М-ды и инстр-ты менеджмента
Понятие, сущ. менеджмента
Менеджмент - система управ-ия предпр-ем в усл-ях рыночной эк-ки; это область знаний и проф-ой деят-сти, направленных на формир-е и обеспеч-е достиж-я целей орг-ции путем рац-ого использ-ия имеющихся ресурсов.Термин «мен-нт» по сути явл-ся аналогом термина «управление», однако не в полной мере. Термин «управление» шире. Термин «мен-нт» прим-ся лишь к управлению соц-эк-ми процессами на кровне предприятия, действующего в рыночных условиях.Эк-й механизм мен-нта состоит из 3 блоков: внутрифирменное упр-ие, упр-ие призводством, упр-ие персоналом.
Цель менеджмента – обеспеч-е гармонии в развитии орг-ии.Задачи: 1)орг-ция пр-ва товаров и услуг с учетом спроса потребителей на основе имеющихся ресурсов; 2)обеспеч-е стабильного положения орг-ии на рынке.Функ-ии (вид дея-сти) : планир-ие; орг-ия; мотив-ия; контроль.Принципы: Общие: принцип применимости, системности, многофунк-ти, интеграции, ориентации на ценности. Частные: принцип оптим-ого сочетания централ-ии и децентрал-ии в упр-ии; принцип научной обоснов-ти упр-ия; плановости; сочетания прав, обяз-ей, ответ-сти; частная автономия и свобода; иерархичность обратной связи; мотивация; демократ-ция упр-ия; гос-я законность; органич-ая целостность объекта и субъекта; устойчивость и мобильность сис-мы упр-ия.Инст-нты: Иерархия- основное ср-во возд-я отношение васти подчинения, давление на чел-ка сверху с пом-ю принужд-я, контроля над распред-ем материальных благ. Культура- это вырабат-мый и признаваемый общ-ом, орг-ей, отдельной групп. людей ценности, соц. нормы, установки, шаблоны поведения, ритуалы, к-ые заставляют вести себя человека так, а не иначе. Рынок- это сеть равнопр-ых отнош-ий по горизонтали основанных на купли-продажи продукции (услуг), на отношениях собственности, на равноправии продавца и покупателя.М-ды: админ-ые: м-ды организационного воздействия, м-ды оперативно-распорядительного возд-ия; эк-ие: м-ды централизованного планового воздействия, м-ды стимулир-я коллектив-го и индивид-го труда; соц-психолог-е м-ды: формир-е благоприятного морально-псих-го климата в коллект, раскрытие личных способностей кажд раб-ка, помощь в его совершенств-ии.
М-ды и инстр-ты менеджмента
М-ды управления – это система способов воздействия субъекта управления на объект для достижения определен. результата. Выделяют след. м-ды управления: эк-ие, админ-ные и социально-психолог-е.Эк-ие методы – система эк-их стимулов и рычагов, влияющих на пр-во не прямо, а косвенно, организующих деят-сть предпр-я и его работников в нужном для общества направлении. Они вкл-ют: планирование, эк-ий анализ, эк-ое стимулир-е. Выделяют 2 груп. эк-их методов: 1гр. М-ды централизованного планового воздействия; 2гр. М-ды стимулир-я коллективногои индивид-ого труда.Администр-е м-ды – система способов и приемов организационного и распорядительного воздействия, основанная на соподчиненности раб-ов, реализации власти, соблюдении дисциплины. Админ-ые методы подразд-ся на 2 груп: 1гр. М-ды организационного воздействия: регламентирование (законы, уставы), нормирование (устан-ие нормативов, с помощью к-ых уточняются границы технологических, технических и организац-эк-их систем с/х пр-ва), методическое инструктирование. 2гр. М-ды оперативно-распорядительного воздействия: распоряд-ное воздействие – регулир-е и устран-е возникающих помех и отклонений (приказы, распоряж-я, устные указания), решения оперативных совещаний.Соц-психологические м-ды основаны на использ-ии моральных стимулов к труду. Воздействуют на личность с помощью психологич-их приемов в целях превращения административного задания в осознанный долг, внутреннюю потребность чел-ка. 2 направления: 1)формир-е благоприятного морально-псих-го климата к коллект, 2)раскрытие личных способностей кажд раб-ка, помощь в его совершенств-ии.Инстр-ты менеджмента:1)Иерархия- основное ср-во возд-я отношение васти подчинения, давление на чел-ка сверху с пом-ю принужд-я, контроля над распред-ем материальных благ. 2)Культура- это вырабат-мый и признаваемый обществом, орг-ей, отдельной групп. людей ценности, социальные нормы, установки, шаблоны поведения, ритуалы, к-ые заставляют вести себя человека так, а не иначе. 3)Рынок- это сеть равнопр-ых отнош-ий по горизонтали основанных на купли-продажи продукции (услуг), на отношениях собственности, на равноправии продавца и покупателя.