ЛЕКЦИЯ № 50. Виды коммерческих договоров

Договор— это соглашение двух или нескольких лиц об уста­новлении, изменении и прекращении гражданских прав и обя­занностей. Договор является основным видом сделок. Значение договоров:

1) это одно из оснований возникновения гражданских прав и обязанностей;

2) они опосредуют движение объектов гражданских прав от одних лиц к другим;

3) позволяют выявить истинные потребности в определен­ных товарах. Основной принцип заключения договора — сво­бода договора. Стороны вольны заключать или не заключать договор. Стороны могут заключить договор, предусмотрен­ный законом, а также прямо не предусмотренный законом, но и не запрещенный им. Стороны вправе заключить смешанный договор, т. е. содержащий элементы разных видов договоров. Стороны свободны в выборе условий договора. Под содержа­нием договора понимаются взаимные права и обязанности сторон. Условия договора бывают существенные, обычные и случайные. К существенным условиям относится условие, определяющее предмет договора, а также условия, которые определены как таковые в законе или определенные самими сторонами. Обычные условия договора устанавливаются зако­нодательством диспозитивно. Случайные условия договора характерны для данного индивидуального договора.

Все договоры можно классифицировать:

1) по моменту возникновения прав и обязанностей:

а) конценсуальные— заключаются по взаимному согласию
сторон;

б) реальные — для заключения необходимо передать пред­
мет договора;

2) односторонние и двусторонние (многосторонние);

3) возмездные и безвозмездные;

4) по субъекту, в пользу которого заключен договор:

а) договоры в пользу их участников;

б) договоры в пользу третьих лиц;

5) в зависимости от юридической направленности:

а) основной;

б) предварительный;

в) публичный договор;

6) договор присоединения.

В соответствии со ст. 426 ГК РФ публичным договором приз­нается договор, заключенный коммерческой организацией и уста­навливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по харак­теру своей деятельности должна осуществлять в отношении каж­дого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транс­портом общего пользования, услуги связи, энергоснабжения, медицинское, гостиничное обслуживание и т. п.)

Особой разновидностью договора является коммерческий договор. Особенность коммерческого договорасостоит в том, что такой договор:

1) имеет особый субъектный состав: его сторонами являются не все лица, а только те, которые занимаются торговой (ком­мерческой) деятельностью;

2) имеет специальную цель — установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей в сфере тор­говли или содействия торговле.

Все коммерческие договоры можно классифицировать на следующие:

1) реализационные;

2) посреднические;

3) договоры, содействующие торговле;

4) организационные. Реализационные договоры регулируют отношения в сфере

доставки товаров от производителей к потребителям для предпри­нимательских и хозяйственных нужд. К ним относятся договоры:

1) оптовой купли-продажи, по которому одна сторона (про­давец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену) (ст. 454 ГК РФ);

2) поставки, по которому поставщик-продавец, осуществ­ляющий предпринимательскую деятельность, обязуется пере-

дать в обусловленный срок или сроки производимые или заку­паемые им товары покупателю для использования в предпри­нимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использо­ванием (ст. 506 ГК РФ);

3) мены, по которому каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороны один товар в обмен на другой;

4) товарного кредита, по которому предусмотрена обязан­ность одной стороны предоставить другой стороне вещи, определенные родовым признаками;

5) контрактации сельскохозяйственной продукции, по кото­рому производитель сельскохозяйственной продукции обязует­ся передать выращенную (произведенную) им сельскохозяйст­венную продукцию заготовителю — лицу, осуществляющему закупки такой продукции для переработки или продажи (ст. 535 ГК РФ).

Посреднические договоры регулируют отношения по совер­шению одним лицом в интересах другого лица действий по пово­ду товара. К указанным договорам относятся:

1) договор поручения, по которому одна сторона (поверен­ный) обязуется совершить от имени и за счет другой стороны (доверителя) определенные юридические действия;

2) договор комиссии, по которому одна сторона (комиссио­нер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента;

3) договор консигнации;

4) договор коммерческой концессии (франшизы), по которо­му одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предприниматель­ской деятельности пользователя комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю, в том числе право на фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение правообладателя, на охраняемую коммерческую информа­цию, а также на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав — товарный знак, знак обслуживания (ст. 1027 ГК РФ) и т. д.

Договорами, содействующими торговле, являются договоры на:

1) создание рекламной продукции;

2) оказание рекламных и информационных услуг;

3) выполнение маркетинговых исследований;

4) хранение товаров, по которому товарный склад (храни­тель) обязуется за вознаграждение хранить товары, передан­ные ему товаровладельцем (поклажедателем), и возвратить эти товары в сохранности. Организационные договоры имеют своей целью организацию

торгового процесса. К ним относятся:

1) договоры органов государственной власти и местного само­управления с производственными и торговыми фирмами по вопросам организации торговли;

2) договоры исполнительных органов власти о межрегио­нальных поставках товаров;

3) договоры об исключительной продаже товаров;

4) договоры об организации деятельности по реализации товаров.

Наши рекомендации