Когда будешь считать по головам

Сказано: "Когда будешь считать по головам сынов Исраэля... пусть каждый принесет в выкуп за душу свою... половину шекеля... Богатый - не больше, а бедный - не мень-ше" (Тора, Шемот, 30:12).

Нужно понять следующее.

1. Что значит "по головам"?

2. Выкуп за душу. В чем состоит грех, если нужно давать за душу выкуп, означающий искупление?

3. Почему именно половина шекеля? Почему бы им не дать нечто целое, т.е. целый шекель?

Понимать это следует соответствующим образом.

Есть два ответа: с точки зрения действия, и с точки зрения намерения.

"Головой" называется категория разума и знания. К этой области относится намерение, как сказано: "молитва без намерения подобна телу без души". Намерение относится к ка-тегории души (нешама вэ-нефеш). В отличие от этого, действие относится к категории "тела".

На это и указывают слова "по головам сынов Исраэля", "выкуп за душу свою". Речь идет о прегрешениях души, - т.е. о возвращении в том, что касается намерения, посколь-

ку возвращение это осуществляется каждым. Ибо человек создан в желании наслаждаться

ради себя, а чтобы выполнять Тору и заповеди ради отдачи, нужно возвращение, которое каждый обязан совершить. Ведь, на самом деле, в том, что касается действия, человек не грешил никогда, – сразу со дня рождения ему дали хорошее воспитание и строгие рамки.

Однако на намерение приходится основная часть выбора, который человеку надлежит сделать. Ведь намерения не добиться принуждением. Только к действию есть у человека способность себя принудить. В отличие от этого, мысль, т.е. намерение неподвластно че-

ловеку, - это подарок с небес. И на это намекают слова мудрецов: "Если бы не помог че-

ловеку Творец, сам бы не справился".

Вопрос "половины" следует истолковать так: только действие в руках человека, но не намерение. А потому указано: "лишь половину". Если человек даст половину, т.е. дейст-

вие, тогда Творец даст ему вторую половину, т.е. намерение.

А также следует понимать, что есть вера, относящаяся к категории милостыни, и есть Тора, относящаяся к категории подарка. Человек должен сформировать лишь веру, т.е. милостыню, и это называется исправлением творения. Тогда Творец дает вторую полови-

ну, т.е. Тору. Подарок называется венцом творения, а выкуп за душу относится к исправ-лению творения.

Вопрос страданий (2)

(фрагменты)

…Известно, что когда сосуд получает наслаждение, то это от стремления, от ощущения

недостатка к чему-то, - то есть к той вещи, к которой есть большое желание. И в мере же-лания к этой вещи он стремится. А маленькое это желание, или большое, - измеряется ме-рой страданий, которые испытывает, если не обрёл эту вещь.

И как сказано в Предисловии к Учению десяти сфирот (п.п.96, 97): "Тора лишма – это

ради той жизни, которую находит в Торе. Потому что когда он находит лик Творца в Торе, тогда он находит жизнь в Торе, как сказано: "В свете лика Твоего жизнь".

Получается, что, когда человек учит Тору и не находит жизни в Торе, он страдает от этого, и это называется "жизнью страданий будешь жить". То есть, чтобы у него было

страдание от того, что он не находит света лика Творца. И всё равно он не прекращает изучение Торы. И об этом написано: "…и в Торе трудись", несмотря на то, что не нахо-

дишь Её.

Получается, что в той мере, в которой он учит Тору и намеревается Её найти, усили-

ваются его страдания. В определённой мере, - что называется "приложил усилие", и тогда "нашёл"…, что является вопросом находки света лика Царя в Торе.

Выходит, что с помощью страданий в нём создаётся истинное желание получить свет

лика Царя жизни. И это называется страданиями любви, в которых нет отмены Торы. И это потому, что чем больше он усердствует в Торе, тем больше у него страданий…

...и это означает: "Ибо кого любит Творец, того наказывает". Ведь, чтобы у человека были эти страдания от того, что он не находит Творца в Торе, - не каждый человек удо-

стаивается таких страданий. Поэтому сказано: "Счастлив человек, которого наказываешь Ты, Творец".

И страдания человек должен купить, чтобы у него было желание и истинное стремле-ние, потому что именно в истинном желании раскрываются страдания, ведь у человека нет иного кли, чтобы достичь наслаждения, кроме этого желания…

Наши рекомендации