ЛЕКЦИЯ № 43. Поставки продукции для государственных нужд

Федеральные государственные нужды— это потребности РФ в продукции, которая необходима для решения задач жизнеобес­печения, обороны и безопасности страны и для реализации фе­деральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в которых участвует РФ. Поставка продукции для государственных нужд осуществляется путем заключения с пред­приятиями, учреждениями, организациями государственных контрактов на поставку продукции для государственных нужд.

Для осуществления поставок продукции для государственных нужд совершаются следующие действия:

1) Правительство РФ утверждает перечень государственных заказчиков продукции;

2) определяется государственный заказчик, которым может быть федеральный орган исполнительной власти, федераль­ное казенное предприятие или государственное учреждение;

3) размещаются заказы на поставку продукции для федераль­ных государственных нужд путем открытых и (или) закрытых торгов (конкурсов, аукционов);

4) государственные заказчики обеспечиваются финансовыми средствами в объеме, который устанавливается федеральным бюджетом;

5) государственные заказчики являются ответственными за реализацию федеральных целевых программ и обеспечению федеральных государственных нужд;

6) Правительство РФ предоставляет гарантии по обязательст­вам государственного заказчика в пределах средств, выделяе­мых из федерального бюджета.

Целямипоставки продукции для федеральных государствен­ных нужд являются:

1) поддержание необходимого уровня обороноспособности и безопасности государства;

2) обеспечение экспортных поставок продукции для выпол­нения международных экономических, в том числе валютно-кредитных обязательств РФ;

3) создание и поддержание государственных материальных резервов РФ;

4) реализация федеральных целевых программ.

Поставки продукции для государственных нужд обеспечи­ваются за счет средств соответствующего бюджета и внебюджет­ных источников, которые привлекаются для этих целей. Феде­ральные государственные нужды и объемы их финансирования из федерального бюджета предусматриваются в федеральном законе о федеральном бюджете на планируемый период.

При поставке продукции для федеральных государственных нужд устанавливаются обязательные условия:

1) соответствие указанной продукции действующим стан­дартам;

2) поставка только российских товаров.

В государственном контракте на поставку продукции для феде­ральных государственных нужд:

1) определяются права и обязанности государственного за­казчика и поставщика по обеспечению федеральных государ­ственных нужд;

2) регулируются отношения поставщика с государственным заказчиком при выполнении государственного контракта;

3) может быть предусмотрен контроль со стороны государст­венного заказчика за ходом работ по выполнению государст­венного контракта и оказание консультативной и иной помощи поставщику без вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность последнего. Поставщики продукции, предприятия, выполняющие работы

и оказывающие услуги для федеральных государственных нужд, определяются путем проведения конкурса. Конкурс может быть:

1) открытым;

2) закрытым;

3) обычным;

4) двухэтапным. Наиболее распространенным является обычный открытый

конкурс.

Стадии конкурсадля определения поставщика продукции для

федеральных государственных нужд:

1) опубликование в средствах массовой информации объяв­ления о проведении конкурса;

2) направление обратившимся кандидатам информации о планируемых поставках для федеральных государственных нужд с описанием условий поставки, предлагаемых государст­венным заказчиком;

3) получение предложений от кандидатов по организации поставок;

4) оценка поступивших предложений;

5) выбор победителя конкурса;

6) заключение с победителем конкурса государственного контракта. Для того чтобы принять участие в конкурсе, к кандидатам

предъявляются специальные требования:

1) они должны обладать необходимыми производственными мощностями и иными возможностями для выполнения госу­дарственного заказа;

2) они должны быть российскими предприятиями (допуск к конкурсу иностранных предприятий возможен в исключи­тельных случаях — при отсутствии производства указанного вида продукции в РФ или нецелесообразности такого произ­водства);

3) в случае представления недостоверной информации кан­дидаты могут быть отстранены от участия в конкурсе. Поставщики вправе требовать от организатора открытого

конкурса разъяснения конкурсной документации. Организатор открытого конкурса должен ответить на запросы поставщиков, полученные до истечения срока подачи заявок на участие в от­крытом конкурсе о разъяснениях положений конкурсной до­кументации. Организатор открытого конкурса должен направить поставщикам разъяснение положений конкурсной документации в установленные сроки.

При рассмотрении предложений конкурсантов ведется протокол проведения конкурса, в котором указываются:

1) краткое описание поставляемых товаров;

2) наименование и адреса участников конкурса;

3) перечень участников конкурса, которые не прошли пред­варительный отбор;

4) цены товаров, предложенные участниками конкурса;

5) наименование победителя конкурса и цены поставляемых им товаров;

6) основания принятия организатором конкурса решения об отклонении заявок на участие в конкурсе;

7) причины, по которым государственный контракт не заключен.

Победителем по результатам конкурса определяется участник, предложивший лучшие условия поставки. Организатор открыто­го конкурса обязан опубликовать в СМИ информацию о резуль­татах открытого конкурса — о наименовании победителя откры­того конкурса, наименованиях поставляемых им товарах и ценах поставляемых товаров.

Закрытый конкурс проводится в случаях, когда:

1) предметом государственного контракта являются поставки товаров для нужд обороны и безопасности государства в части, составляющей государственную тайну;

2) технически сложные товары производятся ограниченным числом поставщиков. При закрытом конкурсе объявление в СМИ о его проведении не публикуется, а конкурсные мате­риалы направляются непосредственно заранее отобранным конкурсной комиссией кандидатам.

При двухэтапном конкурсе с его участниками предварительно проводятся переговоры, конкретизируются условия, после чего проводится второй этап — непосредственно конкурс.

Контроль за проведением конкурса на поставку продукции для федеральных государственных нужд осуществляет государ­ственный орган, уполномоченный Правительством РФ.

Наши рекомендации