спрос на золото и ценные бумаги. Расчет на привлечение капиталов в промышленность не оправдался. Проданные иностранцам по нарицательной стоимости акции Главного общества железных дорог были затем перепроданы российским предпринимателям. Прибыль от этой простой операции ушла за границу.
Финансирование железнодорожного строительства в России неразрывно связано с банкирским домом Л. Штиглица, бывшим в первой половине XIX в. основным финансовым агентом русского правительства за границей. При посредничестве Л. Штиглица в 1841 г. был заключен русский государственный заем на строительство железной дороги Санкт-Петербург - Москва на 50 млн. р. Всего на постройку этой дороги правительство шесть раз обращалось за займами к зарубежным банкам. После смерти отца дела продолжил его сын A.JI. Штиглиц, долго занимавший пост председателя Петербургского биржевого комитета. Он же выступил в числе учредителей Главного общества российских железных дорог.
Создание Государственного банка России
Экономическая отсталость страны, война и серьезные просчеты Министерства финансов привели к глубокому кризису. «Вытолкнув» капиталы из банков, правительство дестабилизировало кредитную систему. Назревало ее серьезное реформирование. Государственные заемный и коммерческий банки, сохранные казны и приказы общественного призрения упразднялись. Их дела и долги передавались созданному 31 мая 1860 г. Государственному банку России. Ему передавались все вклады государственных кредитных установлений. Госбанк наследовал 620 млн. р. беспроцентного долга казначейства за кредитные билеты, 970 млн. р. вкладов и 949 млн. р. выданных кредитов. Основной капитал банка составил 15 млн., запасной - 1 млн. р.
Правительство подкрепило новый банк дополнительным выпуском кредитных билетов и разрешением эмитировать свои 4%-е билеты достоинством 300 р. Они выдавались крупным вкладчикам прежних банков. Погасить новые ценные бумаги планировалось тиражами за 41 год. Государственный банк подчинялся Минфину и контролировался Советом государственных кредитных установлений. Во главе банка стояло правление и управляющий, утвержденные императором.
Согласно Уставу Государственный банк России имел право:
- принимать вклады до востребования и срочные с выплатой от 3 до 4,5% годовых;
- принимать фондовые ценности (акции и облигации, золото);
- открывать счета;
- учитывать векселя и получать по ним платежи;
- выдавать краткосрочные (до 9 месяцев) ссуды (кроме ипотечных);
- переводить деньги в свои отделения;
- покупать и продавать золото.
Бюджетная политика
Организация Государственного банка была одним из первых крупных мероприятий по перестройке системы управления финансами. В мае 1862 г. были введены «Правила о состоянии, рассмотрении, утверждении и исполнении государственной росписи и финансовых смет министерств и главных управлений». Теперь министерства стали составлять ежегодные сметы по строго утвержденной форме с точным указанием всех статей расходов. Ранее указывалась только общая сумма. Заявки ведомств суммировались в Минфине, после чего роспись поступала на утверждение Госсовета и подпись царя.
С 1862 г. российский бюджет стал гласным и публиковался. В 1863 г. Департамент разных податей и сборов Министерства финансов был разделен на департаменты окладных и неокладных сборов. В этом же году подушная подать с мещан была заменена налогом с недвижимого имущества, определяемого в 0,2% стоимости. Государственные доходы с 1864-1868 гг. стали поступать только в кассы Государственного казначейства. Это облегчило контроль и обеспечило кассовое единство. Государственный контролер ежегодно подавал в Госсовет отчет об исполнении бюджета за истекший год. В губерниях правильность расходования государственных средств проверяли с 1865 г. контрольные палаты. Недостатком этой системы было то, что не все ведомства были подотчетны госконтролю.
Реформы способствовали развитию негосударственных кредитных учреждений. В 1863 г. возникло первое в России Санкт-Петербургское общество взаимного кредитования. В 1864 г. был основан первый акционерный банк - Петербургский частный коммерческий банк.
Выкупная операция крестьянской реформы 1861 г.
Важным мероприятием финансовых реформ 60-х гг. XIX в. стала выкупная операция. Правительство кредитовало проведение крестьянской реформы на основе Положений от 19 февраля 1861 г., отменявших крепостное право в России. Крестьяне, выкупая усадьбу у помещика, получали от государства ссуду, составлявшую 75-80% стоимости земли. Эта сумма полностью зачислялась на счет помещика. Крестьяне должны были погасить ссуду выкупными платежами в течение 49 лет из расчета 6% годовых. Выкупные ссуды и платежи были рассчитаны по величине дореформенного капитализированного оброка. Помимо ссуды крестьянин вносил сумму, эквивалентную 20-25% стоимости земли. На практике дополнительные платежи выплачивались в рассрочку до 10 лет или вообще не взимались. От дополнительных платежей были освобождены удельные крестьяне, на которых в 1863 г. было распространено выкупное положение.
Правительство, проводя выкупную операцию, преследовало свои финансовые интересы. Выкупные суммы выдавались помещикам только после вычета ипотечных и иных долгов государственным кредитным учреждениям. Выдача осуществлялась 5%-ми банковскими билетами и выкупными свидетельствами. Таким образом, из 902 млн. р., предназначенных к выдаче, правительство удержало с помещиков за долги 316 млн. р. Выкупная операция, как известно, официально продолжалась до 1 января 1907 г. За первые 20 лет из 10 млн. бывших помещичьих крестьян на выкуп перешли почти 8 млн. В декабре 1881 г. правительство принимает решение перевести остальных на обязательный выкуп. С 1886 г. все оброки государственных крестьян увеличились примерно на 60% и превратились в выкупные платежи со сроком их погашения 44 года.
Государство в ходе проведения крестьянской реформы получило ощутимые выгоды - выкупная стоимость земли превышала ее рыночную цену. В черноземных губерниях разница в пользу государства составила 56 млн. р., в нечерноземных - 62 млн. р. и т.д. Всего за время операции правительство получило с крестьян 1,6 млрд. р. Кроме того, частично удалось взыскать многолетнюю ипотечную задолженность помещиков.
Важной чертой финансовой реформы того периода стала отмена винных откупов. Это было не простое решение. С 1781 г. государство получило от них 10 млн. р., в начале XIX в. - 12 млн. р. (25% всех доходов). В 1859-1863 гг. откупа дали казне 128 млн. р. (40% доходов государства). Откупщики в начале 1860-х гг. получали совокупный доход, оцениваемый в 220 млн. р. Спаивание населения вызывало резкие протесты, особенно в крестьянской среде, набирало силу движение за трезвость. С 1 января 1863 г. минные откупа ликвидировались и постепенно (до 1883 г.) заменялись акцизом. Для сбора нового налога создавались губернские и уездные акцизные управления.
Российский внешний долг, состоявший в значительной части из старых 5-6%-х облигаций, к середине 1880-х гг. требовал консолидации. Необходимость конверсии старых займов в новые отмечал еще Н.Х. Бунге. Провел обменную операцию И.А. Вышнеградский. С декабря 1888 г. на парижской бирже выпускались новые 4%-е займы. На выручку от них выкупались облигации старых займов, держатели могли также просто обменять старые на новые. При И.А. Вышнеградском было конвертировано российских облигаций на сумму 1,7 млрд. р. ‘Государственный долг вырос на 277 млн. р. Платежи растягивались на 81 год, что позволяло сократить ежегодные внешние отчисления из бюджета. Ценные российские бумаги переместились на французский рынок. На этом фундаменте окреп будущий политический союз.
Конвертируя внешние обязательства, правительство не забывало и о внутренних. К концу 1880-х гг. Минфин уже не имел возможности в полном объеме и в установленные сроки обслуживать государственный долг. Для облегчения внутренних расчетов правительство удлинило сроки погашения займов, проведя их консолидацию, и уменьшило выплаты по процентам, проведя конверсию. За пять лет (1889-1894) было конвертировано займов на 2664 млн. р.
Основным видом ценных государственных бумаг стала облигация 4%-й ренты, заменившая многие прежде обращавшиеся свидетельства. Новые бумаги имели купоны с указанием суммы годового платежа владельцу с учетом процентов. С октября 1895 г. купоны со сроком оплаты до 6 месяцев и свидетельства без купонов получили право свободно обращаться наравне с денежными знаками. Постепенно новая рента заменила не только почти все внутренние займы, но и часть казенных железнодорожных акций и облигаций.
Правительство стимулировало распространение ренты, считая ее наиболее подходящей для российских условий. Свидетельства принимались в уплату казенных платежей, под них выдавали ссуды из госбанка на льготных условиях. В 1898 г. был установлен паритет 4%-й ренты на иностранную валюту, что должно было способствовать ее продвижению на внешний рынок. Эта мера, однако, не дала ожидаемого эффекта. В 1900 г. за границей разошлись свидетельства только на 300 млн. р. Треть этой суммы вернулась в Россию при первых признаках финансового кризиса в 1900 г.
Политика, проводимая И.А. Вышнеградским, способствовала некоторому улучшению финансового положения государства. В1888 г. хороший урожай и увеличение экспорта позволили впервые добиться обыкновенного бездефицитного бюджета. Вексельный курс рубля постоянно рос, что вызывало падение доходов экспортеров и снижение цен на импортные товары. Министр финансов опасался обвала рубля в результате международных и внутренних спекуляций. Для укрепления национальной валюты планировалось начать ускоренную подготовку к введению золотого стандарта и свободного размена кредитных билетов на золото по курсу 62,5 к. золотом за 1 бумажный рубль. Вместе с тем разрешалось производить временные выпуски кредитных билетов «во всех случаях, когда по состоянию кассы Госбанка... то признано будет необходимым».
Тем временем карьера И.А. Вышнеградского клонилась к закату. В 1891 г. вывоз хлеба составил 391 млн. пудов. Сильный неурожай этой же осенью поставил российское крестьянство на грань голода. Экспорт сельхозпродукции был запрещен. Голодающим было выделено 160 млн. р. Попытка произвести внешний 3%-й золотой заем на 125 млн. р. провалилась. Минфин скупал за границей собственные облигации. Деятельность И.А. Вышнеградского подверглась резкой критике в печати. В мае 1892 г. он заболел и был вынужден подать в отставку.
7.3. Финансовая политика С.Ю. Витте и система золотого монометаллизма
Денежная реформа
Министр финансов С.Ю. Витте в основном продолжал курс своих предшественников на денежную реформу и золотой размен. Его первыми шагами стало введение таможенных пошлин на маличные рубли, запрещение сделок, основанных на курсовой разнице рубля, а также участие маклеров-иностранцев в биржевых сделках. Осенью 1892 г. С.Ю. Витте предполагал выпуск так называемых сибирских рублей на постройку Транссибирской железной дороги. Возможность дополнительной эмиссии вызвала негативную реакцию Н.Х. Бунге, И.А. Вышнеградского и других финансистов. От идеи пришлось отказаться. Проекты введения золотого обращения встретили поддержку в Комитете финансов и самого императора. Утвержденный им закон от 8 мая 1895 г. положил начало осуществлению реформы.
Согласно документу разрешались сделки на российскую золотую монету с уплатой или золотом, или кредитными билетами по курсу золота в день платежа. Для золотых монет устанавливался следующий курс: за полуимпериал (5 р.) - 7 р. 50 к., за империал (10 р.) - 15 р. кредитными билетами. Учреждения Госбанка получили это право с 24 мая 1895 г., а с июля 1895 г. банки могли также осуществлять платежи и принимать монету на текущие счета по курсу, а не по номиналу. Это означало, что любой желающий мог обменять в банке, например, 150 бумажных рублей на 100 - золотом или 50 золотых на 75 кредитных. Вклад, например, в 30 р. золотом мог быть выдан 45 кредитными рублями. Население встречало нововведения с недоверием. Высказывались опасения, что Госбанк может произвести понижение курса. В ноябре 1895 г. правительство разрешило принимать золотую монету и уплату государственных сборов, а с 1 января 1896 г. — в бюджетные платежи по курсу 1:1,5.
Становление золотого монометаллизма проходило в ожесточенной полемике. С.Ю. Витте с небольшой группой единомышленников спорил с консерваторами, «патриотами» и сторонниками «национальной самобытности». «Против этой реформы, - писал министр, - была почти вся мыслящая Россия: во-первых, по невежеству в этом деле, во-вторых, по привычке и, в-третьих, по личному, хотя и мнимому, интересу некоторых классов населения». Противники преобразований опасались вывоза золота за границу и «продажи России» иностранцам.
В 1896 г. в обращении находилось 1121,3 млн. кредитных рублей, а разменный фонд составлял 500 млн. р. Золотой запас Госбанка нарастал путем добычи и покупки драгоценного металла. Указом 3 января 1897 г. кредитный рубль был приравнен к 66,75 к. золотом, т.е. полтора бумажных рубля равнялись одному золотому.
В соответствии с законом «О чеканке и выпуске в обращение золотых монет» началась чеканка империалов достоинством 15 р. и полуимпериалов достоинством 7,5 р. Звонкая монета быстро наполняла каналы обращения. Если 1 января 1897 г. ее было 36 млн., то 1 января 1899 г. этот показатель возрос до 451,7 млн. р. В 1897-1898 гг. для удобства обращения были выпущены 10- и 5-рублевые золотые монеты. В соответствии с эмиссионным законом от 29 августа 1897 г. Госбанк был обязан выпускать кредитные билеты только под обеспечение золотом. Эмиссия до 600 млн. обеспечивалась на 50% золотом и на 50% векселями, свыше 600 млн. р. - на 100% золотом.
На старых российских кредитных билетах было указано, что они обращаются наравне с серебряной монетой, что не соответствовало новым реалиям и могло породить за границей неблагоприятные для российского кредита сомнения в правильности реформы. Законом 14 октября 1897 г. был предусмотрен новый текст на купюрах: «Государственный банк разменивает кредитные билеты на золотую монету без ограничения суммы (1 р. = 1/15 империала и содержит 17,424 доли чистого золота). Государственные кредитные билеты имеют хождение по всей империи наравне с золотой монетой».
Выпуск депозитных металлических квитанций был прекращен, они изымались из обращения до 31 декабря 1899 г. В июне 1899 г. были утверждены изменения и в монетном уставе. Государственной денежной единицей оставался рубль. Он содержал 0,7742 г чистого золота. Серебряные и медные монеты становились вспомогательным средством. Расчеты между частными лицами в высокопробном серебре ограничивались суммой 25 р., низкопробным - 3 р. на человека.
По завершении реформы в обращении находились золотые монеты 900-й пробы достоинством 15, 10, 7,5 и 5 р., серебряные монеты той же пробы - 1 р., 50 и 25 к., серебряные монеты 500-й пробы — 20, 15, 10 и 5 к. Медные монеты чеканились достоинством 5, 3, 2, 1, 1/2, 1/4 к. Золотая монета чеканилась из металла казны или заказчика, серебряная и медная - только из металла казны. В обращении находились также кредитные билеты Гос банка номиналом 500, 100, 50, 25, 10, 5, 3 и 1 р. За 1897-1900 гг. доля кредитных билетов в обороте сократилась более чем вдвое - до 491,2 млн. р., а доля золота выросла в 17,8 раза (с 36 до641,3 млн. р.) и продолжала расти. В 1898-1905 гг. золотое обеспечение кредитных билетов значительно превысило норму и составило в среднем 124,8%.
В 1894 г. был изменен Устав Госбанка России. Правление преобразовалось в совет банка, основной капитал увеличился до 50 млн. р. Госбанк подчинялся только Минфину. Банк стал проводить операции за счет средств Государственного казначейства. Новшеством стали промышленные ссуды, приоритет при этом отдавался российским производителям. Ссуду до 100 тыс. мог дать сам банк, выше - Минфин. 29 августа 1897 г. Госбанк становится центральным эмиссионным банком с сохранением функций коммерческого банка.
Внешние займы
Устойчивость рубля способствовала экономическому оживлению и притоку иностранных капиталов в Россию. Промышленный подъем и увеличение товарной массы вызвали растущую потребность в средствах платежа. Государственный банк мог эмитировать кредитные билеты только в соответствии с ростом золотого запаса. Для пополнения разменного фонда правительство постоянно обращалось за иностранными займами. С.Ю. Витте не надеялся дождаться внутренних инвестиций, он считал, что стране нужны капиталы, знания и предприимчивость, по, прежде всего, капиталы, так как без них нет ни знаний, ни предприимчивости.
Иностранные займы способствовали развитию металлургии, строительству железных дорог, но и то же время увеличивали государственный долг. Проценты по займам давили на бюджет.
Успех денежной реформы в значительной степени обеспечивался западными, прежде всего французскими, займами. В 1895 г. С.Ю. Витте открывает в банкирском доме «Готтингер и К» счет на 250 тыс. фр. «Особый фонд» расходовался на создание благоприятного общественного мнения на Западе в отношении российского кредита. Деньги шли на подкуп известных журналистов и политиков. На рубеже веков российский Минфин был вынужден постоянно следить за общественными настроениями в Европе и особенно во Франции. Витте опасался действий синдикатов спекулянтов, игравших против российских бумаг. Газеты пугали держателей облигаций перенасыщением русскими фондами и близким крахом. Представитель С.Ю. Витте в Париже А.Г. Рафалович видел только один путь - платить дань французским газетам, как это делали многие страны. О продажности французской прессы писал С.Ю. Витте как о факте общеизвестном, указывая, что ни один российский заем не обходится без воздействия на прессу. Небескорыстно «серьезно содействовали» российскому кредиту такие «киты» прессы, как «Figaro», «Matin», «Temps».
Платить было за что: только на парижской бирже обращалось ценных российских бумаг на 8 млрд. р. (для сравнения: весь государственный долг Франции равнялся 22 млрд. р.). Объемы российских займовых операций начали беспокоить французское правительство. С.Ю. Витте усилил поиск других денежных доноров, не оставляя попыток договориться о займе с Домом Ротшильдов. Агенты российского Минфина действовали в Лондоне и Берлине, Париже и Варшаве, Иокогаме и Константинополе. С 1898 г. финансовые агенты были уравнены по статусу с военными и морскими атташе.
Англо-русские политические противоречия не позволили развить эту идею. Переговоры в США с Дж.П. Морганом в 1898 г. также закончились неудачей. Даже во Франции в 1899 г. не удалось разместить еще один заем. С.Ю. Витте был раздосадован тем, что в это же время во Франции другие страны помещают «всякую дрянь» без всяких препятствий. Деньги были нужны не для казны, но для банков, железных дорог и различных промышленных предприятий.
Так, имея прочную денежную систему, но остро нуждаясь в капиталах для индустриализации, Россия вступила в XX в.